К демпферу четырьмя винтами М8 (S6, шестигранник внутренний) прикреплен зубчатый шкив 5 газораспределительного механизма. Иными словами, здесь связь надежная. Но в шкиве находится шпонка "затейливой" конфигурации 7, помогающая болту 3 удерживать на носке коленвала блок шкивов... пока детали исправны. По-видимому, время сделало свое дело - полностью погасить крутильные колебания невозможно, постепенно затяжка болта становилась слабее, одновременно разбивалась шпонка. Когда она разрушилась, случилось то, с чего мы начали рассказ. Дальнейшее показало, что "хитрые немцы" здесь предусмотрели своеобразный предохранитель: на шкиве (видимо, выполненном по технологии порошковой металлургии) сделан специальный конический выступ; при сборке он входит в сверление в торце демпфера. В случае ослабления болта и поломки шпонки он не позволяет блоку шкивов вращаться относительно коленвала, допуская лишь некоторый поворот. Мощность двигателя упадет - и владельцу пора обращаться к механикам, пока не наступили более серьезные последствия. С ремонтом все было ясно. Мы не стали изготовлять шпонку, поскольку удалось купить новый шкив вместе со шпонкой. Что касается затягивания болта, то здесь вы можете столкнуться с проблемой - ведь момент его затяжки (см. выше) несколько больше максимального крутящего момента двигателя - 18,5 кгсм. Даже включив высшую передачу и удерживая автомобиль, затянуть болт непросто. При этом, пока болт еще не затянут, сильно нагружается и шпонка - есть опасность ее повредить. Значит, нужно затягивать болт, удерживая шкивы "противомоментом" - с помощью какого-то специального приспособления, ключа. Его конструкция показана на рис. 2. Он, конечно, довольно сложный. Но это плата за универсальность: мы применяем его при аналогичных работах на многих иномарках, где есть похожие демпферы. В нашем случае ключ устанавливали так, как показано на рис. 1. В других случаях его можно повернуть втулкой 2 (см. рис. 2) наружу, от коленвала, а демпфер фиксировать с помощью подходящих болтов (М8, М10) и пазов во фланце 1. Болты входят в отверстия, имеющиеся спереди на блоке шкивов.Простая и надежная схема позволит избежать сильного паден напряжения при пуске и обеспечит электрическую блокировку стартера при работающем двигателе. Ее предложил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ.Схемы включения стартеров на большинстве отечественных автомобилей далеки от совершенства. Зачастую обмотки втягивающего реле запитываются непосредственно через контакты замка зажигания, рассчитанные на ток не более 15 А, тогда как в момент включения реле ток в его обмотках достигает 35 Аи более! В автомобилях, оборудованных блоками реле и предохранителей, цепь от контакта "50" стартера до клеммы"+" батареи прохокрестке. Описываемые в литературе варианты электрической блокировки пригодны, если на автомобиле генератор с дополнительным "нулевым" выходом, с которого снимается напряжение для контрольной лампы заряда аккумулятора. Но не у всех автомобилей есть такой вывод на генераторе. Возможно, вас заинтересует простая и надежная схема блокировки, в которой использован датчик аварийного давления масла и, кроме того, сведены к минимуму потери напряжения 0 +12B т стартера в цепи тягового реле, разгружены 12В 35 контакты замка заР2 Р1 п : стартера жигания. 87 30 30 .*«г** 2 Схема соедиJL Ч нений показана на 86 85 86 85 рисунке. Из дополнительных элеменi 1 тов потребуются 6 +12В всего два реле типа _^50 30 113.3747РС527ит. п. Желательно оба реле укрепить ряСхема блокировки стартера: 1 - датчик аварийного давления масла; 2 - контрольная лампа давления масла; 3 - реле Р1; дом со стартером. 4 - дополнительный диод; 5 - реле Р2; 6 - замок зажигания. Реле Р2 при пуске дит через семь-восемь контактных сомотора непосредственно соединяет единений, на каждом из которых теряконтакт "50" стартера с силовым провоется столь нужное при зимнем пуске дом от батареи. Однако, как видно из напряжение. Даже при идеальном сосхемы, включение реле возможно стоянии контактов всех разъемов и только при замкнутом состоянии датзамка зажигания переходное сопротичика аварийного давления масла, то вление каждого разъема вряд ли будет есть при остановленном двигателе. Д о меньше 0,01 Ом, а значит, из 12 вольт полнительное реле Р1 не допускает отбатареи (если они есть при пуске!) миключения стартера при затяжном зимнимум 2 вольта потеряются на контакнем пуске, когда датчик давления мотах. И тогда водитель вместо урчания жет сработать еще до начала работы стартера вполне может услышать лишь двигателя (если масло густое, а стартер "крутит" достаточно бодро). Контакты тихие щелчки тягового реле. реле шунтируют датчик и остаются в Другим недостатком часто являетэтом состоянии, пока водитель удержися отсутствие блокировки включения вает ключ зажигания в положении стартера при работающем двигателе. В "пуск" Показанный пунктиром диод последних моделях замков зажигания можно поставить для уменьшения подприменена механическая блокировка, горания контактов реле Р2. Впрочем, не слишком удобная. Если пуск не состоимость реле в несколько раз ниже стоялся, необходимо сначала вернуть стоимости замка зажигания, контакты ключ в положение "выключено" - лишкоторого теперь разгружены и не нужняя трата времени, особенно когда даются в защите. двигатель заглох на оживленном пере•Д7i• — - * *150ЗР 3/98