129
Не по ПравиламУСТУПАЯ-УСТУПИ!Владимир РсВРОВ, экспертАварии случаются не только в экстремальных дорожных ситуациях.Авария произошла, что называется, на ровном месте (рис. 1). Грузовой автомобиль остановился на перекрестке, намереваясь повернуть налево. Сигнал левого поворота бып включен. Навстречу ехал ВАЗ-2109 с включенным сигналом правого поворота. Хозяин "девятки" включил его метров за двести до перекрестка, поскольку вначале хотел остановиться на обочине, но потом раздумал. Водитель грузовика остановил машину так, чтобы на предполагаемом пути движения легковушки помех не было. Вместе с тем, будучи уверенным, что она повернет, он выехал на встречную полосу. Но... Водитель ВАЗ-2109 поехал прямо, не успев среагировать на ситуацию. В результате - ДТП. Водитель "девятки", безусловно, нарушил п. 8.2 ПДД: ввел в заблуждение других участников движения. Но не более того! В то же время водитель грузовика нарушил п. 13.12: "при повороте налево... обязан уступить дорогу ТС,., движущимся... во встречном направлении". Можно попытаться оправдать водителя грузовика: он не знал, что "девятка" поедет прямо. Но это от ответственности не освобождает. Он однозначно был обязан уступить даже в том случае, если имеющий преимущество нарушает Правила. Выполни он требования ПДД, его грузовик не оказался бы на встречной полосе. Водитель автомобиля не вправе пересекать осевую линию разметки (а при ее отсутствии - выезжать на левую половину проезжей части, п. 9.1) до тех пор, пока встречный не въедет на перекресток и не определятся его истинные намерения. Таким образом, ошибка водителя грузовика - прямая (а не косвенная) причина аварии. Он нарушил правила проезда перекрестка - не уступил дорогу. При разборе ДТП сотрудники ГАИ признали его виновным, но он с этим не согласился и обжаловал постановление ГАИ в суде: вина, мол, обоюдная. Интересно, что водитель "девятки" не отрицал, что "забыл" выключить сигнал. Удивительная по нынешним временам честность! Тем не менее, суд оставил решение ГАИ в силе. Давайте рассмотрим, как принцип "уступи дорогу" работает в еще более простой ситуации (рис. 2). Самый обычный перекресток. У автомобиля 1 - помеха справа. Где он должен остановиться? Перед пересекаемой про-ЗР 2/98129