НОНСЕНСВЕГ В МЕШНа российских дорогах появились автоиностранцы с паспортами граждан РФ.Максим ЮРЧЕНКОГаишник перебил на самом любопытном... Я развлекал приятеля впечатлениями о Германии. У них нельзя, как у нас, запросто поудить с бережка. Сперва поучись на курсах и сдай госэкзамены на соискание звания рыбака - продемонстрируй глубокое понимание того, что на одно удилище можно выловить столько-то граммов добычи, число удочек не может превышать такого-то, крючки должны быть определенного калибра... И покажи, что приобрел устойчивый навык быстрого умерщвления улова, дабы не быть наказанным за издевательство над живностью... Про издевательство рассказать и не успел. Инспектор с обочины ткнул полосатой палкой в направлении моей переносицы и величественно повел ею в сторону бордюра. - Ваше водительское удостоверение, выданное на территории Украины после 1992 года, утратило силу. С ним вы не можете управлять транспортными средствами на территории Российской Федерации. Самые сильные впечатления дают открытия в самих себе. Когда-то во времена "холодной войны" наши журналисты, попав в США, узнали, что они, оказывается, не только русские, но и европейцы, к тому же "красные"... Это забавно - не более. Стоя перед автоинспектором не в какой-нибудь Америке, а в своей стране - я, не первый год владелец паспорта гражданина РФ, оказывается... недогражданин! - ...Разъясняю, - продолжал инспектор, - вы должны вустановленном порядке - в МРЭО по месту жительс^ сдать экзамены и получить российское удостоверение нового образца. Старое он собрался было изъять с всеми вытекающими протокольными формальностями и штрафом. Разборки с человеком в мундире обостряют чувство справедливости и стимулируют красноречие. Я был убедителен: о новом порядке знать не знал, ПДД чту безмерно (доказательство - почти нетронутый пером талон предупреждений), за рулем аж 15 лет, а эти "права" получил взамен украденных, повторно сдав экзамены. Привел и другие весомые аргументы. Он их уважил и отпустил восвояси. Частота общения с автоинспекторами - что частота проколов колес: то ни разу за полгода, то за месяц сорок раз. Вскоре состоялся аналогичный разговор. Из него я вынес, что на всех аргументов не хватит, плетью обуха не перешибешь и решил подчиниться воле ГАИ. Эта воля была ко мне зла. Чтобы стать полноправным участником дорожного движения на дорогах РФ, пришлось сбегать с работы и терять время в очередях - в общей сложности я провел в них не менее рабочего дня. Метался между МосгорГАИ, МРЭО, Сбербанком и врачами медкомиссии. Забросил домашние дела, детей, "Поле чудес", дачу и вечерами изучал "ловушки" в формулировках экзаменационных билетов. По ходу дела меня настигло новое требование к процедуре оформления документов: в бюро переводчиков нужно сделать перевод текста старых водительских прав на русский язык и заверить его нотариально. Мой документ ничем не отличался от тех, с которыми ездят миллионы "коренных" водителей - запись в них на русском и французском языках. "А текст печати - на украинском", - узрели зоркие оформители. Верно, но для того, чтобы русскоговорящему понять название органа, выдавшего удостоверение, не нужно быть переводчиком. Рассказчики анекдотов владеют куда большим набором украинских слов, чем их записано в печати. "Апофигеем" всего стал экзамен по вождению. - ...Сейчас нет свободного спецавтомобиля. Приходите завтра, - выпроваживал инструктор. Моя "восьмерка" стояла у ворот МРЭО, и я предложил проехать на ней. - Нет, экзамен положено сдавать на автомобиле с дубльпедалями тормоза и сцепления на месте инструктора. Аргумент о пятнадцатилетнем стаже безвылазной жизни за рулем в расчет не был принят: "Приходите завтра". Я потратил уйму времени и денег - куда больше минимального размера заработной платы. Но сейчас разговор об ущербе другого рода. Помните, герой хорошего кинофильма иронизировал над странностями бытия - подчас нас ввергают в забаву "бег в мешках": выигрывает не тот, кто быстрее бегает, а тот, кто быстрее бегает в мешке. Ко мне отнеслисьтак, будто я то ли вчера спрыгнул с дерева, то ли всю жизнь скакал верхом на палочке, трясся на ишаке в Гималаях, на велосипеде в Бангкоке или, если и ездил в авто, то по пустынным дорогам Южной Австралии с левосторонним движением. Госслужащие в мундирах как бы не догадывались, что, когда все мы жили в одной стране, я сдавал экзамены на право управления автомобилем по правилам ив рамках процедуры, действовавшим и доселе действующим почти на всей территории бывшего Советского Союза, а в личных документах, попрежнему общего образца, все написано русским по белому. "Конечно, глупость все это", - говорили мне в МосгорГАИ. "Да, чего-то переборщили", - соглашались в МРЭО. Но, будучи людьми подчиненными, поблажек не давали... "Перегнули палку", - услышать бы от тех, кто издавал положение о таком порядке. Признание ошибки - не признак поражения, а демонстрация мудрости и воли. Хотелось бы поскорее узнать об этом признании...Не для себя хотелось бы - я уже свое "в мешке" отскакал и перестал быть автоиностранцем. За сограждан обидно. Интересно, заставят ли меня подтверждать диплом о высшем образовании, демонстрировать навыки пользования бытовой сантехникой и умение ловить рыбу в водоемах страны, которую я сызмальства считал своей?ЗР 2/98127