36
37
АНАЛИЗ<№&Ш1°- КОЛЕСОПри анализе результатов редакционных испытаний вазовской "десятки" возникло подозрение, что у автомобиля нарушена геометрия кузова (ЗР, 1998, № 1). И мы обещали провести все необходимые замеры, чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение. Традиционный путь получения нужных данных выглядел так. Надо было раздобыть заводские описания, где указаны контрольные точки для проверки кузова, расстояния между ними, допуски и так далее; а потом передать "десятку" в руки специалистов. В лабораторных условиях машину бы разобрали, чтобы облегчить доступ к контрольным точкам, с помощью профессионального трехкоординатного оборудования обмерили кузов и после этого поставили обратно снятые агрегаты. Все хорошо - результаты достоверны, читатель узнает правду. Но где связь между научно-исследовательскими работами и практикой? Предположим, "десятка" эксплуатируется где-то в провинции и владеет ею не журнал "За рулем", а обычный автомобилист. Однажды он обратил внимание на неравномерный износ покрышек. Сделавнесколько попыток отрегулировать на стенде "сход-развал" и осмотрев узлы ходовой части, начал размышлять о кузове. Но как проверить, кривой он или нет? Толковой литературы по "десятке" в глубинке не сыщешь - она пока еще дефицит. Жестянщики-кулибины "десятку" тоже еще не освоили. Научно-исследовательские центры и сервисные станции с умным зарубежным оборудованием есть лишь в столице и крупных городах. Попытки самостоятельно разобраться в фирменном руководстве по ремонту навевают тоску: по указанным там контрольным точкам трудно что-либо определить. А кроме того, на автомобиле до них еще нужно добраться (читай - демонтировать двигатель, коробку передач или переднюю подвеску). К тому же за все надо платить, и немало. Обмеры кузова "десятки" по науке со снятием и установкой агрегатов влетят хозяину в копеечку. Поэтому мы решили отстаивать интересы потребителя и действовать нетрадиционно. Обратились в компетентный научно-исследовательский центр с просьбой обмерить нашу "десятку" по упрощенной методике. Преследовали две цели - узнать, что произошло с редакционным автомобилем, и обнародовать способ замера, приемлемый по затратам денег и труда. Надо сказать, задачу поставили довольно противоречивую: машину не разбирать, однако результаты получить достоверные и вполне точные. Но главное, чтобы аналогичные измерения можно было проделать не только в лабораторных условиях. С задачами, на наш взгляд, справились. Сымитировали даже полное отсутствие заводских данных по геометрии кузова. На редакционной "десятке" отладили схему измерений тех размеров, что связаны с углами установки колес. Потом сняли параметры. По аналогичной методике исследовали новенькую машину с конвейера. Полученные цифры сравнили (см. табл.). Согласитесь, весьма наглядно. Во всяком случае факт налицо - кузов редакционного автомобиля "кривой". Разницу от 0,5 до 1,5 мм можно простить, сославшись на допуск, но когда речь идет о 3, 4, а то и 10 мм, оправдания найти трудно. Стойки подвески как бы расползаются в стороны. Причем в нижней части куда более заметно - сравните расстояния между центрами шаровых опор у нового и испытанного автомобилей. Последствия представить не-36ЗР 3/98 трудно: колеса встают "домиком", то есть нарушаются развал и схождение. Кроме того, у нашей "десятки" "подламывается" правая стойка, то есть колесо сместилось назад, к ногам переднего пассажира. Вскоре редакционный ВАЗ-2110 вернется на завод. Надеемся, специалисты проведут углубленные исследования и расскажут нам о причинах деформации кузова. Какие выводы следуют из полученных данных? Владельцам "десяток" не стоит тут же бросаться мерить расстояния между штоками передних стоек и другие размеры, указанные в таблице. Думаем,оснований для беспокойства нет - в письмах с отзывами о "десятке" читатели пока не жаловались на дефекты, подобные нашему. Похоже, проблемы с геометрией передней части кузова не стали массовыми. Напомним также - редакционный автомобиль преодолел цикл ускоренных испытаний и перенес нагрузки куда более серьезные, чем большинство ВАЗ-2110, которые эксплуатируются в обычных условиях. Но то, что случилось один раз, может