56
57
58
59
и-ш,ж/i^Ч ^^•Ш " ' "Путешествие по истории автомобильных кузовов с начала века и до наших дней.СергеиВстречают, как известно, по одежке... Десятилетия конструкторы и дизайнеры совершенствуют формы кузовов, одновременно стараясь как можно рациональнее, в зависимости от назначения автомобиля, разместить узлы и агрегаты, пассажиров и багаж. Но требования у покупателей со времени появления самобеглых экипажей были самые разные, потому-то и появилось множество типов кузовов. У каждого есть имя (а то и несколько), иногда существующее с доавтомобильных времен. Некоторые конструкции можно отнести сразу к нескольким типам, в чем вы можете убедиться сами. Итак... Один из самых распространенных типов - седан, обязанный своему названию французскому городу. Это - ступенчатый,как принято говорить, трехобъемный кузов. Обычно у седанов четыре двери, но встречаются и шестидверные (к ним мы вернемся позже). Привлекательность седана объясняется практичностью: здесь с удобством (степень его зависит от размеров) размещаются четыре-пять человек, а вещи едут в изолированном багажном отделении. Типичный владелец седана (понятно, у них, а56ЗР 2/98 Спортивный "Ягуар-ХК 8" с кузовом купе "2+2". Универсал "Авант". от "Ауди" -не у нас, где до недавних пор на седанах ездили почти все автолюбители) - степенный семьянин. С начала 80-х такие кузова иногда называют нотчбеками - как раз за ступенчатость ("нотч" дословно - зазубрина) и, очевидно, по аналогии с другим "беком" - хэтч. В Великобритании седан известен и под другим именем - салун, на Апеннинах - берлина (по-итальянски - карета), в Германии - лимузин. Отсюда и путаница - во многих странах под лимузином подразумевают нечто другое. Двухдверный "ступенчатый" кузов иногда именуют двухдверным седаном, но чаще - купе. За автомобилем-купе в первой четверти XX века закрепилась репутация машины делового человека, которому по роду занятий приходится много ездить. Это нашло отражение ив названиях того времени - доктор-купе, бизнес-купе. Несколько позже дизайнеры поняли, что двухдверной машине можно придать оттенок спортивности - это не слишком увеличит цену, но пощекочет самолюбие владельца. Так появились купе в спортивном стиле, или, как их называли в 70-е, машины для "кафе-рейсерс" - гонщиков вокруг кафе. Некоторые фирмы, для большей убедительности, присвоили таким автомобилям "титул" спорт-купе (обычно так называют * н е четырехместные, а двухместные купе "2+2"). В прежние годы их иногда именовали еще и по-другому: тудор или коч. А в Италии купе до сих пор берлинетта, то есть маленькая берлина, Существуют седаны и купе без средних стоек и рамок дверных стекол, особенно много их было в США в 50-70-е годы. Это дизайнерское решение - компромисс между комфортом и всепогодностью седана и возможностью слияния с природой открытого авто. На ходу, если все стекла опущены, в салон попада• ет много воздуха, что особенно заманчиво, если он калифорнийский или средиземноморский. На взгляд машина без стоек легче, воздушней, чем обычные седан и купе. Четырехдверные кузова без рамокстекол и стоек называли спорт-седан, а двухдверные - гран-туризмо. подчеркивая таким образом исключительность автомобиля. Теперь немногочисленные серийные спорт-седаны часто именуют хардтопами. У этого названия своя история. Еще до войны конструкторы предпринимали попытки сделать кузов с автоматически убирающейся жесткой крышей. Создание такого автомобиля было очень привлекательной идеей совмещались комфортность купе с достоинствами кабриолета. Такая модификация была у "Пежо-402" в 1936 году. К сожалению, конструкция получилась весьма сложной и дорогой. Дальше созда-сткий верх. Сейчас "Мерседес-Бенц CLK", на котором возродили забытую конструкцию, довольно неуклюже нарекли родстером с жесткой крышей. Кстати, сегодня хардтопом называют и съемную жесткую крышку над грузовым отсеком пикапа. Но вернемся к закрытым кузовам. Лимузин в большинстве стран - роскошный седан с перегородкой (подъемным стеклом) между рядами сидений. Сильным мира сего, сидящим по этикету сзади, необходим начальственный интим и защита от ушей водителя и охранника. В начале века на дорогих автомобилях водитель часто располагался под одной крышей с пассажирами, но вне салона. Последний начинался только за его спиной, а для связи служила переговорная труба. Так сохранялись традиции богатых конных экипажей (лимузинов), где кучер был строго изолирован от хозяев. Автомобили-седаны, пока их нынешнее название еще не прижилось, называли "лимузинами с внутренним управлением". Немецкая терминология сохранила с тех пор неизменный лимузин, а в другие языки вошло понятие седан. Пульман-лимузин - лимузин с удлиненной базой и, как правило, с дополнительными откидными сиденьями - страпонтенами. В салоне пульман-лимузина можно разместить целый офис или, если угодно, рабочий кабинет со столиком, телефоном, телевизором, баром и обилием других необходимых и не очень вещей. Теперь такие кузова часто называют по-американски стретч (дословно растянутый). Современные стретчи по внутренней компоновке не столь консервативны, какПятидверный хэтчбек "Пежо-306Хн". Мини-вэн "ОпельЗинтра" - максимум универсальности.