I]Jj\3AAbs\b\b\ JVJYAIПредположим, вы - владелец дизельной иномарки. Поздравляем. Предположим также, что никакого опыта общения с дизельным мотором у вас нет. Это уже плохо, ибо вернейшее средство погубить его - эксплуатировать, вовсе не учитывая специфические особенности таких двигателей. Некоторые рекомендации в связи с этим дают специалисты фирмы "Технодизель" Антон ПАВЛЫК и Алексей БАРИНОВ.Шатун погнут из-за гидроудара - в цилиндр попала вода. Вкладыш оказался буквально раздавлен. Если воздушный фильтр расположен низко, не стоит с ходу въезжать в глубокие лужи.Самый лучший совет, который можно дать любому владельцу ди зельной машины, - следуйте инструкциям фирмы-изготовителя. Но, увы, не все они переведены на русский, да и при покупке авто мало кто о них вспоминает. Так что изложим, хотя бы вкратце, некоторые правила, подсказанные опытом эксплуатации и ремонта импортных дизелей. Эксплуатация. Начнем, естественно, с пуска двигателя. Обычно дизель оснащают каким-либо устройством для подогрева воздуха в цилиндре. На предкамерных моторах, которых в России много больше других (среди легковых машин), часто применяют свечи накаливания. Индикатор их работы - желтая лампа с символом спирали на щитке приборов. Она загорается, когда вы поворачиваете ключ зажигания. Но не торопитесь включать стартер свечи должны прогреться, и, как правило, на это уходит примерно 30 се кунд. Сигналом к пуску мотора будет выключение лампы. Исправный дизель пускается без труда. Ну а что делать, если "сел" аккумулятор? Для начала постарайтесь определить причину - возможно, пришла пора серьезно заняться мотором, потерявшим компрессию и способным посадить еще не одну батарею в бесплодных попытках пуска. Но, будем надеяться, ваш двигатель в хорошем состоянии, и если хотите, чтобы он оставался таковым и впредь, воздержитесь от пуска с буксира. Особенно это опасно для моторов с ременным приводом распредвала (например, "Фольксваген" "Ауди" "Опель" - см. также ЗР, 1997 № 12). Зубчатый ремень (особенно неновый) может не выдержать резкий старт "с ходу" и оборваться: поршни ударят в клапаны, погнут их... В общем, проще найти другой аккумулятор (или "прикурить"). Если уж срочные дела, чрезвычайные обстоятельства вынуждают вас "заводиться с толкача" делайте это очень аккуратно. На небольшой скорости, поставив третью передачу, плавно-плавно включайте сцепление. Не отпускайте педаль - пусть сцепление слегка буксует, так на двигатель (и, главное, зубчатый ремень) придет-Последствие декабрьских морозов - двигатель пытались пустить с буксира. Старенький дизель Альфа-Ромео" долго работал с непосильной нагрузкой. Итог обрыв шатуна, повреждение поршня.ся меньшая нагрузка, сгладятся возможные удары и рывки. Но даже таким "мягким" пуском с ходу злоупотреблять нельзя. Не зря многие фирмы - производители дизелей с ремнем привода распредвала прямо запрещают пуск "с толкача" или с буксира. Мотор работает. Дайте ему прогреться - пусть не до рабочей температуры, но примерно до 60°С. Конечно, время прогрева можно сократить,если вы пользуетесь высококачественным ("жидким" в морозы) маслом, лучше - на синтетической основе. В движении надо учитывать, что дизель, как правило, не слишком "любит" большие обороты. Конечно, современные двигатели оснащены ограничителем частоты вращения коленвала и "перекрутить" их почти невозможно. Но риск "запороть мотор" остается, если все время держать педаль газа в полу, требуя от дизеля невозможное (впрочем, так можно вывести из строя любой двигатель). Мы знаем случаи, когда в развозной фургончик грузили больше, чем он сам весил, да еще на трассе пытались соревноваться с легковыми автомобилями. И последнее - как глушить ди зель? Особенности здесь лишь у моторов с турбонаддувом. Им после работы с нагрузкой (то бишь движения) надо минуту-две дать поработать вхолостую, чтобы остудить турбину, и только после этого выключать. Обслуживание. Упаси вас Бог экспериментировать с маслом, фильтрами, присадками. Никакого камазовского М10Г2к, никаких "жигулевских" фильтров! Только то, что рекомендует производитель (исключение - масло, лучшее по категории качества API, например СЕ вместо CD). Фильтры подбирайте по каталогам известных за рубежных фирм, как-то: "Чемпион" "Бош" "АС Делко" и т. п. Дизель вообще довольно придирчив к смазке, его масляный фильтр отличается мелкой "ячейкой" отсеивающей частицы, которые пропустил бы фильтр бензинового мотора. Качество нашего дизтоплива, как известно, невысокое. Попадая с картерными газами в систему смазки, его частицы способствуют образованию отложений. Поэтому мы рекомендуем (хотя этого нет в инструкциях фирм)166ЗР 2/98