174
175
/f- <l^^ <^Л/^ичC/ O&UHSuw9^ щ ; ш jjjjj!K JJ^;JwКак поступить небогатому человеку, желающему купить машину В двигатель залил зимнее масло, установил новые свечи и провода, промыл сисдля езды каждый день, - взять одну новую за $8000 или... две подержанные по $4000 каждая и ездить на одной только зимой, тему охлаждения и, поменяв кран отопитеа на другой - летом, подготовив их, естественно, по-разному? ля, залил свежий "Тосол". Промыл и отрегулировал карбюратор, смазал его тяги н§з?ц Абсурдность идеи выглядит очевидной хотя бы потому, что этого, кажется, никто никогда не делал... Но вот мнение на сей, ^ > Л Ьфи , Ю ставилТго заслонку в положе £#к*« Jf ние "зима". (Прописные истины,- скажете счет автомобилиста Сергея УСКОВ А.вы. Но остановите зимой десять машин и убедитесь - в половине из них заслонка будет в летнем положении, а некоторые водители вообще не скажут, что это такое...) Еще установил электронную систему зажигания и заменил реле-регулятор^а полупроводниковый. Напоследок тщательно вымыл моторный отсек и обтер двигатель тряпкой, ^ З * •"смоченной машинным маслом. Капотможно ' закрыватБ-итврёходить к кузову. Ср КЭррозионную обработку с установкой подкрылков делал на станции, лично проследив за качеством работ. Затем вручную промазал "Мовилем" все швы, а также покрыл им хромированные детали, кроме ручек дверей. Тщательно вымыв кузов, натер его полиролем. Осмотрев ходоCk*2tv jjjy - L ^ в уючасть ' поменял_колодки. обильно сма зал трос "ручника" и заизолировал датчик включения заднего хода. А как насчет сигнализации? Зимой лучше механическая: "кочерга" на руль, же не ездил зимой, и решил поставить эксзамок на педали. Дешевые электронные перимент: на "копейке" ержутолько зимой, на морозе капризны, а дорогую ставить на "двойке" - летом. машина не стоит того. Конечно, если у вас ~~5^г\& машине для зимы я проделал слехорошее авто, их нужно совместить, но дующее: сняв сиденья, удалил из салона все равно по статистике угонов зимой резиновый ковер вместе с ватно-войлоч- меньше, чем летом. ными матами, в том числе иу спинки заднеНастал черед покрышек. Я забортого сиденья. Почистив днище, залил его би- вал... М-145 - толстую, грубую, тяжелую и тумно-каучуковой антишумовой мастикой, крупную, а потому недорогую диагональную затем постелил линолеум, сиденья обтянул "москвичовскую" резину. Могу аргументиродешевыми, но прочными чехлами. Затем вать столь странный выбор: дело (в основустановил обогреватель на заднее стекло ном) не в цене. Большой диаметр колеса пои оплел руль толстой кожей, дабы не морозволяет плавнее двигаться по кочкам льда и зил руки; поставил два больших зеркала разбитому асфальту (зимой - особенно!). заднего вида по бокам и увеличенного разТолстый слой текстильного корда предохрамера - в салоне. Снял обивку дверей и проняет ее от порезов острыми предметами, мазал их изнутри пушечным салом, прочиснезаметными под снегом. Немного увеличитив при этом сливные отверстия. Замки вается дорожный просвет, что никогда несмазал незамерзающей смазкой. Что касалишне. И наконец, эта покрышка хорошр_ ется магнитолы, то дорогая здесь неуместдержит форму при низком давлении, что пона: может выйти из строя из-за перепадов воляет реже подкачивать колеса. Разуметемпературы; по этой же причине будут ется, езда на таких покрышках летом - удогнить динамики, установленные на задней/ вольствие ниже среднего: они гудят, быстро полке ив дверях. А посему маленький i изнашиваются и плохо держат дорогу на емничек в штатную нишу, динамик - побл скоростях выше 100 км/ч. Зато зимой... же к "печке". Кстати, радио у меня несъемВот тут-то мы и подошли к главному. ное: в наше время такие уже не краду Регулярная езда зимой и летом в россий-т%Да, автор личЯо ездит/ нр.