ИЗ СТРАНСТВИИВОЗВРАТИСЬБЕЗ ЛОБОВЫХ УДАРОВГолландская полиция тоже проводит рейды и "облавы" на дорогах, но без излишней •гюдозрительности ис полным уважением к личности.сти закона. Пока же не доказана вина водителя, он невиновен. Примечательно: во время операции ни один полицейский не проверяет документы, не интересуется, кто, куда и зачем едет. Спрашиваю офицера: "Разве не нужно убедиться в том, что у водителя есть "права" и регистрационные документы?" Ответ поражает: "Зачем? Во-первых, в ходе операции мы должны выявлять пьяных - это ее цель. Во-вторых, все документы проверят в участке. В-третьих, подобного рода вопросы можно расценить лишь как вмешатель-рий ЖЕРНОВ. Фото овОПЕРАЦИЯ БЕЗ ЗАСАД тест на алкоголь". На лице Поздний вечер выходного улыбка, доброжелательность, дня. Из участка выезжаем на пяно и твердость в голосе... На ти машинах (три микроавтобуса и шее полицейского (правильнее два патрульных "Мерседеса"). - офицера юстиции) висит гирОперация "Алкогольный тест" лянда одноразовых мундшту(по-нашему, отлов хмельных воков. Сняв пластиковую обертку дителей) продлится до четырех (стерильно!), офицер надевает утра. За это время отряд из пятмундштук на тестер: "Дуйте!". надцати человек три раза сменит В Нидерландах водителям дислокацию. Выбраны улицы, разрешено "возить" в своем оргаприлегающие к центру города. низме не более 0,5 промилле алЗдесь много увеселительных закоголя, что в переводе означает ведений, и за полночь "отдохнув- приблизительшее" население двинется по доно кружку пива. мам. В каком состоянии? Прибор настроНачнем. Никаких засад - ен так, что покаство в личную жизнь гражданивсе, что может мигать и сверзывает только на. За это он вправе обжаловать кать, включено. За пару сотен те дозы, котомои действия в суде". метров до расположения патрурые превышают За ночь бригада проверила ля выставлены светящиеся в дозволенные 450 человек. Одиннадцать из свете фар и вспыхивающие блипределы. Голних вынуждены были посетить цем пластиковые конусы и... ландцы знают, полицейский участок. Здесь на плакаты с названием операции. сколько и когда специальном аппарате провели Конусы образуют коридор, в коможно употреисследования. Если водитель Повторный алкоконтроль в полине согласится с их результатами, торый полицейский "сгоняет" из бить, чтобы экран высвечивал нууличного потока по шесть мали. Например, два бокала пива в цейском участке. ему предложат посетить больнишин. Еще полдюжины полицейтечение трех-пяти часов. Но есчтобы тест был корректным, проНикто к врачу ехать не пожецу. ских держат наготове "алкоте- ли, выпив всего стакан пива, чеводится повторный контроль в поеще на дороге все признали лал, сты". "Здравствуйте, доброй норез минуту сядешь за руль, прилицейском участке. Если алкоголь себя виновными в том, что "печи! Полиция Роттердама. Извибор "зашкалит". Разумеется, знадороге "рассосался" - своборебрали". В зависимости от степо ните за задержку, мы проводим ют об этом ив полиции. Поэтому, нет - отвечай по всей строгоден, пени опьянения им устанавлива- ли размер штрафа (уплатить в банке в течение пяти дней), а если степень опьянения незначительная, вводили информацию об эпизоде в компьютер и... возвращали "права". Правда, предупреждали, что в таком состоянии садиться за руль в течение стольких-то часов (сверялись по таблице "промилле-часы") запрещено. Если не заплатишь вовремя - получишь повестку в суд. Там уже не церемонятся: "впаяют" такую сумму, что штраф кажется мелочью. Попадешься в течение года "навеселе" во второй раз - лишат "прав". В третий - тюрьма.штрафов и уровень доходов голландцев, то наказания не покажутся столь уж обременительными. Однако они действенны: если в 1970 году выпивших и севших за руль было 15%, то в прошлом - 4,5%. В РОССИИ ВСЕ - САМОУБИЙЦЫ? Рейд завершен. Результаты обобщит SWOV (Голландский институт безопасности дорожного движения) и, проанализировав итоги, даст рекомендации, как в дальнейшем воздействовать на недисциплинированных водителей. Рекомендации - руководство к действию для полиции, Минтранса и прочих заинтересованных ведомств страны.