72
73
74
ВЫБОРРОССИЙСКАЯ СБОРКА; ОТ "АВЕЛЛЫ" ., „ „ w БЛЕЙЗЕРА" ДОстали реальным фактором рынка. Приглядимся, из чего может нынче выбирать состоятельный, но экономный покупатель.Владимир АРКУША Можно иронизировать над сборкой иномарок в России: "Подумаешь, бампера привернули!". Можно сомневаться в надежности местных, да и зарубежных производителей: смогут ли они, как обещают, пройти весь путь от отверточной сборки до изготовления автомобилей в полном смысле слова. Тем временем появляется все больше марок и моделей с табличками "Сделано в России" (а уж планов их выпускать - и подавно). В этом обзоре мы коснемся не только уже ставших известными моделей (в основном корейского происхождения), но и тех, которые настойчиво обещают собирать и продавать I здесь уже в 1998-м - "Рено' и ФИАТ. Список "ударников отверточной сборки" в России открыл завод "Красный Аксай" (Ростов). В течение 1997 года инициативу развили корпорация "ЕлАЗ-ДМ" в Елабуге, "Химэксмаш" в Балаково, Саратовской области, "КИА-Балтика" в Калининграде; "со дня на день" к ним должны прибавиться заводы "Москвич" и "Ижмаш", а в конце года - ГАЗ. Модели, уже освоенные и намеченные для сборки, мы, как полагается, свели в таблицу: получилась довольно обширная (по нашим меркам) компания. Поговорим о том, что представляют собой машины с технической точки зрения, на чей интерес претендуют и, наконец, в какой мере отвечают пожеланиям читателей, высказанным в недавних анкетах ЗР (1997. № 7 и 11). В разнообразии моделей нетрудно увидеть объединяющие их черты. Прежде всего, это "свежие" машины, освоенные зарубежными фирмами в последние четыре года. Новизна проявляется не только в привлекательном внешнем облике (к слову, иным моделям, особенно КИА, явно не хватает узнаваемопреднатягом, подушки, усилители дверей, дополнительные стоп-сигналы. О дизайне и отделке интерьера говорить излишне, а знакомство с кондиционером в какой-нибудь "Нексии", уверены, заставило многих пересмотреть представления о комфорте. Выделять в отдельную группу машины, собираемые в России, стоит по двум-%. причинам: во-первых, пытаясь увидеть за ними своего рода микромодель "российского" автопрома ближайших пяти лет (как альтернативу традиционным отечественным заводам). Вовторых, "оседлые", местной сборки модели оказываются в более выгодном положении на рынке. Причина в том, что ^ с расширением объемов сборки появляется возможность снизить цену и, как правило, прекратить импорт этой модели с головного предприятия. Выбор кузовов довольно разнообразен. Седанов больше, хотя в малом классе есть пяти- и трехдверные хэтчбеки (кроме "Сефии" и "Нексии", поставляемых только с кузовом седан). Уместно обратиться к анкете ЗР: действительно, хэтчбеки по душе лишь 10% опрошенных, тогда как седану отдали предпочтение 23,6% ответивших читателей - почти четверть. (Любопытно было бы узнать, в какой мере спрос на "Хёндэ-Акцент" или "КИА-Авелла" отвечает данным опроса.) В анкете ЗР 25,3% респондентов высказались за универсал. Увы, корейских моделей с таким кузовом вIIII "Дэу-Эсперо . "Дэу-Не сти), но ив современной конструкции. Все машины, исключая вседорожники, - переднеприводные, все оснащены моторами высокой удельной мощности, с электронным впрыском, не редкость - многоклапанные головки цилиндров. В комплектацию многих моделей класса "Самары" входят АБС тормозов, гидроусилитель руля; можно заказать и автоматическую коробку передач. Словом, то, что в России по инерции относят к атрибутам роскошного автомобиля; то, чего мы заждались на