дву*,машинах - летом использует ВАЗ-2102, купленный отцом в 1973 году и прошедший за 24 года 210 тыс. км. Итальянская технология вкупе с еще неизношенным оборудованием дали отличный продукт: кузов прекрасно сохранился, не требует сварки, так как "почему-то" не гниет (правда, машина не видела снега с момента рождения). Все агрегаты и детали также оригинальные, вплоть до резиновых втулок реактивных тяг. Автор лишь недавно перекрасил кузов и заменил узлы, влияющие на безопасность движения, хотя они могли бы еще послужить. Проходит эта машина еще тысяч сто, да и внешне выглядит отлично, а ровные и тонкие стыки кузовных панелей не сравнить с теми, что увидишь на новой отечественной легковушке. Вообще разговоры в гаражах с владельцами о качестве свежих машин наводят тоску... Впрочем, гаража у нас никогда не было: зимой "двойка" хранилась под самодельным тентом из брезента с воздушной прослойкой. В 1990 году я приобрел ВАЗ-2101 ($1700) 1980 года с пробегом 90 тыс. км, "родным" железом и краской, который так-174ЗР 1/98 i ПАКЧ>Я>^"? -iafib-Jlte./ЯC^f^ijilfiifM*^ ских условиях отличается так же, как лед от кипятка. Да, внешне мой автомобиль, заляпанный "Мовилем" и маслом, выглядит скверно и его простецкий салон - тоже. Но так ли это важно зимой, когда все машины на дорогах "покрашены" грязью в один цвет? Или, может, очень важна динамика? Как говорится, быстро поедешь - тихо понесут... А люк на крыше, молдинги, литые диски, переводные картинки, коврики, накидочки - так без них зимой ну просто никуда... Но что же все-таки главное? Для меня - возможность завестись в любой мороз, не открывая капот и не пачкая рук tf одежды. Прогреть мотор и, очистив стекло импортными "дворниками", побыстрее убраться со двора, пока не выстроилась очередь "прикурить", а то и завестись "с буксира". За семь зим подобной эксплуатации автомобиль ни разу не подвел меня - всегда пускался сам (мой рекорд -30° С). Да и кузов хорошо сохранился: при пробеге на 1997 год 140 тыс. км на нем еще заводская краска и нет сквозных повреждений. В апреле я под давлением отмываю машину от соли и, выполнив ТО, отправляю ее отдыхать на стоянку под тент до ноября. Какие же качества важны для чисто летней машины? Тут все с точностью до наоборот: красота, комфорт, скорость. "Печка" и омыватель играют второстепенную роль. Ну, а заводят при +20° С, говорят, даже бревно. Можно ездить "на воде!. и_дищразрушенном аккумуляторе, лысоватой резйнёТТ1<отя я это не практикую. Итак, начнем по порядку. Красота подразумевает стильно выглядящий, ухоженный автомобиль, на который отрадно смотреть (таким может быть и "Запорожец"!). Мне хотелось иметь машину, к которой^не стыдно подойти и приятно ездить. Для этого я пр6дёлал""следующее: перекрасил кузов (рекомендую до конца беречь заводскую краску, ибо недорогая ремонтная менее стойка). Затем, сняв все хромированные детали, промыл их дома с порошком и содой, в результате чего они заблестели, как новые. Заменил выцветшие рассеиватели указателей поворота и задних фонарей. Наконец, украсил кузов некоторыми "прибамбасами", которых нынче изобилие (здесь главное не переборщить, иначе красота превратится в пошлость). В салоне, убрав резиновый ковер и промазав пол антишумовой мастикой, постелил синтетический "палас" от модели 2106, чтобы было уютнее (а ведь зимой