Наказания для водителей дифференцированы: "вариации на тему" штрафов, принудительРоссиянин спросит: причем ное обучение, условное наказаздесь Минтранс, если порядком ние, лишение "прав" от месяца до движения на автодорогах занипожизненного, ну, и собственно маются полицейские? В Голланзаключение - от недели до десяти дии забота об участниках двилет. Чаще всего инцидент исчержения возлагается на Минтранс. пывается предупреждением. РаЗа ним - техническое оснащение зобраться во всем многообразиии организация дорожного двиисправительных воздействий можения, работа автотранспортжет только офицер юстиции с поинспекции, управление груной мощью таблиц. При этом учитывазовыми перевозками, общестется личность обвиняемого, стевенным транспортом... Но некопень тяжести содеянного, умышторые основные функции он деленно или случайно совершено легирует частным фирмам. Поснарушение, попадался ли он раледние ведут учет и техосмотр, нее и своевременно ли платил готовят водителей, принимают штрафы. Короче, во всем - индиэкзамены, изучают, планируют и видуальный подход: ты же личанализируют состояние БД, орность, обладатель гражданских ганизуют дорожное движение. прав и свобод! "Права" (по результатам экзаменов) выдают в муниципалитете Для примера: минимальный по месту жительства. штраф за превышение предельной нормы алкоголя в крови на А вот автоинспекции как 0,05 промилле - 175 долларов таковой в Голландии нет. Суще(разумеется, плата взимается в ствует дорожно-патрульная гульденах). За непристегнутый служба в 300 человек, которая ремень безопасности первый опекает скоростные магистрали раз возьмут 25 долларов. Пре- и только. На улицах городов вышение скорости на 10 км/ч - работает обычная полиция. Посто долларов, если на 50 - суд чему? Поездка на автомобиле будет решать, сколько. Неоднократное нарушение на протяжении года повышает меру ответственности: пусть даже на мелочи попался, но повторно, - наказывают как за серьезное нарушение. За ДТП, совершенное "по пьянке", можно получить и пять лет заключения. Словом, "ассортимент" богат и разнообразен. Если соотнести размерыНародная примета: выпал снег полон кювет.(отбросим техническую часть) рассматривается здесь как любое другое деяние, регулируемое законами. Гражданин, будь он пешеход или водитель, обязан следовать общепринятым нормам. Нарушитель, вне зависимости от того, дебоширит ли он в баре или мчится на красный свет, в одинаковой степени посягает на общественный порядок, создает угрозу окружающим. Предотвратить любую угрозу одних по отношению к другим - прямая обязанность полиции. Вот такая логика. По ней незачем ежеминутно контролировать водителя. Автомобиль с момента покупки ежегодно проходит жесткий технический контроль - так нужно ли его останавливать для проверки "ручника"?.. Проверять у водителя документы или срок годности лекарств (кстати, по голландским Правилам, в аптечке должны быть только перевязочные средства, остальное - клади то, что считаешь нужным)? Стоит ли тратить средства на обустройство постов полиции? Однако коренной вопрос стоит так: разумно ли, правомерно ли в каждом подозревать преступника? Все-таки я не сдержался и спросил полицейского: "Неужели вас не интересует техническое со- сирует скорость в один момент. А если водитель не лихач, а просто совершал обгон? Вот и при-"*' думали: несколько раз "снимать" скорость. На протяжении трех километров расположены три арки с камерами. Последние висят над каждой из полос двиИнформация с трассы в центр контроля скорости: этот автомобиль мчится жения и "считывают" номера слишком быстро. Если "фотооко" не различит номер нарушителя, оператор всех машин. Данные поступают увеличит изображение "вручную" (справа). Слева - "дедовский" способ в компьютер. Он вычисляет скорасшифровки фотопленки. В любом случае наказание неминуемо. рость и выписывает