100
101
АНГЛИЙСКИЙ "УДАР"Энди Грин преодолел звуковой барьер на реактивном автомобиле. • ^Безжизненная, плоская, как стол, пустыня Блэк-Рок в американском штате Невада - ни кустика, ни травинки на много миль вокруг. Природа потратила тысячи лет, чтобы измельчить камни в крошку, плотно утрамбовать поверхность и создать уголок абсолютного покоя. Неужели заранее знала, что именно такое, на редкость непривлекательное место обязательно когда-нибудь понадобится людям? Правда, людям совершенно особой породы - охотникам за рекордами скорости на суше. Это механизированное "сафари" началось почти сто лет назад - в 1898 году француз граф Гастон де Шасслу-Лоба, стремясь выиграть пари, проехал на своем "мобиле", оснащенном электродвигателем, километровый участок за 57 секунд. Умопомрачительная по тем временам средняя скорость 63 км/ч стала первым официально признанным рекордом. Эпоха электрических и паровых двигателей была короткой, зато очень долго создатели рекордных машин выжимали все соки из двигателей внутреннего сгорания. Количество цилиндров, кубических сантиметров и лошадиных сил росло как на дрожжах, появились сигарообразные формы и совсем уж авиационные хвосты-стабилизаторы. Одна из выдающихся конструкций, английский "Тандерболт" ("Удар грома") 1937 года, приводилась в движение двумя 12-цилиндровыми V-образными двигателями общим объемом 73 (!) литра и суммарной мощностью 4700 л. с. А титул самого быстрого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания до сих пор сохраняет американский ракетообразный Толденрод", достигший в 1965 году скорости 658,527 км/ч. Все аппараты, созданные позже, едва ли можно считать автомобилями, скорее сухопутными самолетами или ракетами. После того, как Международная автомобильная федерация (заезды на установление рекордов скорости на суше и сейчас ее вотчина) отменила требование о том, что мотор обязательно должен приводить в движение хотя бы одну ось, их оснащали уже только тур-"Траст SSC" - выглядит агрессивно, но создан в мирных целях.бинными и реактивными двигателями. Из кабины водителя дружно исчезли лишние рычаги и педали, утратил значение руль когда машина несется по прямой со скоростью эдак под 800, его, ей-Богу, лучше не трогать. А затормозить эти адские снаряды без помощи парашюта никто и не мыслил. Вообще, остановиться стало куда сложнее, нежели разогнаться, - для этого требовался определенный оперативный простор. Его могли предоставить высохшие соляные озера и ровные каменистые пустыни, подобные Блэк-Рок, - асфальт специальных гоночных трасс "устарел" вместе с ДВС. До середины века интерес к установлению мировых рекордов проявляли и французы, и немцы, и итальянцы, но после второй мировой войны сложили оружие. предоставив выяснение отношений англичанам и американцам. Те вполне преуспели, почти поочередно "поднимая планку" и доведя рекордный показатель до отметки 1019,44 км/ч. Это сделал в 1983 году англичанин Ричард Ноубл на автомобиле-"ракете" "Траст-2" (англ. thrust - удар, выпад, бросок), и с тех пор на арене сверхскоростей царило полное затишье, время от времени слегка нарушаемое сообщениями то об одном. то о другом готовящемся проекте."Зачем теперь летать?" Энди Грин - самый быстрый водитель в мире. За 16 секунд - до 1000 км/ч! . ПО "ДУХУ АМЕРИКИ1997-го о своей полной готовности вновь вступить в погоню за скоростью сообщил Ричард Ноубл. Его новое детище, "Траст SSC" (SSC SuperSonicCar, "сверхзвуковой автомобиль") определенно превосходил "Дух Америки", поскольку располагал двумя реактивными двигателями производства компании "Роллс-Ройс" (автомобили, как известно, отнюдь не главное поле ее деятельности) суммарной мощностью 106 тысяч "лошадей"! Предварительные испытания показали, что до 1000 км/ч "Траст" разгоняется без труда за какие-то 16 секунд, а вот дальше многое зависит от погодных условий и, разумеется, удачи. В сентябре (осенью в Блэк-Рок тоже бывает жарко, но все же не такое пекло, как в летние месяцы) начался очный