ния прототипов дело тогда не пошло. В 50-е в США выпускали "Форд-Галакси Скайлайнер" с автоматически убиравшейся в багажник жесткой крышей. Этому-то кузову и дали имя хардтоп, буквально - же-ш чт! классические лимузины, в их основе может быть и седан, и универсал, и любой другой кузов. Расположение сидений, количество дверей, дополнительное оборудование тоже может быть самым разнообразным. Делают стретчи, как правило, по заказу. Грузопассажирские автомобили, известные у нас как универсалы, удостоились, пожалуй, наибольшего количества наименований. Впервые такие двухобъемные кузова появились в США. Своим рождением они обязаны тем американским фирмам, которые стремились соединить комфорт седана с вместительностью небольшого грузовика. В США универсалы до сих пор называют стейшн вэгон или просто вэгон. В Европе некоторые производители (в частности, ФИАТ) заимствовали это название (иногда в сокращении - STW). Правда, в 60-е годы универсал на базе малютки ФИАТ-500 назывался джардиньера, что дословно переводится как этажерка, подставка для цветов. В Германии многие фирмы присваивают универсалам собственные имена, например, "Опель-Караван", "БМВ-Туринг", "Фольксваген-Вариант". Но общее название грузопассажирского кузова, принятое в немецких каталогах, - комби. Этот же термин использует сейчас и чешский завод "Шкода", хотя раньше его грузопассажирские машины обозначались STW. Во Франции универсалы называют брик (брейк), а в Великобритании - истейт кар или просто истейт, то есть автомобиль для поместья, имения. "Близкие родственники" универсалов - фургоны и пикапы, небольшие грузовые машины, очень удобные для перевозки мелких партий грузов. Современные пикапы иногда имеют пяти-шестиместные модификации с увеличенной кабиной и четырьмя дверями. Кузов, представляющий собой нечто среднее между седаном и универсалом, сейчас именуют хэтчбек, то есть с люком сзади (другое название - фастбек). Хэтчбеки появились в 60-х и сразу завоевали признание. Несмотря на вместительный багажник, они оказались избавлены от репутации универсалов, которые все-таки иногда относили к грузовикам. В хэтчбеке, особенно двухдверном, есть нечто спортивное (вспомните хотя бы семейку "самар"). Грань между купе и хэтчбеком провести порой очень трудно (попробуйте сделать это применительно к "Опелю-Тигра" или "Калибре"), тем не менее существуют и те и другие."Опель-Комбо" с кузовом УПВ.Иногда такой кузов называют фаэтон, но "Опель" именует его "Кабрио".ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ КУЗОВОВПринятые в России Седан Купе Универсал Хэтчбек Кабриолет Родстер Иноязычные варианты Нотчбек, салун, берлина, лимузин Двухдверный седан, берлинетта Стейшн вэгон, комби, брик, истейт кар Фастбек Кабрио, конвертибл СлайдерТИПЫ КУЗОВОВ- трехобъемныи: - двухобъемный;- однообъемный.фРА теперь об однообъемном кузове. Он родился от брака микроавтобуса с легковым автомобилем. Универсальней некуда! Можно с комфортом посадить семь-восемь человек, а можно сложить сиденья и везти груз, как в небольшом фургоне. Так в начале 80-х появилось новое для кузовов имя - универсал повышенной вместимости (УПВ). Правда, одновременно заявили о себе "классические" универсалы с высокой крышей. типа "Хонды-Шаттл" первого поколения. Их также называли УПВ. В конце концов к однообъемникам "приклеилось" короткое, на американский лад название мини-вэн (вэн в США - грузовой фургон). Примеры нынешних УПВ: ИЖ-27156 (серьезно!), "Ситроен-Берлинго", легко совмещающие функции грузовичка и пассажирского автомобиля путем трансформации салона. Пройдемся теперь по открытым кузовам. Все первые автомобили были открытыми. Они, конечно, дарили ездокам почти полное слияние с природой, но оставляли беззащитными в непогоду (неким подобием зонтика служил иногда легкий матерчатый верх, в лучшем случае - еще и боковины). Совершенствуясь, взлетая на гребни моды, открытые машины дожили до наших дней и, очевидно, будут пользоваться известным спросом ив будущем. Самые распространенные здесь кузова - кабриолет и фаэтон. До сих пор нет четкого разделения этих понятий ни в справочной литературе, ни в классификациях фирм, но термин "фаэтон" употребляют все реже. У