71
72
вшшпшИСКРИ, ИСКРИ, МОЯ СВЕЧА...Александр БУДКИНЧто предпочесть - родные, отечественные, или дорогие импортные.Не так давно в рубрике "Экспертиза" мы сопоставляли предлагаемые разными производителями высоковольтные провода на "Самару" (ЗР, 1997, № 12). Сегодня, продолжая сравнивать элементы системы зажигания, обратимся к свечам зажигания, но теперь уже для "жигулевской" классики. Основная цель этого теста, как, впрочем, и других в "Экспертизе", - дать количественную оценку потребительским свойствам разного рода товаров для автомобиля и автомобилистов. Как правило, объектом нашей экспертизы служат наиболее ходовые изделия отечественного производства, продукция известных зарубежных фирм и, по возможности, еще что-нибудь эдакое, нашумевшее. В этом качестве на сей раз фигурируют свечи "Чемпион России". Итак, "в бой идут": российские свечи зажигания А17ДВ, выпускаемые в Энгельсе по цене 25 руб. за комплект (фото 1), чешские Brisk L15Y - 30 руб. (фото 2), Champion N9YC с подозрительной надписью "made in Europe" - за 51 руб. (фото 3), Bosch W7DC (похоже, действительно немецкие) - за 54 руб. (фото 4) и, наконец, А17ДВ "Чемпион России" - за 70 руб. (фото 5). Все они "обычные" - с одним боковым электродом. Правда, здесь необходима оговорка: производство свечей в Энгельсе теперь по существу принадлежит фирме "Бош", получившей здесь контрольный пакет акций. Поэтому все производимые там свечи идут сегодня не под товарным знаком "ЭЗ" (фото 1), а под другим - "APS". Мы же раздобыли "старый Энгельс" только для того, чтобы его сравнение со свечами "Чемпион России" выглядело более корректным (об этом чуть ниже). Потребительские свойства свечей зажигания определяются несколькими факторами, но, как ни странно, лишь часть из них можно считать объективными. Они-то и заложены в ГОСТы, по которым испытывают свечи. Остальные предопределены конкретными условиями эксплуатации, связанными с работойции свечи не проверялись - не было смысла. Во-первых, потому, что это в реальной эксплуатации практически невозможно (кроме случаев явного брака), а во-вторых, потому, что "жигулевская" классика никогдадвигателя: степенью зарядки аккумуляторной батареи, качеством масла, регулировкой карбюратора и т. д. От последних во многом зависит слой нагара, под которым будут функционировать свечи, а значит, холодный пуск и нормальная работа двигателя. Повышенный нагар на поверхностях свечи, обращенных в цилиндр, увеличивает вероятность нарушений нормальной работы. Даже высоковольтные провода с разными наконечниками поразному защищают свечу от воздействия влаги или грязи и предопределяют разные условия работы свечей. С учетом всего этого сравнение купленных нами образцов проводилось лишь по тем стандартизованным параметрам, которые не зависят от условий эксплуатации. Программа испытаний включала обязательную в таких случаях проверку габаритных и присоединительных размеров, качества изоляторов и металлических деталей. Здесь у всех все оказалось в норме, и останавливаться на этом мы не будем. Наиболее важных, если хотите "главных", испытаний было два. Первое - проверка бесперебойности искрообразования с нормальным искровым промежутком в течение 30 св стандартных условиях: давление в барокамере 8,5 кгс/см2, амплитудное значение напряжения разряда 22 кВ. Второе - определение в той же барокамере давления, при котором еще возможно бесперебойное искрообразование при разной величине искрового зазора (по ОСТ 37.003.081-87). На пробой изоля-не выдаст на свечу даже те 22 кВ, при которых испытывалась бесперебойность искрообразования. При нормальном зазоре получим не более 10 кВ. Результаты испытаний приведены в табл. 1 и2 (в последней большая цифра означает лучший результат). Из представленных данных видно, что все свечи безупречно выдержали первый из двух тестов, а во втором показали очень близкие результаты. Несмотря на то, что приведенные в таблице цифры для разных свечей неодинаковы, абсолютные значения полученных величин достаточно высоки, и можно смело утверждать, что на двигателях ВАЗ-2101,.,2107 эти отличия ощущаться не будут. Как ни странно, такой результат был вполне предсказуем. Специалисты хорошо знают, что технология изготовления свечей зажигания, а зачастую и применяемое оборудование у большинства производителей раз-ЗР 298 ИСКОВАЯ СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ ШПСс двойной ИЗОЛЯЦИЕЙ МI /ДОппвплой гкмехностноJ.n4/«HMO ИЦКМ1АОЗТ 'АВТОКОНИНВЕСГ№ТУ37ЮЭМ1-Инятся несущественно. Но означает ли это, что новые колпачки высоковольтных проводов. свечи зажигания, продаваемые под разными Что касается уменьшения слоя нагара