96
97
ФОРМУЛА IВРЕМЯ КРАСИТЬ ВОЛОСЫШтрихи к портрету чемпиона мира формулы 1 Жака Вильнева. Сергей ЗИНОВЬЕВ. Фото /CN и DPPIВосьмого мая 1982 года на трассе в Зольдере, где разыгрывался Гран-при Бельгии формулы 1, в аварии погиб талантливый канадец Жиль Вильнев. Спустя четыре года в одно из отделений известной школы автогонщиков Джима Расселла поступил учиться азам гоночного дела 15-летний паренек - сын Жиля. Поначалу похоже было, что на детях гениев природа и впрямь отдыхает - Жак Вильнев долго показывал, скажем так, посредственные результаты в итальянских чемпионатах легковых автомобилей и формулы 3. Четыре безуспешных сезона Жак не одержал ни одной победы! И, наверное, нужно обладать каким-то особенным упорством, чтобы, ничего не добившись на первых ступеньках за в общем-то немалый по спортивным меркам срок, продолжать карабкаться по высокой лестнице. "Никто меня не подталкивал. Просто я хотел заниматься гонками. Люблю покорять недостижимое ранее, люблю риск. Побеждать в гонках это удивительное, ни с чем не сравнимое наслаждение". И победы пришли. Сначала в Японии, где Жак стал вицечемпионом в формуле 3. Потом в Северной Америке - дебютируя в формуле "Атлантик", 22летний канадец заработал "бронзу" и звание "Новичок года". А дальше призы и титулы посыпались с калейдоскопической быстротой: всего два года ему понадобилось, чтобы покорить обе высочайшие вершины Америки - чемпионат Индикар (ныне - Всемирная Серия PPG CART) и легендарную гонку "500 миль Индианаполиса". Выше них в мировом автоспорте только формула 1, и Жаку постоянно, в бесчисленных интервью, на десятках пресс-конференций и просто при случайных встречах журналисты задавали один и тот же вопрос: пойдет ли он дорогой отца? Сперва Вильнев отвечал на него вежливо и обстоятельно, затем устало и обреченно, еще чуть позже - с плохо скрываемым раздражением. "Я никогда не сражался с памятью или славой моего отца, не хотел в чем-то подражать ему. Моя карьера гонщика - вовсе не попытка сделать что-то так же, как он, или лучше него. Но он всегда был моим героем и кумиром. Думаю, сейчас отец гордился бы мной..." Как только Жак, уже в ранге "весьма перспективного пилота", пришел в Индикар, им заинтересовались люди из мира формулы 1. Сам Берии Экклстоун, "хозяин Большого Цирка" и вице-президент ФИА, несколько раз приезжал в Штаты и вел с канадцем переговоры тет-а-тет. Впрочем, секретничать было совершенно ни к чему - без труда можно было догадаться о содержании их бесед. После гибели великого Айртона Сенны и почти одновременного ухода из формулы 1 мэтров Пике, Проста, Мэнселла она чрезвычайно нуждалась в ярких исполнителях и (или) громких именах. Как и Деймон Хилл, сын чемпиона мира Грэма Хилла, Жак был исключительно желанным кандидатом для этого грандиозного, с превосходной режиссурой спектакля. Поэтому никто не удивился, когда Вильнев получил приглашение выступать за сильнейшую команду формулы 1 - "Вильяме-Рено" и вскоре стал напарником Деймона. Это было настолько логично и естественно... Жак неплохо зарабатывал ив Индикаре - только за одну победу в "Инди-500" 1995 года получил наличными 1 312 019 долларов. Формула 1 готова была платить еще больше, и канадцу стали вдвое чаще задавать вопросы о деньгах. "Деньги - это не стимул, а всего лишь вознаграждение за проделанную работу, можно сказать, неизбежное. Я люблю деньги не в том смысле, что без конца занимаюсь бухгалтерией и всячески стремлюсь увеличить свое состояние, а просто люблю жизнь, которую они мне обеспечивают, и замечаю их, только когда захожу в магазин или ресторан. Хотя, наверное, рассуждения о деньгах из уст человека, купившего хорошую квартиру в Монте-Карло, звучат немного фальшиво".Перекрасив волосы, Жак Вильнев прослыл "бунтарем" и большим оригиналом. Подруга живет в Монреале, а сам Жак - в Монте-Карло, так что часто встречаться им не удается.