124
125
Ш*>Ц'.'>1КАК"паПослушайте, что советует иногородним водителям их коллега опытный и знающий.Сергей МИШИН. Фото Владимира Князева Водителя, отправляющегося первый раз в Москву из родного Волгограда, Пскова, Самары, любого другого города России, еще на подъезде к столице охватывает волнение. Как пробраться по незнакомым улицам и проспектам к нужному пункту, как вести себя в огромном транспортном потоке и не растеряться? Готовиться к "штурму" Москвы, где приходится бывать не один раз в году, я начинаю загодя, когда до цели остается несколько километров. Сначала заправляюсь (в Москве бензин дороже), потом ищу место, удобное для стоянки, но только не на обочине. Ближе к городу площадок не найти. Делаю перерыв минут на 10-15. Этого хватит, чтобы долить воду в бачок, протереть или вымыть все стекла, зеркала, фары, фонари и номерные знаки, если дорога была грязной, да еще умыться и переодеться, если сразу по приезде предстоит деловая встреча. Незачем давать повод гаишникам для придирок, да и сигналы машины будут хорошо заметны издалека. К тому же смотреть через чистое стекло на дорожные знаки, указатели и светофоры куда удобнее, чем через амбразуры, прочищенные "дворниками". По карте Москвы определяю примерный маршрут. Если ее нет - не огорчайтесь: купите в городе на любом крупном перекрестке, не выходя из автомобиля. Продавцы снуют между машинами, предлагая атласы и карты. Только не хватайте первую попавшуюся, выберите подробную. Мне нравится та, что в бесплатных "Полезных страницах" "За рулем". В ней не то что улицу - номера домов можно найти. Лучше ориентироваться на "большие" дороги, прежде всего МКАД - Московскую кольцевую автомобильную (граница города). Ныне она (за исключением отдельных участков) в отличной форме. Просторная, с хорошим покрытием и, главное, освещенная. По ней проще проехать на противоположную сторону города - пусть расстояние будет большим, зато время и нервы сэкономите. Потом выбирайте радиальные проспекты. А внутри Москвы перебирайтесь с одного шоссе на другое по Садовому кольцу. ...Москва. Ну и город! Народу - битком. Машин - море! Сутолока, суета. Одно слово муравейник! Все куда-то едут, спешат. Норовят зажать и подрезать. Только держись. Сюда без правого зеркала лучше не соваться. Начнешь вправо вслепую перестраиваться, вмиг крыло "подправят". Ведь едут плотно друг к другу. Фактически число рядов бывает больше, чем обозначено на дороге или на знаках. Здесь лучше не торопиться. Если ехать долго, кварталов десять, можно вначале двигаться в самом правом ряду, адаптируясь к местным условиям. Но не слишком рассчитывайте на спокойную жизнь. Максимум на четвертом пересечении будет стоять знак, предписывающий из правого ряда поворачивать только направо. Кстати, на этом попадаются почти все иногородние новички. Выход из ситуации прост - не нарушать правила и исполнять. Потом разворачиваться и вновь выруливать на свою дорогу. Инспектор ГАИ здесь почти на каждом перекрестке. Ему не объяснишь, что ты приезжий. Слушать не будет. Хорошо, если оштрафует на месте. А так "права" заберет и объявит, что с квитанцией надо прийти в такое-то отделение милиции. Можете представить, как найти его в чужом городе? Немного освоились? Перебирайтесь во второй, а то ив третий ряд. В Москве случается даже из правых трех рядов движение только направо. Впрочем, бывает такое и при повороте налево. В общем,лучше находиться в середине потока, легче сориентироваться. Иной раз в столице знаки, определяющие движение по полосам, вешают только перед перекрестком. Прозевал - поедешь, куда они укажут. Чтобы этого избежать, почаще заглядывайте вперед и как можно дальше, не только перед собой. Для этого неплохо пристроиться за легковушкой не с тонированными или зашторенными, а с прозрачными стеклами - через них видно, что впереди творится. В Москве "тонированных" великое множество, их почему-то не штрафуют, как у нас, в провинции. Не стоит плестись за грузовиком, он хоть и медленно едет, но добросовестно закрывает все знаки и светофоры. Однако в средних рядах придется придерживаться той скорости движения, с которой движется поток, - даже если она больше, чем дозволено. В Москве на го-124ЗР 2/98 МОСКВУКогда сбились с маршрута, потребуется проверка и корректировка выбранного пути. Хорошо, если рядом опытный штурман, способный ориентироваться по карте. А если такого нет? Я поступаю так: останавливаюсь, где есть возможность, включаю аварийку и