такой ковер непрактичен, не правда ли?). Сиденья обтянул красивыми дорогими чехлами и постелил массажный коврик, дабы не потела спина (и ниже). Пластмассовые серебристые панели "торпедо" и щитка приборов покрасил избаллончика под цвет обивки салона (совет автора - см. ЗР, 1995, № 11). Получилось совсем неплохо. Что нужно сделать с машиной, чтобы знакомые до отвращения "Жигули" вызывали любопытство? На стоянке проходящие люди с интересом заглядывают в салон, причем иномарки такой чести уже не удостаиваются. А на дороге интересуются, что там под капотом. А там - двигатель ВАЗ-2103, карбюратор "Вебер", который хоть и потребляет немного~1юльЬе^топлй~ва _ц "сложнее поддается регулировке СО на минимум, зато обеспечивает мотору отличную, а главное, линейную^азгонную динамику, да к тому же не подводит, ибо сделан просто, толково и без затей. Правда, таких давно не выпускают, но при желании найти можно. "Трамблер" безвакуу^-коррйкдрщ^импортные свечи и провода, "95-й" бензиц,В сочетании с коробкой передач 2101 и главной передачейский резонанс которых был рассчитан на заводе. Диффузоры динамиков направлены мне в затылок, а не в небо, как у всех остальных "меломанов". Доска с колонками получилась несколько тяжелой, однако качество звучания выше всяких похвал. И опять же - зимой рассиживаться в машине с работающим мотором и крутить кассеты как-то вроде не с руки... А чтобы колонки не украли (заодно с машиной), установлена импортная сигнализация в дополнение к замку на педалях. Теперь о покрышках. Какие поставить летом? И вообще, какая резина лучше, ведь сейчас такое изобилие? М меня стоит ярославская Я-370, радиальная с текстильным кордом. Хотя агитировать за нее я не буду, тут дело вкуса икошелька можно купить и импортную. I В заключение приведу несколько общих аргументов "за" и "против'таксплуата-Иб ^I2102 по! р рИВШЧто устрашающее (не сколько раз был остановлен владельцами "упакованных" "восьмерок" и нестарых иномарок - выясняли, о скольких цилиндрах у меня мотор...). Но сделано это не ради баловства или бравады, а затем, чтобы быстрее и безопаснее совершать обгоны, а также уверенно двигаться в любых условиях на сильно загруженной машине (универсал все-таки). Зимой ездить на таком авто было бы тяжко: чтобы избежать прооуксовки и заноса, пришлось бы трогаться все время со второй и ездить "внатяг"... "ZMM^i ! Что касается ''музыки", то Лонсоль ВАЗ-2105 я поставил съемную магнитолу, а колонки установил на листе фанеры, закрепленном на боковинах за задним сиденьем, и сделал его съемным. Кстати, выбрал именно колонки (удобны типа 6АС2) - промышленные, не автомобильные, в деревянном закрытом корпусе, акустиче-ции двух машин по сезону. Подобный принцип можно выразить пословицей "не класть все яйца в одну корзину": единственный (и хороший) автомобиль могут угнать, разбить; наконец, он будет интенсивно изнашиваться, так как семь из десяти владельцев никаких мер по подготовке к зиме не предпринимают. К тому же не нужны затраты Ня '-ДЧПННУЮ гмену резины-иM acjjajaи срок службы двух машин увеличивается в два раза. Кроме того, можно иметь не две машины, а, как говорится, полторы - причиндалы типа запаски, насоса, домкрата, инструмента, аптечки, огнетушителя, "дворников", багажника на крышу и даже аккумулятора у меня кочуют из одной машины в другую. Из минусов такого приобретения отмечу лишь два техосмотра в год да то, что разные несознательные личности пеняют автору - мол, с жиру бесится. А каково ваше мнение, читатель?ЗР 1/98*&»*> <±0J?*LJ*J &*'/*JO .«_v ?*?„175