60
61
ЛЫМ,Ы»1ЛШ:кШ:9,ткУЛ'ШШПОД УДАРАМИ МОЛОТКАПока на конвейере гайки забивают молотком, на возрождение автопрома расСергей СТОЛЯРОВ/z*Cf£U№ГМысли, высказанные здесь, рождены не только впечатлениями потребителя, но и более чем десятилетним опытом работы на крупнейшем автомобильном заводе России, а также механиком по ремонту автомобилей, водителем. С 1985 (сразу после , окончания школы) по 1996 год я работал на заводе им. Лихачева: начинал с наладчика, закончил ведущим инженером-технологом. Причиной увольнения с ЗИЛа стала полная остановка производства и задержка зарплаты на шесть месяцев. Но мысль о возвращении на завод не покидала меня: ведь там, на ЗИЛе, осталась любимая работа, сослуживцы и товарищи. Как-то заглянул на завод, в гости. То, что увидел, заставило загрустить еще больше. Несмотря на поддержку руководства Москвы, маховик огромного производства, как мне показалось, крутится вхолостую: отношение к работе, несмотря на то что заводчанам пришлось пережить финансовый крах, не изменилось. А значит, и надежды на возрождение предприятия, впрочем, наверно, как и других заводов автопрома, оказавшихся на грани банкротства, ничтожно малы. Почему - постараюсь объяснить. Начну с самого элементарного - от чего зависят надежность и долговечность каждого конкретного автомобиля. Прежде всего, от конструкции и от добротностиего сборки. Теперь немного отвлечемся от ЗИЛа и попробуем разложить, так сказать, по полочкам продукцию российских автопроизводителей. На первом месте заслуженно стоит ВАЗ. Продукцию этого завода и сегодня отличает "плотная" сборка, то есть на новой машине крепеж затянут, провода уложены, масло не подтекает, все мелкие детали (резиночки, уплотнители) на месте. Поэтому если вы, к примеру, захотите установить на панели ВАЗ-21053 электронный тахометр, то придется повозиться, пока будете проталкивать провода через щит моторного отсека (переднюю стенку кабины). В то же время двери у большинства машин закрываются только после сильнейшего хлопка и регулировка не всегда помогает - сами двери "закручены" винтом. Вентилятор отопителя вскоре после покупки начнет издавать визжащие звуки, станет чудить электромагнитный' клапан холостого хода, потребуют вмешательства прерыватель-распределитель и карбюратор, а после первой же зимы сгниют и отвалятся провода включателя света60ЗР 2/98 заднего хода. На одном из ВАЗ-2107 для антикоррозионной обработки дверей сняли обивку, а внутренняя полость двери не покрашена - "голый" металл с точечками •начинающейся коррозии. А вспомните про отказы электроники на переднеприводных ВАЗах! Про качество пластмассовых деталей, зазррахмежду кузовными панелями и говорить-то неудобно. Машины с маркой "ГАЗ", видимо, изначально предназначены для рукастых и смекалистых мужиков, способных за пару вечеров перебрать и заставить работать любой механизм. Основная беда продукции завода - незатянутый крепеж и низкое качество окраски. На заводе, видимо, не стали себя утруждать ни тем, ни друг им : у потребителей, мол, лучше получается, тем более что "Волга" все равно рассчитана на большой объем регулировочносмазочных работ, так что волей-неволей будут с ней возиться. В последнее время пришлось столкнуться с характерным дефектом: на новых машинах не затянут передний правый тормозной шланг - просто мистика какая-то. Мало того, с появлением на "волгах" пятиступенчатых коробок передач на них ставили какой-то чудной привод спидометра, "благодаря" которому одометр привирал процентов на 20, а спидометр показывал не скорость, а номера галош. Кроме того, в некоторые машины с пятиступенчатой коробкой умудрялись ставить рычаг переключения от четырехступенчатой (у этих рычагов разная форма нижней рабочей части). При резком включении первой или второй передачи "четырехступенчатый" рычаг выходил из паза штока коробки и болтался, как ложка в банке с киселем. Машина ехала на первой или второй, это как повезет, но чтобы выключить передачу, требовалось снять рычаг и поддеть шток здоровенной отверткой. • Еще одна хроническая "волговская" болезнь - течи. Течет все и отовсюду. Есть грустная шутка: если H3j"Bow>fjie. подтекает масло^значит, оно кончилось'.. Причем подтяжка соединений не всегда помогает, настолько плохо обработаны сопрягающиеся поверхности. Для многих "волжатников" остается загадкой: куда потихонечку уходит "Тосол" из расширительного и примерно половины верхнего бачка радиатора, особенно зимой? Ни в камерах сгорания, ни в картере его следов нет. Ответ прост - он выдавливаI* ется в виде маленьких капелек или влажной пленки через неплотности в стыках на грубом