188
AbAXAMsl"Скажите, а почему у вас на окне две сетки -крупная и мелкая/ "Так мелкая - это от комаров. А крупнее - от му*"Утром машина отказалась заводиться. Еще два дня назад все было отлично, а сегодня никаких признаков жизни. Аккумулятор - еще не старый - неожиданно скончался. По делам пришлось отправиться пешком. Клеммы я все же предусмотрительно снял, а батарею поставил на зарядку - вдруг оживет? Наутро выяснилось, что "реанимация" помогла. Ареометр бодренько плавал в электролите, показывая отличную плотность 1,27 Решив, что разрядка произошла случайно, водрузил батарею на место. Но когда присоединял провода, заметил, что между проводом и клеммой проскочила искра. С чего бы это? В машине все выключено. Сняв провода, подсоединяю последовательно ам ­ перметр (благо, в гараже всегда приборы под рукой) и что же? Стрелка издевательски показывает 1,7 ампера! Теперь ясно, почему аккумулятор оказался разряженным. Какой-то потребитель все же работает. Надо искать! Оглядываясь поминутно на стрелку амперметра, начинаю по одному выдергивать из своих гнезд предохранители. Уже на втором, щелкнувшем искрой, утечка исчезла. Ага! Вот он, родимый! Посмотрим, что же "висит" на нем в моей "семерке" Так: электромотор "дворников", насос омывателя ветрового стекла, электромоторы и насос омывателя "дворников" фар, реле стеклоочистителя, реле очистителей и омывателя фар. Что ж, надо искать дальше. Поставив предохранитель на ме ­ сто, стал последовательно отсоединять все потребители по одному. Начал, естественно, с тех, до которых проще добраться. Первым отцепил двигатель "дворников" - никаких из ­ менений. Стрелка амперметра стоит на месте, не шелохнувшись. Хорошо. Сдергиваю клеммы с электронасосов омывателей - тот же результат.Это анекдот. А к чему он, вы поймете из рассказа АркадияС трудом вынимаю из гнезд оба реле. Стрелка и не собирается смещаться с насиженного места. Отсоединяю правый, левый электромоторы очистителей фар, удаляя из цепи встроенный предохранитель (он находится прямо в разрыве провода, в специальном кожухе), и - наконецто! - стрелка падает в "ноль". Значит, левый электромотор. Присоединяю все, что разъединял, кроме злополучного электромотора. На амперметре по-прежнему "ноль" как и должно быть. Значит, ехать уже можно: включить "дворники" да и стекло помыть - тоже. Осталось разобраться, что же случилось с электродвигателем. Решил было его снять и тут совершенно случайно заметил, что щетка очистителя стоит как-то не так. Почему-то она оказалась ниже ограничителя фары (это такой пластмассовый выступ, который торчит в самом ее низу), чего быть просто не может. Вернуть щетку на место, потянув за поводок, дело секунды. Подумав "чем черт не шутит", поставил предохранитель электромотора на место. И - о чудо! - махнув раз по стеклу фары, очиститель замер в положенном месте, внизу. Так. Посмотрим, что нам покажет амперметр. Ноль! Превосходно. Стало быть, щетка на ходу ка ­ ким-то странным образом заскочила за ограничитель, да там и осталась. Электромотор оказался попросту заклиненным, после чего и посадил аккумулятор. Удивительно то, что изделие отечественной электропромышленности (каталожный номер 30.3730) выдержало такое издевательство над собой - двое суток находиться в заклиненном (и подключенном!) состоянии и не перегореть на такой подвиг способен далеко не каждый электромотор. Дальше все просто. Как оказалось, еще при сборке поводок щетки поставили неправильно - она так иКОЗЛОВА.норовила перескочить через ограничитель. Установить ее (а заодно и вторую, от правой фары) не составило труда. Все? Можно порадоваться и ездить себе дальше? Вроде бы, но червь сомнения грызет и грызет: а вдруг снова?.. Вдруг электромотор заклинит, скажем, по "внутренним" причинам? Так и до пожара недалеко. И почему, интересно, предохранитель не перегорел? Снова вынимаю его из гнезда и... не верю своим глазам: на нем написано 2 А. Двухамперный! При рабочем режиме двигателя ток 0,5 А, а в заклиненном состоянии 1,75 А. Какой же смысл ставить предохранитель, заведомо превышающий возможные перегрузки? По всей логике номинал должен быть 1,5 А. Иначе сплошной формализм получается. Цепь моторчика и так защищена двумя предохранителями, стоящими последовательно, один за другим: восьмиамперным (на случай совсем уж короткого замыкания) в так называемой черной коробке и нашим уже знакомым, двухамперным. Как в анекдоте про две сетки на окне. Пользы от такого предохранителя не больше, чем от лазерного диска под салонным зеркалом. Как потом выяснилось, у всех моих знакомых, имеющих "семерки" "пятерки" и "четверки" с очистителями фар всех годов выпуска, стоят двухамперные предохранители. Стало быть, это не частный случай, не ошибка сборщиков на конвейере и не путаница поставщиков. Это - элементарный просчет конструкторов. Не исключено, что за немалый срок эксплуатации ВАЗов, оснащенных лучшими в мире несгорающими предохранителями, были случаи, когда сгорали сами машины. А о количестве испорченных аккумуляторов и подумать страшно. Или, может, я неправ?188ЗР 2/98