подходят прочные цепи (рис. 5). В их крайние звенья нужно вдеть специальные кольца большего размера и заварить их или сделать на концах петли, стянув звенья болтами. Доработанный таким образом борт расширяет возможности машины. Для Рис. 5. Цепь и фиксация борта цепью длинномерных грузов борт Рис. 4. Установка петель на задний борт самосвала. для перевозки длинномерных грузов. становится дополнительной опорой, а главное, его больна другое, привариваем снизу к кузоее до совмещения с нижним краем ву с обеих сторон втулки. Затем отреборта, нагреваем и загибаем внахше не нужно снимать и ставить вручзаем от стальной полосы два куска лест на борт (рис. 4). После того, как ную, прибегая к чьей-либо помощи. Кстати, проушины верхних "роддлиной 340-350 мм и сверлим в кажобе полосы загнули, останется лишь дом отверстия под пальцы (рис. 3). приварить их к борту. Если нагревать ных" петель со временем изнашиваНадеваем полосы на пальцы и устанечем, то можно соединить петли с ются, и борт при движении порожнего бортом, используя косынки и накладавтомобиля громко лязгает. Чтобы от навливаем их во втулки. этого избавиться, в проушины кузова Если в вашем распоряжении есть ки, вырезанные из такой же полосы. Для фиксации борта в горизони борта вваривают втулки шириной мощный ацетилено-кислородный резак, способный прогреть полосу дотальном положении при перевозке соответственно 20 и 30 мм и исполькрасна в месте сгиба, то поднимаем длинномерных грузов лучше всего зуют удлиненные пальцы. Но, положим, проникнуть не удается. В этом случае лучше приложить основное усилие не к ручке, а к кромке двери, максимально удаленной от петель. Ведь когда вы тянете за ручку, ваше усилие в значительной степени распределяется по периметру двери - и "пересилить" лед трудно. К тому же дверь - конструкция упругая. Гораздо рациональнее, оттягивая ручку левой рукой, одновременно правой воздействовать на кромку двери. Конечно, лучше, если при этом кто-нибудь вам помогает. Вам могут предложить открыть дверь с помощью рычага, например монтажной лопатки. В этом случае постарайтесь не повредить соседнюю дверь. Для этого сам рычаг и его опору (например, дощечку) не за будьте обернуть мягкой тканью, р е зиной и т. п. Подобные методы освобождения примерзших дверей на современных иномарках, в отличие от российских автомобилей, малоприменимы: только у "наших" щели позволяют использовать рычаг или собственные пальцы. Поэтому перед наступлением морозов лучше позаботиться о дверях. Они гораздо меньше примерзают к уплотнителю, обработанному, например, глицерином или мастиками на основе воска, парафина. Не следует смазывать уплотнитель маслами или консистентными смазками - они портят резину ик тому же пачкаются. ЗР 1/98ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬОднажды, оставив вечером на открытой стоянке мокрый автомобиль ВАЗ-2106, утром я долго не могла открыть примерзшую дверь. Интересно, как в таких случаях поступают бывалые водители? В замерзший замок часто даже ключ не удается вставить. В этой си туации не спешите, по примеру некоторых, приложиться к замороженному замку губами, чтобы подуть в него. Дело может обернуться бедой. Если уж дуть, то хотя бы сквозь ткань носового платка (правда, результата придется ждать дольше). Если вы курите, можно, нагревая ключ пламенем за жигалки, постепенно добиться успеха. Лед, как известно, неплохо растворяется в спирте. Поэтому при неустойчивой погоде (если замки не были к этому подготовлены - высушены, смазаны), направляясь к машине, неплохо иметь при себе небольшой пузырек со спиртом и шприц. В некоторых случаях, говорят, дам выручали духи, одеколон и т. п., особенно аэрозольные. С наступлением зимы "бывалые" могут посоветовать вам смазать за мок тормозной жидкостью. Совет вполне приемлем, если сам "консультант" понимает, о чем идет речь. Аречь идет о старых (ныне купить их непросто) тормозных жидкостях на основе спиртов, например БСК. Лед действительно растворяется, и замок работает нормально. Если же замок смазать "Невой" "Росой" и им подобными жидкостями на основе этиленгликоля, вы рискуете получить прямо противоположный результат. Эти жидкости чрезвычайно гигроскопичны ("притягивают' влагу!) - и вскоре замок окажется заполнен кашицей льда настолько, что перестанет работать. Если замок размораживали ды ханием или выхлопными газами от "соседского" двигателя с помощью шланга (как советует один из "бывалых" в ЗР, 1997 № 10), немедленно смажьте его жидкостью WD-40, вытесняющей воду. В противном случае на деталях замка оседает дополнительная влага (конденсат из выдыхаемого воздуха или выхлопных газов) и вскоре он снова замерзнет. Открыть замок - половина дела. Часто дверь по контуру уплотнителя так к нему примерзает, что "оторвать" ее совсем непросто. Учтите, двери порой намокают по-разному, да и примерзают неодинаково, особенно если мороз сопровождается ветром. Если не открывается дверь водителя, попробуйте открыть другую, с правой стороны. Когда же вы проникли в машину (неважно, как), остальные двери "оторвать" проще всего нажатием изнутри.173