поединок двух суперкаров. Сам Ноубл уже не рискнул "сесть за руль", доверив "бескрылый самолет", постройка которого обошлась примерно в5 млн. фунтов стерлингов, 35-летнему пилоту британских ВВС Энди Грину. Уже потерявший надежду Бридлав все же попытался опередить англичан, чтобы - пусть всего несколько дней - побыть самым быстрым человеком на суше. Но, увы, восстановленному "Спирит оф Америка" с трудом удалось превысить скромные 600 км/ч, а тут еще ветер поднял пыль, песок попал в двигатель - снова ремонт, снова расходы... Американцам пришлось признать поражение и превратиться в наблюдателей. Англичане же теперь никуда не спешили и спокойно ждали погоды. Утро 25 сентября поначалу казалось не слишком подходящим, но к 10 часам ветер стих и солнце устранило последствия небольшого дождя. Можно стартовать. По правилам, претендент на звание рекордсмена должен в течение часа провести два заезда - "туда" и "обратно". Результаты суммируются и вычисляется средняя скорость. Энди Грин в "ту сторону" развил 1127 км/ч, в "другую" - 1171, и судейская бригада вскоре вынесла вердикт: абсолютный мировой рекорд на дистанции в одну милю состоялся и отныне равен 1149,3005 км/ч! Но британцы не собирались покидать неприветливую пустыню Блэк-Рок. "День Икс - 1 4 октября", - заявили они и продолжили методичную подготовку "Траста" к новым заездам. Неспроста же их "самолетомобиль" именовался сверхзвуковым! 14 октября 1947 года американский летчик Чак Егер на экспериментальном самолете "Икс-1" пронесся над авиабазой Эдварде в штате Калифорния, впервые превысив скорость звука в воздухе. Спустя ровно полвека англичане намеревались добиться того же на земле, нанеся таким образом еще один ощутимый удар по национальной гордости конкурентов-американцев! К великому сожалению одних и, быть может, скрытой радости других, вторник 14 октября выдался слишком жарким для подобного мероприятия - "Траст SSC" так и не вышел на старт. А вот 74-летний Егер, ныне бригадный генерал ВВС США, свой праздник отметил. Правда, в другой пустыне - калифорнийской Мохаве. На истребителе F-15 поднялся в воздух и, как 50 лет назад, только уже чисто символически преодолел звуковой барьер. Упорные же англичане добились своего с опозданием всего в один день: 15 октября Энди Грин промчался по пустыне со средней скоростью 1226,86 км/ч - новый рекорд! Громкий хлопок свидетельствовал о преодолении скорости звука, которая в данных условиях составляла 1203 км/ч. Нет никаких сомнений, что американцы этого просто так не оставят ив скором будущем предпримут новые попытки. Хотя найти спонсоров, без которых нынче не обходится ни один подобный проект, теперь сложнее: очень привлекательный ориентир - скорость звука - пройденный этап. Но, возможно, кто-нибудь рискнет замахнуться на "2000 в 2000 году"?Уверенные в успехе, англичане более чем за два месяца до рекорда продемонстрировали машину широкой публике.И вот, в октябре 1996 года сражение возобновилось, причем в бой вступили, если можно так выразиться, "старики". Американцы, возглавляемые Крэйгом Бридлавом - первым на земле человеком, в 60-х преодолевшим барьеры в 400, 500 и 600 миль в час, привезли в Блэк-Рок "Спирит оф Америка Соник 2". Машину, оснащенную 45000-сильным реактивным двигателем "Дженерал электрик" от самолета-истребителя F-4 "Фантом", строили в течение четырех лет, 59-летний Бридлав лично намеревался сесть в кабину и вернуть мировой рекорд единственно достойному, как он считал, владельцу - Соединенным Штатам. Однако ветерана подстерегала обидная неудача - когда болид разогнался до 1086,7 км/ч, что превышало достижение Ноубла, внезапный порыв ветра сдвинул его с заданной траектории и опрокинул. Пилот отделался синяками и легким испугом, но машине потребовался серьезный и длительный ремонт. Испытывая нужду в деньгах, команда Бридлава обратилась за помощью к обычным американцам и средства таким образом нашла тысячи людей поддержали проект. Но драгоценное время было потеряно - летомШШШШШШШ1