изучаю по карте небольшой участок, запоминаю его. Дальше еду по памяти и, как только изученный отрезок дороги заканчивается, снова ищу место для следующей остановки. Вновь беру карту, и так далее. Если что-либо неясно - надо спрашивать. Лучше таксистов никто дорогу не знает. А ^ придется выяснять у других водителей, 1 обращайте внимание на номера их машин. Москвичи (цифры в конце номера "77"), как правило, заняты и довольно высокомерны. Ответы их скупы: "Доедешь до Садового, там повернешь направо...". А где это Садовое, далеко до него или нет? В общем, толку мало. Гаишники в Москве тоже нелюбезны, поэтому к ним лучше не обращаться. Иное дело, водители подмосковных машин - "полтинники" (цифры в номере "50"). Они и город знают (в определенных пределах), и спеси московской нет расскажут все подробно, куда и как ехать, где повернуть, на что ориентироваться. Разобрались, где нужный переулок? Если он впереди справа по ходу, не гоните. Проскочить его просто, а возвращаться сложно. Есть сомнения, поверните раньше - в случае неудачи легко вернуться и продолжить поиск. Для поворота налево лучше заранее остановиться и по карте посмотреть, как этот маневр следует выполнить. Без нее полагайтесь на опрос и интуицию. В Москве кроме обычного есть несколько вариантов исполнения этого маневра. Первый - редкий, но самый простой, заранеенырнуть в правый карман и зайти в нем на левый поворот. Второй встречается чаще, но он сложнее - повернуть направо на искомом перекрестке, развернуться, где можно, и пересечь магистраль прямо. Третий способ, наиболее "трудоемкий" - проезжаем вперед и ищем место для разворота, остается вернуться и повернуть направо. Последний, порой самый страшный бастион московских дорог - пробка. Случается она и на пять минут, и на два часа. Увы, заторы в Москве не объехать, так что приготовьтесь к этому заранее и постарайтесь не нервничать. Не пытайтесь прыгать из ряда в ряд, даже если кажется, что давно стоите, а соседи непрестанно движутся. Опыт подсказывает - в какой бы ряд ни перебрались, именно он будет самым медленным. Не стоит и прижиматься к впереди стоящему автомобилю, оставляйте расстояние до него не менее метра. В этом случае всегда будет запас для маневра-объезда и воздуха, более прохладного, поступит больше к радиатору (это особенно важно в жаркие дни). Но и сильно отставать не надо - в свободное пространство мгновенно втиснется какойнибудь "орел" справа или слева, особенно если ваш ряд вдруг тронется раньше других. Включайте магнитолу, "пощелкайте" станции, в московском эфире их очень много. Расслабьтесь - и пробка рассосется незаметно. Не забывайте, конечно, следить за приборами на щитке, особенно за температурой воды. Стрелка поползла к красной зоне - устремляйтесь к обочине. Терпящих бедствие, как правило, пропускают. И еще один совет, проверенный практикой. Если видно, что из пробки около десятка машин (во всяком случае, не однадве) с московскими (!) номерами сворачивают в "подворотню", следуйте за ними. Обычно такой маневр позволяет объехать скопище неподвижного транспорта. Не получится - не расстраивайтесь. Примите это за увлекательное путешествие по московским дворикам. Тем, кто планирует наведываться в столицу не один раз, рекомендую провести такой эксперимент. Найдите по карте несколько вариантов маршрута до цели поездки. Попробуйте проехать по каждому. Уверен, получится. Из них легко выбрать самые короткие или быстрые. Теперь можно смело отказаться от традиционного - по Садовому кольцу или одному из проспектов. Две-три такие находки - и перестанете бояться незнакомых улиц. А Москва станет более привычным и приветливым для вас городом.родских магистралях вновь появляются знаки "80", а это значит и все "90". Страшновато ехать # на такой скорости, когда справа от твоей "шестерки" в приоткрытое окно дышит дымным выхлопом грузовик, а слева "Икарус" норовит "поправить" зеркало заднего вида. Совет - держитесь на своей полосе, не дергайтесь! Если невмоготу - притормозите, только очень осторожно - разбитый задок куда дороже зеркала! Перестраиваться в плотном московском потоке - целая проблема, но отчаиваться не стоит. Включайте "мигалку" и, лишь немного повернув руль, направляйте машину в нужную сторону. Вас обязатель0 но пропустят, если не первый и второй водитель, то третий, если не третий - то четвертый... При этом надо действовать аккуратно, но, главное, решительно, робость делу не поможет - затрут.ЗР 2/98125