68
69
70
71
ЦЕНЫ ЗРСАМЫЕВ первую вошли новые автомобили стоимостью от 3 до 10 тысяч долларов США, во вторую - от 10 до 20 тысяч и далее через 10 тысяч до 60. В этом номере журнала подробно рассмотрена первая группа, во втором будет следующая и т.д. Таким образом, каждую ценовую группу мы будем обсуждать дважды в год, отмечая все изменения, происшедшие на автомобильном рынке в течение шести месяцев. Кроме того, сухие цифры таблиц теперь дополнены комментарием, который, во-первых, упростит восприятие табличных данных и, во-вторых, позволит отметить некоторые индивидуальные особенности конкретных автомобилей. Первая группа включает, в основном, автомобили, сделанные в России. Пока лишь три зарубежные модели могут конкурировать с ними по цене. Все они - из стран бывшего соцлагеря и только с карбюраторными двигателями. "Дэу-Тико", которые поступают теперь только из Узбекистана (корейскихЙУпнькАнтон УТКИНВ этом году мы модернизировали рубрику "Цены" (см. синие страницы, с.190) - весь ассортимент московских автосалонов теперь разбит на шесть ценовых групп.уже год как нет в продаже), могут более чем на тысячу долларов различаться по цене в зависимости от комплектации. Брать базовую модель - без кондиционера, с четырехступенчатой коробкой и дешевой обивкой - покупатель обычно не настроен. "Раз уж иномарка - значит, должна быть полностью "упакована", считает он. Но "Тико" в комплектации DX явно дорог для тех, кто вообще настроен на такую маленькую машинку. В качестве единственного автомобиля в семье потребитель за такие деньги выбирает чаще российскую машину покрупнее. Зато "Тико" может привлечь интерес в качестве "автомобиля-подарка". (В обиход людей состоятельных это понятие входит все больше и больше.) Дарить жене или секретарше "нормальную" машину не принято - подарок должен выглядеть скромно. "Ока" - слишком дешево, "РеноТвинго" - слишком накладно, а вот "Тико" - в самый раз. Шансы на более широкий спрос, чем "Тико", имеют "ФИАТ-Уно" польского производства и чешская "Шкода-Фелиция". "Уно", который продается у нас недавно, - аналог пятидверной "Таврии". Да, он вдвое превосходит ее по цене, зато имеет репутацию одной из популярнейших в Европе моделей. Важное его преимущество перед корейскими машинами схожесть конструкции с привычными "самарами" и более доступные запчасти высокого качества из Европы. Покупатель "Шкоды", аналога нашей "девятки", - тот, которого ВАЗ потерял раз и навсегда. За более высокое качество он согласен доплатить две тысячи долларов (и вчетверо больше платить за техобслуживание.) Каких-либо выдающихся достоинств (например, демпинговой цены), способствующих широкому наступлению на российский рынок, ни одна из трех иномарок не имеет. Их преимущества на фоне ва-^ТС7/Т\Г\L •••ЛЙ \,1Ш1£тШftшт)&.^т-г68ЗР 1/9811 зовских переднеприводных частично компенсированы недостатками: несколько худшей динамикой и некоторой непрак• тичностью в эксплуатации. Но определенная часть потребителей, вчерашних "жигулистов", обеспечивает им все расширяющийся спрос. Отказываясь брать машину ВАЗа, они просто-напросто хотят в чем-то отличаться от безликой толпы - им до тошноты надоели угловатые "кирпичи" и "зубила". Но так рассуждают немногие - в основном, осведомленные жители крупных центров. Ясно - слишком уж долго слова "Жигули" и "машина" были у нас синонимами. Автомобили ВАЗ не только далеко « впереди по объемам продаж в данной ценовой группе. Более того - даже искушенные клиенты пока предпочитают их "недорогим" моделям "Форда", ФИАТа, СЕАТа и прочих солидных фирм - стоимостью до 20 тысяч долларов. И дело тут вовсе не в патриотизме: главное