первого из них не убираются рамки стекол и стойки, как на открытых "Победе" и "Москвиче-400—+20А", у другого же рамок и стоек вообще нет. В 10-20-х годах открытые кузова без стоек называли турист или, если не было и ветрового стекла, - торпедо. Вот уж где было слияние с природой! В Англии двухдверные открытые кузова раньше называли дропхид58ЗР 2/98 •купе, то есть купе со съемным верхом. Постепенно открытых машин становилось меньше, покупатели тяготели к более практичным конструкциям. Кстати. кабриолет с несущим кузовом выходил еще и дороже закрытых прародителей. Ренессанс кабриолетов пришелся на начало 80-х, когда в автомобилестроении появились новыетехнологии и материалы. Обеспеченные люди снова захотели ощутить дуновение встречного ветра и увидеть, как он развевает локоны спутницы. В США и Великобритании за современными открытыми кузовами закрепилось имя конвертибл (трансформиа руемый). Мягкую крышу (обычно вместе со стойками), как правило, складывает специальный механизм - получается некое подобие гармошки. Но есть решение попроще крышу скатывают в рулон, а рамки стекол и стойки, естественно, остаются на месте. такой автомобиль похож на седан или купе. Подобный кузов (кстати, его иногда называют ролдэх) - самая дешевая возможность увидеть из машины небо над головой. В 20-х появились относительно недорогие кузова, имитирующие кабриолеты. Крыша их на вид была "складной", делали * даже декоративные механизмы ее опускания. "Обманный" кузов назвали фо-кабриолет, то есть ложный кабриолет. Мода на гаки автомобили повторилась конце 60-х - начале 70-х. когдая получили распространение машины с черной, отделанно специальным материалом эд крышей. Но название из 20-х тому времени было уже забы то, а вскоре и мода прошла Гибрид пульман-лимузин ' и кабриолета (теперь их почп не делают) назвали вполне лоШ гично - пульман-кабриолет* (ЗИЛ-111Д). Такой автомобиль Очень удобен для торжеств инпарадов, когда самым высоким персонам надо приветствовать народ. Спортивные открытые автомобили с числом мест два или два плюс два именуют родстерами. Крыша у них убирается в специальное отделение за сиденьем или в багажник. На довоенных родстерах ее иногда не было вовсе - их называли слайдер. Эти машины имели прямое отношение к спорту, участвовали в различных соревнованиях. Сейчас родстер и слайдер - синонимы. В США аналогичные автомобили в первой четверти века имели другие названия: ранэбаут, рейсэбаут или спидстер, которые подчеркивали скоростные качества этих машин. Двухдверный спортивный кузов со съемной средней частью крыши получил имя тарга. Немного о столь популярных ныне вседорожниках. На первых джипах кузова были самыми примитивными - без дверей. с матерчатым верхом, а затем почтипоголовно они стали универсалами. Были прототипы ис другими кузовами, в том числе лимузин ЗИС-110П, который предполагалось использовать для выезда руководителей СССР на охоту ив колхозы. Прижились, естественно, более утилитарные машины. Сегодня термин "вседорожный автомобиль" устоялся. Под ним понимают полноприводную, как правило, рамную машину с большим дорожным просветом и кузовом универсал, который, впрочем, может иметь съемную мягкую или жесткую пластиковую крышу. Многие кузова теперь встречаются очень редко, некоторые исчезли вовсе. На заре автомобильного века четырехместные машины внешне представляли собой площадку с двумя скамейками. Если скамейки стояли лицом друг к другу, кузов называли виз-а-ви, если одна за другой дос-а-до. Совсем недолго в начале века прожили кузова тонно (бочка). Чтобы проникнуть в автомобиль, нужно было повернуть сиденье - дверей, как таковых, не было (ЗР, 1997, № 10, с. 153). Вплоть до 30-х годов строили дорогие автомобили с убирающейся крышей над передним сиденьем; на ранних машинах ее иногда и вовсе не было. Эти кузова, близкие к лимузинам того времени, наследовали экипажные традиции. Их названия - брогам, брум, купе де вилль - тоже пришли из доавтомобильной эпохи. В США аналогичные кузова называли таун кар, а с убирающейся крышей над задним сиденьем именовали ландо. Они давали пассажирам проветриться или, опять же, поприветствовать окружающих. Подобных конструкций сегодня не существует, а вот названия остались, Среди современных концепт-каров встречаются машины оригинальных форм. Есть прототипы с трансформируемыми на все случаи жизни кузовами, как, например, "Пежо806 Ранэбаут" (ЗР, 1997, № 11). Автомобиль-купе можно превратить в кабриолет и даже в пикап для активного отдыха. Практичность таких конструкций сомнительна. Однако тенденция уже наметилась - трансформируемых кузовов становится все больше. Возможно, через пару лет они составят тему следующего обзора.ЗР 2/9859