A DJl U fJ-J ШЗПо действующему у нас стандарту Экологические требования к автотранспорту в мире все больше концентрация СО и СН в отработавших ужесточаются. Касается это и России, правда, с одной газах проверяется на двух режимах хооговоркой: зарубежный водитель полагается на новые научнолостого хода - при минимальном числе технические разработки, а наш должен совершенствовать свое оборотов и повышенном, выбираемом умение в настройке давно известных устройств - прежде всего или по инструкции завода-изготовителя, или в пределах от 2000 об/мин до карбюраторов. Диагностике неисправностей этого прибора, 0,8 от номинального числа обог^отрв^ повышающих токсичность выхлопа на переходных режимах, при котором гарантируется заданная,. приемам его регулировки посвящена статья кандидата дляданногодвигателя мощность^ Пра- технических наук Анатолия ДМИТРИЕВСКОГО. "ктйчёски для тихоходных двигателей эта величина согдавяяет--2000-2500Для минимального числа оборотов чинается именно с повышенных обооб/мин, для быстроходных нормы токсичности были названы в ротов. Причиной повышенной концен3JX)0^4500. На этих режимах, наряду с предыдущей статье (ЗР, 1997 № 9): СО трации СО на этом режиме бывает, системой холостого хода, вступает в - 1,5-3%, СН - 1200 млн-1, если число как правило, засорение или засмоледействие переходная система 5 (рис. 1), цилиндров не больше четырех, и 3000 ние воздушных жиклеров главной до7 (рис. 2), а часто и главная дозирую- млн~1 в остальных случаях. При повызирующей системы и системы холощая система. Поэтому по концентрашенных оборотах концентрация СО стого хода. В карбюраторах ДААЗции СО и СН можно косвенно оценить может быть меньше 0,5% при норме 2106, 2105, 2107 состав смеси влереправильность реп/лигювки главной до- 2%, а СН - 50-100 млн-1 при норме 600 ходной системе регулируется винтом 1 зирующеисистемы, а следовательно, и млн- для двигателей с числом нипин-^ртТтидвплстгГйннпи подстройки В (см. 7 дров не более четырех и 1000 млн -1 с—фйс. 1)7 Если при его вращении конрис. 1). ьсли при'его ощении эксплуатационный расход топлива. большим числом цилинд- центрация СО или число оборотов не Рис. 1. Система холостого хода карбюраторов ДААЗ- Таким образом, у исизменяются, необходимо прочистить ров. 2105 и 2107: 1 - профиль дозирующего винта; 2 - винт правного мотора показаотверстие, выходящее в наддиффуколичества; 3 - винт качества; 4 - жиклер байпасного канала; 5 - отверстия переходной системы; 6 - винт тели по СО и СН в незорное пространство. Иногда для этопроизводственной подстройки; 7,8 - воздушный и сколько раз ниже нормы. го достаточно завернуть регулировочтопливный жиклеры холостого хода; 9 - главный топливный жиклер; 10 - воздушный канал холостого Регулирование двиный винт до упора, а затем отвернуть хода; 11 - распылитель. гателя на токсичность на- на то же число оборотов.1Рис. 2. Система холостого хода и экономайзера карбюратора ДААЗ-2108: 1 -демпфирующий жиклер; 2 - мембрана; 3 - жиклер экономайзера; 4 - клапан ЭПХХ; 5 и6 - топливный и воздушный жиклеры холостого хода; 7 - отверстие переходной системы; 8 - винт качества.A9JT>? /сек r/oiSt/MG/ifl • Повышенный выброс углеводородов, нестабильная работа двигателя, "провалы" при медленном повороте оси дроссельной заслонки - часто следствие переобеднения смеси. Медленно заворачивая винт подстройки 6и обогащая смесь, которая подается через отверстия переходной системы, добиваются устойчивой работы двигателя и исключают "провалы"; при этом концентрация СН будет минимальной. В карбюраторах без винта подстройки (ВАЗ-2108 и др.), если концентрация СО остается выше нормы даже после прочистки жиклеров, можно увеличить пропускную способность воздушного жиклера 6 (см. рис. 2) или уменьшить топливный жиклер 5 так, чтобы концентрация СО находилась в пределах 0,5-1,0%. Нередко причиной "провала" бывает и прорыв мембраны вакуумного автомата