повториться. Например, на машинах из первых партий с большим пробегом или при безжалостном отношении к технике (перегрузка, быстрая езда по плохим дорогам). Если есть действительно веские основания для проверки геометрии кузова, то экспресс-тест можно провести, вооружившись нашей таблицей и хорошим измерительным инструментом (бытовая рулетка для этих целей не подходит). Снаряженный автомобиль устанавливают на ровную площадку (а лучше на специальную плиту), снимают брызговик двигателя, чтобы открыть доступ к контрольным точкам, и проводят замеры. Эту работу не рекомендуем выполнять своими силами, но даже в глубокой провинции мастера по ремонту кузовов с ней справятся. В качестве эталона можно использовать новую технически исправную "десятку". Ювелирную точность измерений мы не гарантируем, но серьезные дефекты обнаружить будет несложно.ВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ О СШАВпервые в истории автомобильной промышленности США (если не считать период 1941-1945 гг.) годовой выпуск грузовых автомобилей в 1997 году превысил производство легковых. Если в 1996-м было выпущено 6055,9 тыс. легковых автомобилей и 5658,8 тыс. грузовиков, то в 1997-м выпуск легковушек снизился до 5885,2 тыс., а грузовиков вырос до 6013,1 тыс. и составил 50,5% от общего. Что же скрывается за этой огромной цифрой9 В основном (около 96%) - легкие грузовики полной массой до 4,54 т, значительная часть которых используется в качестве индивидуальных автомобилей вместо обычного легкового. Легкие грузовики делятся на три основные группы. Самая многочисленная - это пикапы грузоподъемностью от 500 до 2500 кг, выпуск которых составил 2505 тыс. или 41,6%. Затем идут многоцелевые, в большинстве своем полноприводные легковые автомобили, которых здесь называют "универсальными спортивными транспортными средствами - SUV" или, попросту, джипами - 2076 тыс. или 34,5%. Последняя группа - грузопассажирские фургоны, микроавтобусы и УПВ -1235 тыс. или 20,6%. Растущий спрос на легкие грузовики отражается ив рейтинге марок машин. Вот как выглядит десятка самых популярных автомобилей, сделанных в США в 1997 году в тыс. штук (не путайте со статистикой продаж - она несколько отличается от приведенной):1. 'Форд" серии F (пикап) 2 "Шеероле/Джи-Эм-Си" серии S/K (пикап) 3. •форд-Эксплорер" (SUV) 708.5 551,3 441.1 412,6 367,9 347,7 327,5 324.3 319,6Результаты замеров передней части кузова ВАЗ-2110 Размер, мм Параметр Испытанный автомобиль. кузов №ХТА 211000W 0000310 Расстояние между передними внутренними гайками крепления стойки к кузову Расстояние между центрами штоков стоек Расстояние между опорами крепления нижних рычагов подвески Расстояние между шаровыми опорами Расстояние по диагонали между передним внутренним болтом крепления стойки к кузову и верхним наружным болтом крепления фары к кузову 1305 левая стойкаправая срара 1185 правая стойка левая срара 1185 Расстояние по диагонали между нижней опорой рычага подвески и торцом растяжки правая опоралевая растяжка 1110 левая опора правая растяжка 1107 Расстояние от базы' до головки болта крепления стабилизатора Расстояние от базы до болта крепления нижнего рычага подвески Расстояние от базы до торца растяжки передней подвески левый борт 1442 правый борт 1438 левый борт 1425 правый борт 1422 левый борт 1964 правый борт 1962 1121 1438 1437 1419 1419 1960 1958 1118 1186 1184 1295 1033 1029 Новый автомобиль, кузов 1е ХТА 211000W 0016148 М9679646376374. "Хонда-Аккорд' (легковой) 5. "Форд-Торус" (легковой) 6. "Шевроле-БлейзерТДжи-Эм-Си-Джимми" (SUV) 7. "Форд-Рейнджер" (пикап) 8 Тойота-Камри" (легковой) 9 "Шевроле-Кавальер" (легковой) 10 "Крайслер-Вояджер/Караван, Таун энд Кантри" (мини-вэн)289.3' "База" - поперечная вертикальная плоскость, проходящая через центры отверстий, расположенных в нижней часта правой и левой центральных стоек кузова.В целом производство автомобилей всех типов в Северной Америке (США, Канада, Мексика) возросло с 15 321 тыс. (1996 г.) до 15 765,7 тыс., причем здесь легковые машины пока преобладают - 8139,6 (грузовиков - 7181,4 тыс.). Выпуск автомобилей в Канаде увеличился с 2397,7 до 2558,1 тыс., а в Мексике - с 1208,6 до 1309,3 тыс. Подготовил Михаил ТЕПЛОВЗР 3/9837