127
Ш'1ШШ:У1Ж ТИРАНИЛИ НАС ЩЛЩНМ"Изысканным садизмом" назвала процедуру' регистрации японской иномарки в Москве страдавшая сторона. Юрий БОЛЬШОВВ прошлом номере ЗР "темой" нашего эксперимента было "снятие с учета". О том, какими "удобствами" обставлена эта процедура в Екатеринбурге, поведал наш собственный корреспондент в столице 4 Урала. На этот раз на проблему обслуживания владельцев автомобилей в ГАИ мы решили посмотреть с другой стороны и из другого места. Благо, представился хороший повод. В том же № 12 за прошлый год помещен рассказ о покупке в Приморье подержанного "японца" - вседорожника "Ниссан-Террано", который должен был пополнить автопарк ЗР. Теперь его предстояло зарегистрировать в Москве. Поговорили со знающими людьми. Ничего утешительного: платить придется много - считают они. Если не деньгами (а «ь регистрация иномарки "без проблем" стоит до 500 долларов), то здоровьем уж точно. Но нам-то платить валютой не резон у нас эксперимент. Так что зарегистрируем "Террано" по всем правилам, да еще на физическое лицо! Предваряя вопрос о фарах, вернее, о "японском" распределении луча (с ними ТО не пройти), мы их сразу заменили на неновые, но "европейские". Итак - в путь, долгий и тернистый. Рассудили: коль машина растаможена, прямая дорога - в ГАИ по месту жительства. Там она будет на учете, там буф дет проходить техосмотры и т. д. Приехали. "Нет, - говорит дежурный "по месту жительства", -только в ОТОР! Иномарка с правым рулем... Тут без ОТОРа никак!" Отделов технического осмотра и регистрации в Москве два. Начнем со "Второго". С утра пораньше мы на месте. Пишем заявление, оплачиваем "Акт технического осмотра" и сбор за ТО, проверка "на угон"... Въезжаем на линию. Инспектор смотрит бумаги: "Это вам не к нам!" Оказалось, что "Второй" обслуживает всю столицу... за исключением северных районов. Время около полудня. Потолкавшись среди таких ^ же горемык, узнаем, что на "Первый" сегодня лучше не соваться: всего одна линия и, соответственно, огромные очереди. Утро второго дня. На ОТОР-1 от первого встреченного нами инспектора услышали: "Напрасно суетитесь! Дуйте по месту жительства!" - "Спасибо, уже были." "Ну, тогда в 21-й кабинет". В кабинете пишем заявление и узнаем расчетный счет. Теперь - очередь в комнату, где проверяют "на угон". Потом за тридевять земель в Сбербанк: нужно уплатить заново 3112 рублей за "Акт технического осмотра". Возвращаемся за 40 минут до (их) обеда. На площадку уже не пускают: "Куда лезете! До обеда не успеете, здесь стройтесь в очередь". Через два часа попадаем за забор. К мрачному бараку тянется хвост из двадцати машин. Те, кто впереди, занимали очередь в шесть утра. Пять инспекторов работают в режиме "итальянской забастовки": показательно не торопясь. Проверяют все, даже содержимое аптечки. Поскольку единственная линия не работает, контроль визуальный. Но тщательный. К концу рабочего дня выносят вердикт: машина осмотр не прошла - маленькие форточки тонированы темной пленкой. Только ринулись ее отдирать, как офицер "вспомнил": "А в нашем ОТОРе номера физическим лицам не выдают!" - "Тогда где же?" - "По месту жительства". Теперь бы получить заключение криминалистов (печать), что "Террано" не краденый, то есть номера на нем не подделаны. Спрашиваем всех подряд: "Где сидят криминалисты?". Оказывается, в комнате 12. Ищем. Минут через двадцать узнаем, что комната в другом корпусе. Снова долго ищем. Наконец, обнаруживаем здорового парня у компьютера. "Нам бы печать." "Подгони машину к зданию напротив, сиди и жди!" Подгоняем, сидим, ждем. Через десять минут появляется криминалист: "Открой капот! Закрой! Давай документы!" И уходит. Мы видим, как в другом конце двора он весело беседует с приятелем. Проходит еще двадцать минут. Парень идет в комнату 12, шлепает печать и отдает документы. Время - семь. Конец второго дня. Перебираем в памяти "этапы" пройденного за двое потерянных суток пути к регистрации нашего бедного "японца" и приходим к выводу: нам жутко повезло. Как раз в эти дни пресса усиленно муссирует тему увеличения численности., рядов МВД, без чего-де не навести порядка в России. Невольно перед глазами проплывают лица десятков инспекторов ГАИ, которые эти дни давали нам взаимоисключающие указивки, мытарили, откровенно филонили. А чего ожидать, если их будет в два раза больше? Даже вообразить трудно. Утро третьего дня. Едем в ГАИ "по месту жительства". "Опять" повезло - там нашелся инспектор, который объяснил: машину нужно регистрировать в МРЭО Северного административного округа! "Ну, а ОТОР?" - "А туда вообще не надо было ездить!" - "А зачем там проверяли машину, писали акт и предупреждали, что номеров не дадут?" - "Позвольте, вы же заплатили за техосмотр!" - "Так вы же сами послали в ОТОР!" Что тут скажешь! Едем в МРЭО. Новый круг: Сбербанк, проверка "на угон", ТО, криминалисты, очередь... Теперь повезло по-настоящему: успели получить "Свидетельство о регистрации". Закончился третий день. Утро дня четвертого. Мы - одни из первых. Кабинеты, кабинеты, подписи, печати... О счастье! К вечеру техталон и "железки" у нас в руках. Но... только на три месяца: проверять будут! Паспорт технического средства - ПТС - остался в залоге. Его отдельно проверят на подлинность. А еще запросят таможню. "Когда придет подтверждение?" - "Если повезет - через полгода. Приезжайте, будем продлевать свидетельство", - последовал ответ. Осталось спросить себя: "А на кой вообще эта машина?" Вернее, так: зачем нужна старая иномарка, да еще с правым рулем, если с самого начала с ней такая морока? Ведь иначе, как изысканным садизмом не назовешь в общем-то такую простую вещь, как получение номеров на машину "из-за бугра". Впрочем, даже если бы это был новый отечественный автомобиль, процедура его регистрации не стала бы намного легче. Просто наши "должностные лица" так "любят" транспортные средства, регистрацию, владельцев машин, свою работу и весь белый свет. Может, надо ставить вопрос по-другому: "А на кой мне такая ГАИ?"ЗР 1/98127