"OKA": 10 ЛЕТ В КАМСКОМ РУСЛЕ» Наша малолитражка готовится сменить облик.Не лучшие свои дни и даже годы переживает нынче КамАЗ. Но жизнь наша соткана из парадоксов - пир во время чумы уже ни у кого не вызывает удивления. Так уж получилось, что приезд в декабре в Набережные Челны правительственной комиссии, озадаченной проблемой банкротства былой гордости советского автопрома, совпал с действом вполне праздничным: завод микролитражных автомобилей отмечал десятилетие появления на свет первой камской "Оки". Известное в свое время решение ЦК КПСС об увеличении производства товаров народного потребления "навесило" на завод большегрузов "головную боль" в виде продукта, который можно было назвать профильным только потому, что он тоже на колесах. Началось все в середине 1985 года. Под новый цех легковых автомобилей был специально освобожден один из пролетов сдаточного корпуса КамАЗа. Всего на 12 тысячах квадратных метров к концу пятилетки планировалось выпускать ежегодно по 20 тысяч микролитражек. Первую "Каму", как ее пытались тогда назвать, собрали здесь морозным декабрьским днем 1987-го. О перипетиях "Проекта "Ока" с участием трех заводов журнал рассказывал довольно подробно (ЗР, 1993, № 10). ВАЗумикролитражка мешала, и он в конце концов от нее избавился, СеАЗ пока так и не сумел раскрутиться. КамАЗ же стал в итоге монополистом по выпуску самых маленьких в России автомобилей. В 1994 году производство переехало в собственный корпус и обрело статус завода. Более того, сегодня, в тяжелые для "большого" КамАЗа времена, именно ЗМА не дает надежде угаснуть. Не случайно комиссия по инвестиционным конкурсам при Минфине России летом прошлого года приняла решение о выделении заводу кредита в 82 млрд. рублей - "Ока" остается пока безоговорочно ликвидным товаром. В год десятилетия на КамАЗе произведено около 18 тысяч микролитражек. Это вдвое больше, чем в 1996-м. Но все еще недостигнут уровень, запланированный в самом начале. (Напомним, КамАЗ и ВАЗ должны были выпускать по 20 тысяч, а СеАЗ - 1 0 тысяч в год.) Более того, не преодолен порог безубыточности, определенный специалистами как 30 тысяч автомобилей в год. Пока на каждый рубль товарной продукции приходится 105-106 копеек затрат. Именно безубыточность является ведущей задачей на нынешний год. Вообще же до конца века предполагается выйти на уровень 50 тысяч автомобилей и 25 тысяч автокомплектов для СеАЗа. Следующим этапом должно стать наращивание мощностей ЗМА до уровня 150 тысяч сборочных единиц в год. Но это в перспективе. Сегодня же главной проблемой для челнинской микролитражки остается двигатель: единственный поставщик - ВАЗ - не в состоянии увеличить производство. В мире есть достаточно моторов с близкими характеристиками, но, пожалуй, наибольшие шансы попасть под капот "Оки" у югославского за него производители готовы брать бартером (теми же самыми автомобилями), а не живыми деньгами. При дирекции по техническому развитию ОАО "КамАЗ" сейчас формируется исследовательско-конструкторская служба. Одна из ее задач - придать новый облик легковому автомобилю. Уже в нынешнем году как внешний вид, так и интерьер "Оки" претерпят изменения. Впрочем, это будет уже не "Ока". Новое имя определится в результате конкурса, а пока многим по душе "Айгуль".БЕЛ-ФЕР* - ДИТЯ ФЕРаКонстантин ЛЕВИТИН Для российских автомобилистов аббревиатура ФЕР (FER), что в переводе с немецкого означает "Автоэлектрика", мало что говорит. Между тем многие из нас пользовались и поныне пользуются продукцией этого предприятия из города Айзенаха в Тюрингии (ФРГ). Во времена ГДР это был крупнейший и, пожалуй, единственный завод в стране, изготовлявший светотехнику. Особенно бурными в его развитии стали 70-80-е годы, когда Совет экономической взаимопомощи - СЭВ возложил на ФЕР изготовление световых приборов для развивавшейся автомобильной промышленности СССР. Круглые фары для ВАЗ-21011, 2103 и 2106, прямоугольные для "Москвича-412", микроавтобусов РАФ, автобусов ЛАЗ -Кое-что из продукции ФЕР. все это продукция ФЕР. Последняя его совместная с советскими специалистами разработка - прямоугольные фары для "Москвича-2141", которые сегодня ставят и на новые "волги", и на "газели". После объединения Германии в 1989 году в судьбе ФЕР произошли большие изменения. Частично его выкупила всесильная фирма "Бош", создав на месте старого предприятия современнейший завод. Оставшаяся же часть ФЕРа вынуждена былавыживать самостоятельно. Так родилась идея создать в Республике Беларусь, где производят и грузовики, и тракторы, и мотоциклы и где нет своего завода по выпуску светотехники, совместное предприятие. Оно получило название "БЕЛ-ФЕР" и разместилось в Дзержинске на заводе "Агромаш", где выпускали автопогрузчики, ремонтировали автомобильные двигатели, делали пилорамы. Конечно, при создании "БЕЛ-ФЕР" не обошлось без инвестиций из-за рубежа, но большая часть технологического оборудования сделана в Белоруссии и СНГ. Новое совместное предприятие специализируется на выпуске автомобильных осветительных приборов. Пока это унифицированные противотуманные фары, рабочие фары широкого применения, фарыпрожекторы, тракторные фары, а также предназначенные для "Гольфа-П". Технический уровень этих изделий достаточно высок - часть из них реализуется на западном рынке.ЗР 2/9839