В последние годы формула 1с трудом переваривала какуюлибо критику, особенно исходившую из собственных рядов. Первый сезон с этой точки зрения Жак провел просто идеально полностью выполнял пожелания руководства команды, помогая Деймону завоевывать титул, ни разу не высказал недовольства, ни с кем не поссорился. В то жеTRANSURH*Деймон Хилл аплодирует партнеру по команде, поднявшемуся на подиум в своей первой же гонке формулы 1 (Гран-при Австралии, 1996). время и не спешил вступать в GPDA - ассоциацию пилотов, созданную сразу после смерти Сенны на волне "внезапного осознания" гонщиками собственного бесправия в этом специфичном гоночном "клубе для избранных", коим является формула 1. После "неожиданного" перехода Хилла в слабый "Эрроуз" вице-чемпион мира (такого же звания в далеком 1979-м добился его отец...) Жак Вильнев окастригся, превратившись в этакого "панкующего блондина", чем вызвал недовольство руководства команды. "То, что они предлагают, меня пугает. Неужели им не понятно, что это будет смерть формулы 1?! Нововведения сведут на нет разницу в мастерстве гонщиков, и если будут утверждены, я посоветую всем приличным пилотам упаковать чемоданы и перебраться за океан. Пусть Индикар теперь и называется по-другому, но там сохранилась нормальная атмосфера". Не отреагировать на эту откровенную акциюзался главным фаворитом в предстоящем сезоне-97. "Теперь я знаю о формуле 1 абсолютно все. Это огромный бизнес, живущий по своим законам и правилам: правилам в мыслях, правилам в поведении, даже правилам в одежде. Однако я приду в ярость, если меня заставят их соблюдать! Моя работа гоняться и побеждать, а вовсе не следить за тем, заправлена ли в брюки рубашка!" Прямота и принципиальность спокойного и миролюбивого канадца в конце концов вылезли наружу. Молчал задира и грубиян Эдди Ирвин, молчал низвергнутый с пьедестала Хилл, молчал мудрый, усталый и готовый сию минуту подать в отставку Герхард Бергер. Лишь только Вильнев обрушился на ФИА и лично Бернарда Экклстоуна, обнародовавших свои планы по изменению технического регламента в сезоне-98: шины с протектором, ограничения по аэродинамике и прочее, призванное уменьшить скорости, повысить безопасность и обострить борьбу на трассах. Одновременно с этим (совпадение или умысел?) темноволосый Жак перекрасился и попротеста, мешающую к тому же нормально работать, боссы не могли. Но наказать со всей строгостью Жака, не менее ценного для формулы 1, чем Михаэль Шумахер, не решились. Просто пожурили, предупредили, что на первый раз его прощают, и многозначительно выразили надежду, что второго раза не последует. Это официально, на арене большого цирка, в присутствии толпы зрителей. Что услышал от них Вильнев за кулисами - неизвестно. "Каждый человек имеет право на собственное мнение. Это право приобретается уже в момент рождения, равно как и право высказывать мнение вслух. Возможно, я был несколько некорректен, но критиковал не личности, а действия и ни в коем случае не откажусь от сказанного ранее: попытки снизить скорости принесут самой популярной в мире серии гонок только вред..."Махнув рукой на упрямца, ФИА оборвала затянувшуюся перепалку и занялась повседневными делами. Жак тоже вроде успокоился, полностью сконцентрировавшись на гонках. В конце сезона уже было окончательно ясно, что упомянутые изменения в техническом регламенте неизбежны. Большинство команд построило и испытало машины "нового образца", готовясь к следующему сезону. Где же обещанные Вильневым чемоданы? Почему честный и прямодушный канадец не возвращается в Америку, оставаясь в "Вильямсе" и формуле 1 как минимум еще на один год? Ответов на эти вопросы, наверное, придется подождать. "Мне трудно осознать, что же произошло. Я - чемпион мира. Чтобы получить титул, пришлось бороться весь сезон, приложить огромные усилия. Что дальше? Для начала, конечно, я хорошенько отпраздную победу. Но рано или поздно придется возвращаться на трассу. Может быть, покрасить волосы в какой-нибудь другой цвет?"Ничто канадское Жаку не чуждо - где вы еще видели гонщика в хоккейной форме? За рулем "Вильямса" приветливый и улыбчивый канадец превращается в грозного неуступчивого соперника.