литье - впрочем, это уже претензия к ЗМЗ. Ничем не порадует и продукция АЗЛК(АО "Москвич"). Не верил рассказам, что на "москвичах" гайки порой забивают молотком, теперь я об этом знаю. Конкретный адрес: ответная часть замка водительской двери. Когда дверь перестала закрываться, выяснилось, что штырек замка, торчащий из стойки кузова, разболтался и подтягиваться не желает. Чтобы добраться до гайки, пришлось попотеть: каково же было удивление, когда оказалось, что две детали удерживались лишь усилием заводской "запрессовки" молотком! После этого не удивляли отваливающаяся кусками краска, под которой, как вы догадались, грунтовки никогда и не было; лопнувшие рессоры на двадцати новых пикапах АЗЛК, полученных одной из автобаз; стучащие стойки передней подвески; отвалившаяся панель приборов и панель потолка на "Москвиче", которая огрела меня по голове в самый неподходящий момент; постоянная течь воды через уплотнители стекол и т. д. Самое интересное, что при изучении инструкции я удовлетворенно кивал головой в знак согласия с тем или иным конструкторским решением, а после того, как поездил на автомобиле, хотел было внести предложение - продавать "москвичи" только в магазинах "Сделай сам". Не буду говорить об автомобилях "Ижмаша" и ЗАЗа, но не потому, что их продукция хороша - просто яс ней не так хорошо знаком. Попробуем теперь классифицировать хотя бы в первом приближении дефекты новых автомобилей или те, что выявляются в начальный период эксплуатации (в течение года или 20 тыс. км пробега). Они бывают, на мой взгляд, трех основных типов. Конструкторские просчеты (КП) когда ошибка была допущена при проектировании узла или механизма (типичный КП - вечно "кипящая" "Газель"). Технологические просчеты (ТП) это ошибки в порядке, последовательности и виде сборочных или других операций. Пример ТП - неправильная фиксация свариваемых деталей, из-за чего происходит коробление собранного узла остывающими сварными швами, или неправильная последовательность наложения швов при сварке крупных деталей с тем же результатом, или неправильно подобранный режим сварки, при котором не обеспечивается прочность соединения. Несоблюдение технологической дисциплины (НТД), когда требования конструкторско-технологической документации игнорируются непосредственным исполнителем. Иными словами, когда рабочий в силу каких-либо причин попросту изменяет или исключает те или иные операции из технологической цепочки. Львиная доля дефектов отечественных машин приходится именно на нарушение технологической дисциплины (НТД) как в ходе производства комплектующих, так и при сборке. Дефекты такого типа больше всего отталкивают потенциального покупателя от российских автомобилей: их пугает непредсказуемость поведения машины в эксплуатации. Итог неутешителен: если по конструкции отечественные автомобили (в данном случае мы говорим не о том, современны они или нет) еще туда-сюда, то с качеством сборки, окраски и антикоррозионной обработки, безусловно, дела обстоят гораздо хуже. О какой надежности и долговечности может тогда идти речь? Если затрагивать юридическую сторону вопроса, то за отклонения от требований документации виновник должен нести ответственность - вплоть до уголовной. Но приведите мне хоть один пример такого рода. Выскажу крамольную мысль: прежде чем заключать договоры с зарубежными партнерами о совместном производстве, давайте научимся собирать как положено те модели, которые выпускаем сейчас. Поймите меня правильно: я совсем не против технического прогресса, отнюдь, но все-таки человек, приобретающий пусть устаревшую модель (даже последний экземпляр, сошедший с конвейера автозавода!), вправе надеяться, что и этот автомобиль собран и окрашен как следует. А что мы сегодня слышим по этому поводу? Вот, например, слова специалистов ВАЗа: "Уровень защиты (и качества тоже) соответствует классу выпускаемых автомобилей" (ЗР, 1997, № 11, с. 157). А вы все - анафорез, катафорез... Не думаю, что высокие таможенные пошлины на импортные автомобили или поддержка автозаводов госзаказами, льготными кредитами, налоговыми льготами будут бесконечными - в конце концов, все это искусственно и противоестественно. Заводам уже сейчас надо заниматься действительной реорганизацией производства, менять отношение персонала к труду, а добросовестную работу оплачивать сполна. Замена выпуска старых моделей на новые, поверьте, не самое главное. Гораздо важнее, на мой взгляд, изменить политику на производстве и психологию всех работающих там в соответствии с требованием времени, пока это производство еще функционирует.ЗР 2/9861