прерывателя. При минимальных оборотах холостого хода регулирование состава смеси производят винтом качества 3 (см. рис. 1) с последующей корректировкой частоты вращения винтом количества 2. В карбюраторах же с параллельным открытием дроссельных заслонок (К-90, К-135 и др.) прибегают к помощи газоанализатора, последовательно сначала одним, а затем другим винтами качества добиваясь минимума концентрации СН. Затем, постепенно поворачивая оба винта на одинаковый угол, доводят СО до нормы. Бывает, что, даже завернув винткачества до упора, не удается снизить показатели СО. В карбюраторах ДААЗ-2108 и их модификациях это часто случается из-за прорыва мембраны 2 (см. рис. 2) пневмопривода экономайзера главной дозирующей системы. В карбюраторах, имеющих байпасный канал с жиклером 4 (см. рис. 1), параллельный каналу винта качества (ДААЗ-2105, 2107), или двухканальную систему холостого хода (рис. 3, карбюратор К—151), высокая концентрация СО при завернутом до упора винте качества определяется слишком большой пропускной способностью жиклера байпасного канала (или сверления с регулировкой винтом на старых карбюраторах К151). В данном случае необходимо ее уменьшить, а в некоторых других - з а глушить жиклер (в новых карбюраторах ДААЗ-2105, 2107 и К-151). В карбюраторах К—151 первых выпусков следует отрегулировать СО дополнительным винтом качества. Закономерен вопрос: а если под рукой нет газоанализатора, можно ли провести удовлетворительную регулировку? Оказывается, можно - с помощью тахометра с точностью до 25 об/мин и шкалой до 1500-2000 об/мин. В элементарных диагностических приборах, имеющихся в продаже, как правило, такие функции предусмотрены. Рассмотрим рис. 4, на ко тором показана последовательность регулировки карбюратора на минимум СО и СН.После проверки общего состояния двигателя (зажигания, уровня топлива в поплавковой камере карбюратора) и его прогрева до 60-80°С подключаем тахометр и действуем следующим образом. 1. От исходной точки 1 смесь обогащаем винтом качества при неподвижном винте количества смеси (или воздуха), стараясь найти положение, при котором частота вращения коленчатого вала максимальна (точка 2). 2. Винтом количества смеси или воздуха устанавливаем точку 3" - частота вращения коленчатого вала (Прег) превышает минимальные (по инструкции) обороты на 10-12% для карбюраторов с подачей эмульсии в задроссельное пространство (ДААЗ2108, К-126, К-129, К-127 К-39, К-90 и их модификаций), а для карбюраторов с автономной системой холостого хода (ДААЗ-2105, 2107 К-131, К-133, К151) - на 15-20% (точка 3'). Для карбюраторов, у которых частота вращения регулируется винтом количества воздуха (ДААЗ-2108, К-126, К-90 и др.), операцию придется повторять один-два раза, чтобы обеспечить мощностной состав смеси при этой частоте вращения (точки 3',' 4, 3'). Это необходимо потому, что в таких карбюраторах при подстройке количества одновременно меняется и состав смеси. 3. Винтом качества смеси при неподвижном винте количества смеси или воздуха снижаем частоту вращения коленчатого вала до заданныхРис. 4. Алгоритм регулировки карбюратора. 4Винт качества -г-ч х - * * 1 ^ Винт количества Винт -111 ф+S Si -1|Sо о 1о ооX3 1о о. оi\*«КВин качества ^ Винт КОЛИчества-8Пггш U - о с (в X а. о XI5XВинт качес ваОо ЩX О. ф - с;б\3 45 СО, %_12инструкцией минимальных оборотовРис. 3. Схема системы холостого хода карбюратора К-151: 1 - главный топливный жиклер; 2* - дополнительный винт качества (только на карбюраторах первых выпусков); 3 - клапан ЭПХХ; 4 - винт качества; 5 - винт количества; (точка 5). 6 - диффузор; 7 - выходной канал 4. Нажимая на рычаг привода холостого хода; 8 - отверстия переходной системы. дроссельной заслонки и резко отпуская' В карбюраторах последних выпусков в канапе сделано калиброванное отверстие, выполняющее роль жиклера.его, проверяем правильность работы карбюратора. Если минимальная час-ЗР 2/98163