РЕПОРТАЖ ЗР . , , Сковородино Могрча оРИКак только наступ и реки сковывает ле тысячи людей отправляются в нелегкий путь из Приморья в глубь России.В прошлом году мы поделились опытом, как купить во Владивостоке машину и как доставить ее по железной дороге "на материк" (1997, № 12). Сегодня - продолжение интересующей многих темы. Как перегнать автомобиль с Дальнего Востока. ЧЕРЕЗ АМУР Где-то с середины 80-х в портовых городах Приморья стали появляться подержанные "японки". Тогда казалось, что скоро они заполонят всю страну. Но - нет. Отсутствие проезжей дороги, перевоз в железнодорожной "сетке", нередко удваивающий цену автомобиля, тормозят продвижение японских автомобилей на запад. Однако дорога есть, просто не все о ней знают, поскольку ни на одной карте, ни в одном Атласе между городами Свободный и Чита она не показана. А начало просто обрадовало. От Владивостока до Хабаровска 721 километр прекрасной трассы М60, проходящей неподалеку от границы с Китаем. По частоте населенных пунктов, заправок, магазинов, автосервиса, хорошему покрытиютянё§ ея ажурный 1езнодорожны мост. Прямо Иоверх него юнтируют юлотнв для же! 1я автомоИЛв|1 но оконч#1Ия строильстЬа еще далеко. Пока же автяйобили переправляют лем на двух паромных переправах, а в распуллу - на железожьгы1гч1йвпрормах Стоимость - до полумиллиона рублей, поэтомулдаштно желание проскочило льду реки. спуске к реке - инспект ор ^ А И . Оказывается, ледовая переправа закрыта и подступы перегорожены бетонными плитами. У барьера - десятка два автомобилей, ждущих, видимо, когда переговоры о сумме взятки достигнут "консенсуса" и солдаты раздвинут плиты бульдозерами, стоящими неподалеку.и обилию автомобилей эта магистраль не уступает тем, что расположены в Европейской части России. Нас все время обгоняют "японки" с транзитными картонными номерами из Приморского края. Нередко едут караванами по десять-пятнадцать машин, за рулем попадаются и женщины, но почти обязательно - один или два человека в милицейской форме. Это или нанятая на понятный случай охрана, или просто милиционер купил машину для себя, а форму надел для острастки. Хабаровск, по рассказам транзитников, - второе место после Владивостока, где могутбыть "наезды". Подкатывает несколько иномарок и вам вежливо предлагают заплатить. Откажешься - бить не будут, но через сотню метров из кустов включатся "в разговор" пацаны с рогатками... На площадках перед переправами - тоже рэкет. Если видят, что водитель небогатый, могут вообще ничего не взять, а если джип гонят или машина затарена резиной, запчастямиНаезженная трасса остается на том берегу. Дальше - разбитые дороги (особенно плохие - на границе Еврейской автономной и Амурской областей). От Архары они расходятся: прямо ведет строящаяся военными уже лет десять магистраль "Амур", которая должна в 2001 году соединить Читу с Хабаровском. Трассу строят участками, и время от времени петляя по разбитой щебенке, выскакиваешь на прекрасную84ЗР 2/98A hh* ЪМ Ъ"@&CXQM0Jjbb£sfrr*t широкую дорогу. Новая магистраль срежет угол и пройдет, минуя Благовещенск, через Завитинск и Белогорск прямо на Свободный. Пока же лучt ехать по ста. Магдагачи рым дорогам,ночь можно спокойно останавливаться на площадках у дороги. Зато дальше, от Свободного до Читы, на расстоянии более тысячи километров, нет ни одного стационарного поста ГАИ, не увидишь ни милицейской, ни гаишной машины. Здесь закон - тайга. г3 |иногда на * В военном поселке Магперекредагачи летом чаще всего загру1кают перегонные авто на же-Шимановск лезнодорожные платфодмьГ стках сверяя Зимой же машины идут