отечественных моделях. Сказанное относится ик элементам пассивной безопасности: ремни с регулировкой крепления и72ЗР 1/98 малом классе нет. а потому недавний дебютант Франкфурта "ФИАТ-Палио Уикэнд" может оказаться вне конкуренции. При скромной (4130 мм) длине его багажный •отсек почти так же вместителен, как у более крупной и дорогой модели "Мареа Уикэнд". а 106-сильныйбельная" цена. Явно не "джип" в традиционном понимании слова - просто полноприводный универсал, во многом уступающийторого, увы, трудно дается корейцам - или тем, кто "кроит" для них кузова). Трудно объяснить, но "Меган Классик" воспринимается солиднее, нежели самый большой из ФИАТовмотор должен удовлетворить не только повседневные запросы, но и тягу к дальним путешествиям. Универсал "Мареа Уикэнд" столь же одинок в среднем классе, где "корейцы" российской сборки представлены лишь седанами ("КИА-Кларус", "Хёндэ-Соната", "Дэу-Эсперо"). Что касается вседорожных универсалов, то наиболее практичным выглядит... заднеприводный "Шевроле-Блейзер", так скептически-неприветливо встреченный журналистами по-началу. Его козыри - объемистый (особенно в грузовом варианте) багажный отсек, большой клиренс (залог проходимости), достаточно мощный, в меру прожорливый мо" тор - все это по "божеской" для дан» ного класса цене. Почти двукратная переплата за "настоящий" полноприводный "Блейзер" вряд ли оправданна: приобретенная так дорого проходимость, скорее всего, не понадобится владельцу изо дня в день.более свежим (правда, и еще более дорогим) японским аналогам: "Хонде CR-V", "Субару-Форестер", "Субару-Аутбек". Если говорить о седанах среднего класса, наибольшие симпатии вызывает "Рено-Меган Классик": элегантен, вместителен, индивидуален (качество, секрет ко-Л- "Мареа". Впрочем, у обеих моделей один недостаток: их пока лишь обещают собирать, тогда как корейские вовсю продают. Ахиллесова пята почти всех корейских машин как среднего, так и малого класса - маленькие багажники, явно не рассчитанные на семейное путешествие с багажом. Так, на объемистый кейс коммивояжера... Кстати, размер багажника показатель, косвенно указывающий на запросы покупателя "российской иномарки" (в первую очередь обычной легковой машины). Это, несомненно, состоятельный житель крупного города; он вряд ли озабочен тем, как доставить "на зимнюю квартиру" обильный урожай с шести соток, а для доставки на дачу стройматериалов нанимает грузовик. Путешествует, скорее всего, самолетом, а машину использует для ежедневных, нередко продолжительных разъездов. Потому хочет, чтобы она была удобна и легка в управлении, красива и уютна, безопасна при аварии, не утомляла шумом, не обременяла частым ремонтом и чрезмерным аппетитом. За это он готов сегодня приплатить треть, а то и половину к цене отечественной машины. Заплатить в несколько раз дороже за более престижную иномарку он либо не в состоянии. либо не считает целесообразным.1шва—/li"Рено-Меган Классик".i—**i-SE^"КИА-Спортидж" отличают несущий кузов, более чем скромный (даже по меркам седанов! отсек для багажа, умеренная, несмотря на "все ведущие", проходимость. Зато довольно эффектная внешность и вполне "респекта-э"Российская иномарка" (впрочем, как и любая) прописана в крупном городе еще и потому, что ее техническое совершенство при-ЗР 1/9873 вязывает владельца к фирменному сервису, станции которого в стране можно пересчитать по пальцам. Расширение их сети зависит от объема продаж, которые пока, увы, не столь велики. Ведь больше покупать (то есть тратить) люди смогут, только