премущество для владельца российской машины - возможность ее обслуживания и ремонта у "своего" механика. Система автосервиса, созданная в 70-е годы, надолго отвратила автолюбителей от "фирменных" СТО. Вот, наприФ мер, раздумья клиента перед покупкой машины. "Нравится мне "Рено-19", да и стоит недорого для иномарки - всего 13 тысяч долларов. Но наш Петрович панически боится лезть под капот таких машин. А значит, придется ездить в другую часть города на фирменный сервис, оплачивая при этом не только труд мастера, но и здание, компьютеры, охрану плюс налоги со всего перечисленного... Нет, куплю-ка я лучше опять "девятку"... Кроме того, российская машина привлекает тех, кто хочет ее дооборудовать. Сразу после покупки он меняет на импортные: диски колес, шины, амортизаторы, руль и т. д. Затем ставит "полный электропакет", иногда - кондиционер и форсированный двигатель. Все это может чуть ли не удвоить стоимость машины - тем не менее об иномарке, где все вышеперечисленное уже есть, такой клиент не помышляет. Его кредо - оставаться в толпе, при этом максимально выделяясь в ней. Заднеприводные модели ВАЗа - наиболее массовые, отработанные, относительно дешевые. Феноменальная популярность архаичной "шестерки" наводит на мысль, что если завод решит возобновить выпуск ВАЗ-2101 с розничной ценой около 4500 долларов, то снова настаивать на ужесточении таможенных барьеров ему уже не понадобится... Покупает "классику" тот, кто еще не ездил на переднеприводной машине и не знает ее преимуществ. "Жигули" идеально подходят в качестве разъездного транспорта для предприятий - дешевая и практичная машина верно отработает года два, после чего легко "уйдет" за полцены. Особый сектор рынка занимают ВАЗ2104 и "Нива". У первого - стабильный круг поклонников, сложившийся еще во времена ВАЗ-2102 - этим людям нужен только универсал. "Четверка", пожалуй, самая удобная машина для домовитых людей. Относительно недорогая, никаких проблем с запчастями и ремонтом, а низкий порог багажника позволяет легко доставать тяжелые вещи, не поднимая их вверх и не касаясь одеждой грязной поверхности кузова. "Нива" хуже "Жигулей" буквально во всем, кроме проходимости. Несмотря на высокую металлоемкость и большее количество деталей, цена ее ниже, чем простой и технологичной "девятки", - это диктует спрос. Поклонники "Нивы", которым действительно нужна проходимость (или ощущение ее потенциальной возможности), согласны терпеть шум, вибрацию и частые ремонты. Об иномарках они и не мечтают - ведь любая, которую обобщенно называют словом "джип", стоит не меньше 26 тысяч долларов. Но если вы не планируете регулярно ездить по грунтовым или заснеженным дорогам, то, может, лучше пару раз в год помучиться, откапывая застрявшие "Жигули", чем тосковать в шумной "Ниве", наматывая тысячи километров по асфальту... Об остальных российских автомобилях скажем кратко: их покупают те, кто по'СХ»ЗР 1/9869 каким-либо причинам не покупает автомобили ВАЗ. Если речь идет об "Оке" - это нехватка средств и желание сэкономить на эксплуатации. Последнее весьма спорно - по сравнению с ВАЗ-2108 экономия бензина не превышает 2 л/100 км, да и та "поедается" дорогими запчастями к "Оке" и их малым ресурсом. Ну, а чем мотивирует свой выбор тот, кто покупает новый "Москвич" по цене ВАЗ-2105? Доводы такие. "Москвич" - машина "неугоняемая", его можно бросать где угодно, даже не заботясь об установке сигнализации. К тому же он конструктивно совершеннее "Жигулей" (правда, чтобы это почувствовать, надо к машине приложить руки). Это преимущество можно приумножить, ведь "Москвич" отлично поддается самому глубокому тюнингу. Наконец, на "Москвиче" ездить спокойнее и быстрее, ведь гаишники останавливают в основном иномарки и "самары". Автомобили "Волга" в данной ценовой группе представлены в самых простейших комплектациях и только со старым двигателем ЗМЗ-402. Впрочем, приверженцы этой марки всегда хвалят именно устаревшие узлы, ругая модернизированные. Сейчас, когда базовая "Волга" с четырехступенчатой коробкой пере- < дач дешевле "Самары", она весьма привлекательна для того, кто не раз перебирал своими руками старенький "Запорожец" или "Москвич". Но для таких владельцев интенсивная эксплуатация "Волги" может стать обременительной - вопреки расхожему мнению, ресурс ее деталей не выше, чем у вазовских, не говоря уже про большой расход топлива и доро-НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ СТОИМОСТЬЮ ОТ 3 ДО 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ. Модель Число цилиндровТип Число кузова раб.объем, см'-мощность, л.с. дверей Габарит, мм Объем Дорожный просвет, мм багажника, л Стоим. Цена в1 н-часа Москве •УАЗ-31512 "Москвич-214122" ВАЗ-21053 ВАЗ-21061 УАЗ-31514-10У XССУУ4-2445-90 4-1702-85 4-1450-72 4-1450-72 4-2445-90 4-2445-90 4-1690-84 4-1450-72 4-1500-70 3-796-41 4-1500-70 4-999-45 4-1289-55•• 55 445534345554025x1805x1990 4350x1690x1400 4128x1620x1446 4166x1611x1440 4025x1785x2020 4025x1785x2020 3720x1680x1640 4115x1620x1443 4006x1650x1402 3340x1400x1395 4006x1650x1402 3680x1550x1410 3855x1635x1450ннн 215160 170 170 215 215 220 170 160 160 160н.д. 110200/400•• 1010 17 17 10 10 17 17 17 40 17 48303200 5300 6000 6100 6200 6400 6800 • 7000 7500 7800 8000 8100 8500 9400370 325 325265/980 345/1035 270/1000"Нива" ВАЗ-21213У УВАЗ-21083 "Дэу-Тико DX" ВАЗ-21093 "ФИАТ-Уно 45" "Шкода-Фелиция 1.3 LX"X XXXX175270/1000 271/968 272•Примечания: 1. Цены приведены в долларах США на полностью растаможенные автомобили в базовой комплектации. 2. Расценки на техобслуживание за 1 нормо-час - в долларах США. 3. Тип кузова: С - седан; У - универсал; X - хэтчбек. 4. Все модели - с бензиновыми моторами.70ЗР 1/98 мити деньгНе один месяц прошел со дня открытия завода по сборке белорусских "фордов" в поселке Обчак под Шнеком (см. ЗР. 1997. №9:1996. № 11). Однако что-то не видно на дорогах ни "хкортов". ни "транзитов" местного производства. За два месяца СП "Форд-Юнион" выпустило 40 (!) "эскортов" и 120 "транзитов". В продаже они должны были появиться в конце августа, но увы... Руководство завода всячески избегает встреч с журналистами. Есть причины? Есть. И первая -до сих пор на выпускаемые автомобили даже не установлена цена! Комплектующие поступают исправно, сборочная линия работает... Поговаривают, однако, что три акционера (правительство РБ. дилер "Форда"- 'Лада ОМС" и собственно "Форд"), дружно работавшие на стадии строительства, к началу выпуска автомобилей столкнулись с трудностями "раздела пирога". Каждый хочет положить в свой карман побольше. Злые языки утверждают. что пытаются урвать даже на зарплате работников СП (ееразмеры-великая "коммерческая тайна". но далеки от обещанной, это точно). Что уж говорить о том. как хотят "заработать на цене самих автомобилей! А ведь "эскорты" и 'транзиты" должны стоить несколько дешевле своих конкурентов -в этом залог успеха К тому же "Эскорт" - достаточно старая машина и стоит ей перешагнуть ценовой барьер в 12 тыс. долларов. как покупатели охладеют (согласитесь: немецкий "Форд" можно купить за 15-17 тыс. долларов, а "белорусская сборка" - еще никому не известна). Заверения об "американской технологии и немецком качестве" пока остались словами. Транзит", казалось бы. достойный соперник "газелей", но "общеэсэнговские" трудности с обслуживанием автомобилей 'Форд" и настороженность российских дилеров . Теперь таможня. Как известно (и это не скрывали в Обчаке), продукция белорусского завода была предназначена прежде всего для России. Пока отмечали торжественный пуск конвейера, президент РВ ввел строгие правила пересечения границы для российских автомобилей и грузов. Российская сторона не осталась в долгу: в августе ГТК установил новый порядок ввоза местных автомобилей. Суть, грубо говоря, в том. что таможенный сбор за приобретенную россиянином белорусскую иномарку нужно перевести в российский бюджет. Пока эти решения взаимно оспариваются. принимаются декреты о приведении "к одному знаменателю условий, в которых работает СП. и нового налогового кодекса РФ", звучат призывы продавать машины только в Белоруссии. Пока вообще неясно, будем мы дружить с белорусами или ссориться, продукция "Форд-Юнион" в Россию не едет Печально. Впрочем, может скоро подоспеют ижевские и балаковские "хёндэ". а там и нижегородские ФИАТы? Минск Алексей АНИКОВ ЗР 198гие запчасти. С другой стороны, покупать новую машину для редких поездок на дачу нерационально - подержанные "волги" • сейчас быстро обесцениваются, и, проехав за три года 20 тыс. км, вы рискуете потерять 3 тысячи долларов. Того, кто воплотил давнюю мечту о "номенклатурной" "Волге", купив ее после "Жигулей", скорее всего ждет разочарование. Кроме просторного салона и плавного хода, он ничего хорошего не отметит. Зато как представительская машина на предприятии, особенно в провинции, где хватает рукастых шоферов, "Волга" вполне подходит. Автомобили УАЗ, хотя они и включеt ны в таблицу, можно назвать легковыми с большой натяжкой. Покупателя, до этого не имевшего дело с грузовиками, неприятно поразит кузов УАЗа. Двери и капот, захлопывающиеся "металл по металлу", острые, как бритва, отбортовки кузовных деталей - на фоне этого уже не радует "вечное" шасси машины. Впрочем, эта "вечность", имевшая какой-то смысл в эпоху дефицита, сейчас вряд ли ему понадобится. Устав то и дело подкрашивать машину, слушать рев двигателя и нюхать испаряющийся из горячего карбюратора I бензин, владелец начинает задумываться о продаже "уазика". Тем более, что главное преимущество машины - высокую проходимость, ради которой все это полагается терпеть, он всячески избегает использовать. Засев два-три раза так, что приходилось искать трактор, он начинает понимать, что прохождение бездорожья на джипе - что-то среднее между спортом, искусством и игрой в рулетку. Особенно бывает досадно, когда, застряв на глинистом проселке рядом с какой-нибудь "восьмеркой", владелец "козлика" видит, как трое мужиков без всякого трактора выталкивают ее руками и едут дальше... Разумеется, в этом коротком обзоре упомянуты лишь основные качества машин. Есть много других, которые могут определить выбор покупателя. О них читайте в разделе "Опыт эксплуатации". В заключение напоминаем читателям, собравшимся в автосалон за новой машиной, что объявленная деноминация рубля никоим образом не препятствует хождению купюр образца 1993 года. Того продавца, который откажется принять их к оплате или вздумает установить "свой курс" - ниже чем 1000:1, - ждет наказание вплоть до лишения лицензии. Учтите, что курс рубля к доллару теперь включает и копейки; округлив их в большую сторону, магазин, объявляющий цены в долларах (или "у.е."), попросту увеличит цену. Впрочем, есть основания надеяться, что в связи со стабилизацией курса рубля и введением дензнаков, более удобных для исчисления, цены на автомобили наконецто станут указывать в национальной валюте, как принято повсюду в мире.