сплошпуть. Ч Если ным потоком, по 100-150_д есть сомнения, день. И в этом есть реможно повтоять с Свободный зон: проезд на платполчаса, щрдож•орме до Сковородать перегонщиV Белогорск $дино стоит неков. Нет их\на~|сколько миллиодо возвраща нов рублей. ся и ехать дру В Сковорогим путем дино ("СковоБлаговелаговещенс] Завитинск родке", как щенск (он же в говорят разговорах Архара местные) "Благо") стоит на границе с Китаем много отклониться от транзит Облучье ного маршрута, можно увидеть на другом берегу Амура контуюбиджан ры современного китайского города Хайхэ. Больше близкое китайское присутствие никак не проявляется.ЗАКОН - ТАЙГА От Владивостока до Свободного двадцать один пост ГАИ! Их точное количество знают все профессионалы-перегонщики - "трясут" на каждом посту. Помимо документов, проверяют огнетушители, аптечки (в том числе сроки годности отдельных лекарств), наличие противооткатных башмаков и состояние домкратов, вообще, кто что везет. Это, как говорят местные, официальный рэкет, однако настоящего, криминального, здесь нет и нана окраине поселка расположена последняя стационарная АЗС с "нормальными" ценами (и то в среднем на 20-40% выше, чем в Москве). Около заправки большая платная стоянка, где ночуют многие перегонщики. От Сковородино до Тахтамыгды еще 32 километра "грейдера", дальше - проселок. Узкий настолько, что разъезд практически невозможен. Поэтому любой встречный грузовик - проблема, да еще какая! Аварии на этом участке не редкость. При нас одна машина перевернулась. В другом месте водитель японско-Mlwозеро\'чнки,СпасскУссуришдивосток"яг**го грузовичка, решив объехать по обочине "тряскодром", улетел под откос. Рассказывают, что весной, когда из-за полуденной оттепели разливаются небольшие речки, перед ними образуется скопление машин. Их водители, собираясь в кучу человек по десять-пятнадцать, сообща проталкивают каждый автомобиль. Иногда самые смелые пытаются ехать по полуразрушенным мостам. Как повезет. Перед поселком Мадалан переправа через реку, размеченная шестами, проходит прямо под железнодорожным мостом. Стоящий Хабаровск на берегу щит грозно предупреждает, что на льду останавливаться нельзя, иначе "часовой применит оружие". Рядом водители грузовичков, ранее не позаботившиеся о балласте, загружают лопатами щебень прямо с насыпи (кстати, подсудное дело!). Бики Ерофей Павлович, или коротко Ерофей, - большой поселок на железнодорожной магистрали - назван в честь открывателя этих мест Е. П. Хабарова. Здесь большинство переДальнереченск гонщиков прощаются с цивилизацией и уходят на зимники влево от железной дороги. Впереди сотни километров безлюдья, где надежда только на себя и на прочность японской техники... Как нам объяснили местные, возможны варианты: джипы и машины на шипованных шинах идут по более короткой дороге черезЗР 2/9885 ности между сопками - и мы на берегу Шилки. Здесь, рядом с лежащим на суше буксиром "Тукан", многие перегонщики устраивают ночевку перед последним ледовым этапом. До Сретенска, где начинается нормальная дорога, уже недалеко - всего 280 километров.