на светорговыми марками, практически идентичны? чах - это, конечно, полезная функция, но наЕсли говорить о проведенных стандартных гар активно образовывается в неисправном тестах, то да. Если же посмотреть на это с поили разрегулированном двигателе. зиции автолюбителя, то приходишь к заклюПодобным образом каждый производичению, что отличия могут быть и выявить их тель свечей зажигания старается вложить в можно только в ходе дополнительных эксплуних свои "изюминки". А вот будут ли они замеатационных испытаний по индивидуальной чены среднестатистическим автолюбителем, для каждого типа свечей программе. Наглядесли ему заранее об этом не сказать, это еще ным тому примером могут служить свечи вопрос. Уместно ли в таком случае говорить, "Чемпион России". По сути, это те же А17ДВ что одна из испытанных свечей лучше, чем из Энгельса, но "доработанные". Это, прежде другие, или, напротив, что все свечи практивсего, дополнительная изоляция свечи с чески идентичны - судите сами. "внешней стороны" и нанесение специального Один из принципиальных моментов, на копокрытия на ее "внутреннюю" (обращенную в тором хотелось бы остановиться подробнее, цилиндр) часть и на резьбу. Дополнительная^* "ресурс" свечей зажигания. Речь, разумеется, изоляция призвана, по заявлению производи- не о том, что сомнительно работающую свечу теля, снижать вероятность утечек высоковольтного импульса по изолятору свечи, скажем, в случае прямого попадания влаги, а специальное покрытие должно (мы этого не проверяли) обладать каталитическим действием, уменьшая таким образом толщину слоя нагара на поверхностях, обращенных в цилиндр. Это, помимо всего прочего, должно уменьшить "пригорание" резьбового соединения. Как видно из табл. 2, свечи Brisk и Champion даже без дополнительного изолятора при напряжении 22 кВ показывают характеристики чуть лучшие, чем "Чемпион России". А по сравнению со стандартными А17ДВ заметно улучшение. Большего напряжения в стандартной системе зажигания "Жигулей" достигнуть не удастся, а от попадания влаги свечи должны защищать качественные резиТабтш^ Бесперебойность новообразования Тип свечи зажигания А17ДВ (Россия. Энгельс! BnskL15Y Crampon N9YC Bosch W7DC оя = g ± ЯУсловия Результат Выдерживают выдерживают Выдерживают Выдерживают /С ffrC • *t<frft •дящимся в хорошем состоянии автомобилем, регулярно заливает в него дорогое масло, имеет нормальный аккумулятор и т. д. Вполне очевидно, что и проблем с машиной у него немного. Те же, у кого не всегда есть деньги на то, чтобы своевременно привести в порядок свою "старушку"', вряд ли станут платить двойную цену за свечи зажигания. Но если вдруг в самый неподходящий момент в ней что-нибудь случится, то свою долю "ненормативной лексики" получат и дешевые отечественные свечи, хотя проблема, возможно, совсем не в них. Ведь как мы уже говорили, нормальное функционирование свечей зажигания зависит зачастую от общего технического состояния автомобиля. Вот и получается, что положенные 30 тыс. км дорогие импортные свечи обычно отрабатывают, а дешевые отечественные - не всегда. Но свечи ли в этом виноваты? Наш разговор о свечах зажигания на этом, конечно, не закончен. Как отличить родные свечи от подделок, какие конструкции бокового электрода бывают и зачем они нужны, в каком состоянии находится отечественная "свечная" промышленность - все это отдельные темы, и к ним мы еще обратимся.Редакция благодарит отдел свечей зажигании НИИ автоэлектроники за помощь в подготовке материала. Таблица 2можно выкрутить, зачистить, окунуть в какойнибудь раствор, а в довершение ко всему окропить святой водой. Под словом "ресурс" здесь подразумевается тот момент, когда автолюбитель, усомнившись в работе свечей, решает, что их пора менять. Так вот, если отбросить в сторону все "изюминки" и говорить о сравнении только объективных параметров свечей (см. табл. 1,2), то получится, что различия между ними практически отсутствуют. Почему же тогда при очень близких технологических процессах и потребительских свойствах дорогие импортные свечи "ходят" дольше, чем дешевые отечественные? Одна из причин этого - нестабильность качества отечественной продукции. Другая же может быть в том, что человек, покупающий более дорогие импортные товары, обычно владеет довольно новым или, во всяком случае, нахо-Давление бесперебойного искрообразования, кгссм 2 Тип свечи зажигания А17ДВ (Россия) Brisk L15Y Crampon N9YC Bosch W7DC М7ДВ "Чемпион России" Зазор 0,6 мм Зазор 1,0 мм Зазор 1.2 мм Зазор 1,5 мм >15 >15 >15 >15 >15 8,1 8,4 8,5 8,0 8,3 5,2 5,5 5,5 5,0 5,3 4,0 4,0 4.5 4,0 4,0 шi "Чемпион России' m чоо ш * * i Выдержи рЗР 298