начав больше зарабатывать; остается повторить вопрос известной рекламы: "Как с деньгами?". В заключение еще пару слов о том, как соотносится ассортимент предлагаемых зарубежных моделей с пожеланиями наших читателей. Прежде всего, предложение отражает главную рыночную тен-часть рассмотренных машин. Да, они ощутимо дороже отечественных, но и технический уровень, потребительские качества иномарок заметно выше. Впрочем, седан читательской мечты "стоит" около 9,5 тыс. долларов. Недорогой седан-иномарка сегодня - 12-13 тысяч. Учитывая, что за минувший год зарубежные машины подешевели тысячи на три, мечта может осуществиться, если произойдет переход от сборки к производству. Если... Многоточие поставлено не случайно: относительный успех первых начинаний нуждается в подкреплении солидными инвестициями. Но "местная" сборка пока остается заслугой расторопных предпринимателей в России и напористыхкомпаний из Южной Кореи. Их активность опирается не столько на анализ рынка, изучение спроса и потребностей, сколько на конъюнктуру: высоки пошлины, а заработать-то хочется! Но все-таки более перспективны, на наш взгляд, те проекты, в которых партнерами с российской стороны выступят автомобильные заводы: их специалисты лучше представляют себе возможности и сложности локализации производства, то есть освоения компонентов автомобиля на российских предприятиях. Кто сумеет, не поступившись свои-' Хёндэ-Акцент".Шевроле-Блейзер".денцию в большинстве развитых стран: интерес к компактным, экономичным - словом, "разумно достаточным" автомобилям. Этому критерию отвечает большая"Хёндэ-Соната'ми интересами, убедить зарубежную фирму, что вкладывать здесь средства выгодно, - "АвтоВАЗ", ГАЗ, "Москвич"? Пока вопрос остается открытым, а в разных концах страны шустро орудуют отвертками...МодельГод освоенияСборка в РоссииОсновные модели автомобилей для сборки в России Тип Бензин Двигатель" Средн. Число расход, база, мм кузова дверей л/100 кмРазмеры длина, ммобъем багажн., лЦена, долл."Дэу-Нексия"1994"Красный Аксай", Ростов "КИАБалтика", Калининград"Дэу-Эсперо" "КИА-Авелла"1994 1995-*-С С4 44-6-1498-75 4-8-1998-105А-92 А-926,9 7,92520 26204482 4615530 56011 500 16 400"КИА-Авелла Дельта" "КИА-Сефия" "КИА-Кларус" "КИА-Спортидж"" "Рено-Меган Классик" "ФИАТ-Палио"" "ФИАТ-Палио Уикэнд""ФИАТ-Мареа"" "ФИАТ-Мареа Уикэнд"" "Хёндэ-Акцент" "Хёндэ-Акцент" "Хендэ-Соната" "Шевроле-Блейзер" "Шевроле-Блейзер"1995 1994 1996 1994 1996 1996 1996 1996 1996 1994 1994 1996 1995 1994-"_ • -X С"Москвич" ГАЗ-"-•-с сУсX У-"-"-""Химэксмаш", "Ижмаш"сУ X3,5 44444 3,5 445 3.5 44554-16-1324-73 4-16-1498-90 4-16-1498-90 4-16-1998-133 4-16-1998-128 4-8-1998-114 4-8-1497-76 4-16-1581-106 4-16-1581-106 4-1747-113 4-12-1341-60 4-12-1341-75 4-16-1997-140 4-8-2198-106 V6-12-4300-180А-92 А-92 А-92 А-92 А-92 АИ-95 А-92 АИ-95 АИ-95 АИ-95 А-92 А-92 АИ-95 А-92 А-925,7 5,9 8 10.4 11,3 7,3 7,1 8.0 8.0 8.4 7.4 7,4 9,3 12.2 12,62310 2390 2500 2660 2650 2580 2360 2423 2540 2540 2400 2400 2700 2710 27103880 4165 4360 4700 4245 4400 3735 4130 4390 4487 4103 4117 4700 4610 4600н. д. н. д. 355 425Я65 347/640 510 280 460'1540 430 500/1550 342 346 373 455/2100 455/210012 000 12 800 16 900 18 000 26 000 н д. н. д.н. Д.20 600 21000 12 800 14 500 24 500 22 000 39 500-""Химэксмаш". Балаково "ЕлАЗ-ДМ" "ЕлАЗ-ДМ"с сУ Уi* Автомобили, намечаемые к выпуску в 1998 году. ** Число цилиндров-клапанов-объем, см-мощность, л.с. Примечание. Цены - ориентировочные, для базовой комплектации. С - седан, У - универсал, X - хэтчбек.74ЗР 1/98