перевал напрямую к Шилке, другие - в объезд. Перегонщиков можно разделить на две группы. Первая - профессионалы. Они едут колонной, в одинаковых зеркальных солнцезащитных очках, ничему не удивляются и управляют машиной как автоматы. Для них проехать несколько сот километров со скоростью 40 км/ч (в этих условиях - это чуть ли не подвиг) - сущий Сочи, а черт - Сковородино и ЛЕДОВЫИ АВТОБАН пустяк. Вторая группа - новичМогочу". Ни в каких странах мира, ки. Прилетев во Владивосток Вскоре добираемся до педаже таких северных, как Канаили Находку и купив машины, рекрестка (таких было немало), да и Финляндия, не отправляютони прослышали, что можно как- где дорога закручивается почти ся в путь на сотни километров то проехать и своим ходом, знана 180 градусов. Одолевают сона легковых машинах по льду чительно сэкономив на этом. И мнения, куда дальше двигаться, рек. Здесь же по реке проложен пустились в путь. Оказавшись - придорожная табличка указыцелый автобан, а последние сто на зимнике впервые, они не знавает: надо ехать в обратном накилометров его - от Усть-Кары ют, куда ехать, вертят в руках правлении. Как раз накануне до Сретенска даже с разделькакие-то схемы на клочках бумавстретили водителя, который ными полосами для односторонги, спрашивают путь у каждого накрутил лишнюю "сотку" из-за него движения. Прямо в лед вовстречного. неверной информации. Тут - о ткнуты шесты с дорожными знаПроверенный ориентир - радость! - навстречу выезжают ками, указатели населенных картонные коробки размером две перегонные машины. Водипунктов, обозначены кафе и зас папку для бумаг, валяющиетель одной, якут, гонит "Газель" правки. Некоторые работают ся вдоль дороги. На обложке - из Москвы в Якутск, а другой круглосуточно. По словам местиероглифы. Позже узнаем, перегоняет "Ауди" аж из Калиных, дорогу начинают чистить что это корейское шоколадное нинграда в Магадан (!). Увы, волокушей с начала января, а лакомство, называемое в наони тоже не знают, куда ехать, ездят по ней - с середины ноября и до середины, а в некоторые роде "чокопай". Перегонщики и мы устраиваем совет. годы - и конца апреля. покупают их за мизерную цену Еще тридцать километров в тихоокеанских портах, а зимника по красивейшей местздесь, съев содержимое, "метят" дорогу.Спрос рождает предложение. В этих глухих местах неожиданно можно встретить АЗС. Правда, непривычного вида бочка с длинным шлангом, стоя- • щая на горке. Цены здесь европейские - литр бензина, выдаваемого за "92-й", стоит 4000 рублей. Бородатые заправщики живут в 100 километрах отсюда, у железной дороги - это их сезонный зимний бизнес. Хозяин одной из АЗС Александр Костюшко - инвалид, у него нет обеих ног. Тем не менее он прекрасно справляется с работой, а на досуге водит новенький японский автомобиль с самодельным ручным _ управлением. По правому берегу четко прослеживается заброшенный так называемый Екатерининский тракт, вырубленный прямо в скалах. Он ниточкой тянется несколько сот километров. Посреди неровного полотна шириной в четыре метра уже растут деревья и кустарник. Говорят, еще во время войны здесь на лошадях возили почту. ш ...Последние метры по льду реки - и вот мы вновь в привычном мире. Позади 2855 километров от Владивостока, впереди - тысячекилометровая дорожная сеть России. Скоро трансроссийский зимник перестанет существовать - уже сдан в эксплуатацию кусок новой трассы "Амур" от Читы до села Богомягково. Чуть дальше готов еще один кусок, от Знаменки до Аксеново-Зиловского. * Вот мимо опять проезжает группа обляпанных грязью "японок", с которыми за прошедшие дни мы были "скованы одной цепью" - зимником и "связаны одной целью" - прорваться к людям. Теперь пути перегонщиков разойдутся: кто-то уже дома, кому-то еще предстоит дальняя дорога. Но здесь другие нравы, дру- • гие законы...ПО ЗИМНИКУ до шилкиСнег заметает следы и ставит под сомнение возможность преодоления перевала. Попадаются наледи от текущих поверх снега ручьев, больше всего пугающие перегонщиков. Мы уже встретили здесь несколько свежепобитых машин. Не раз вспоминаем услышанное про эти места: "Бог создал Ялту и86ЗР 2/98