нарушитеставленном знакомом (родстпроезд на запрещающий сигнал лю штраф. веннике) будут расценены как светофора, езда в нетрезвом соСистема хороша, но чтобы щ нарушение закона 'искуситестоянии, превышение скорости и сразу ввести ее повсеместно - к лем'' и оказание давления на непристегнутый ремень безопасэтому общество не готово. Попредставителя власти с целью ности. Три последних - постоянлицию беспокоит, согласится ли сбить стараясь быть деликатным, отвеего с праведного пути. А ный предмет проверок во время гражданин, чтобы другие узнаэто еще одна штрафная квитанполицейских операций. А, скали, где и когда он ехал. Не сотил вопросом на вопрос: "Вы счиция таете всех людей... ненормальны- как минимум. Но вместе с жем, выезд на встречную полочтут ли такой контроль вмешами и самоубийцами?" Я смешалсятем, голландцы считают ниже су? Но здесь это практически нетельством в личную жизнь?.. своего достоинства оправдывозможно: газон или ограждение Вопрос остается открытым. - дескать, всех - не всех, но... Во ваться, врать и просить о снисхоразделяют потоки. Про "пьяный" всяком случае, такова логика наКомпьютер не только выявждении. Понимают: нарушил - контроль мы уже говорили. Приляет лихачей, но и анализирует шей ГАИ. Не редкость другие сценки. получи свое. Но не больше полостегнуты ли ремни, легко опредеинтенсивность движения (в полить (и доказать) визуально. А лотно дорог вмонтированы датПозади вашей машины, несущейженного! ся по автостраде, вдруг раздаетКак ив любой стране, водивот превышение скорости и прочики) и выдает на табло реко- щ ся сирена, и на обгон выходит тели Нидерландов неидеальны - езд на красный сигнал светофомендуемую скорость по каждой и ра гражданская с виду машина с понарушителей хватает, и аварий. В - только приборами. Ничего из полос. Соблюдая ее, водитехитрого в них нет, и придуманы лю легче избежать торможений лицейским за рулем. Он требует 1997 году в стране насчитывалось они остановиться на обочине (обычоколо шести миллионов автомобидавно. Полиция периодичеи остановок. Разрешенная макски но на ней останавливаться залей (в среднем один на три житеустанавливает на светофоры симальная скорость в городах прещено - только в экстренных ля). "Права"у 95% взрослого насекамеры, реагирующие на нару50 км/ч, на скоростных магистшение. Вот фото вашей машины, ралях - 120, в остальных случаслучаях). Подошедшие задают ления. В 1996 году количество повопрос: "У вас все в порядке?.. гибших на каждые 100 тысяч жидата и время. Будете спорить? ях - ориентируйся по знакам. Извините, но вы неоправданно телей составило 8,5% (в РоссииПожалуйста, но уже с судьей. ПоЗнакам, как и другой интому-то здесь и исключена траформации от блюстителей подолго ехали в левом ряду при 20). Число погибших на 10 тысяч свободных правых. Мы подумаавтомобилей - 3 (в России - 10).гичная для России ситуация с обрядка на дорогах, население довинением невиновного. ли, что, может, плохо себя чувстВывод однозначный: у нас ситуаверяет и им следует. Из сообравуете. Пожалуйста, будьте аккуция много хуже - россиян в три Лихачей отслеживают с пожений здравого смысла: так наратнее. Мы вас предупреждаем". раза больше погибает на дорогах, мощью "помеси" нашего милидежнее, безопаснее и проще Работа офицеров юстиции хотя на душу населения большецейского радара "Барьер' и фожить. С детства здесь всем весьма уважаема, хотя зарабавсевозможных инструкций и оттоаппарата. За километр до устсмогли внушить простую мысль: ройства висит знак: "Контроль залог спокойствия - в уважении тывают они средне. "А скажите, ветственных лиц. господин начальник, - вопрос заМожет, оттого и хуже, что скорости". С октября прошлого закона. Закон же устроен (и прогода на одной из скоростных доводится его служителями) тадаю как бы невзначай, - если наих - больше? рог систему контроля усоверким образом, что случайные "лорушитель предложит полицейшенствовали, правда, пока в кабовые столкновения"государстскому пару сотен гульденов, ПО ЗАКОНУ - СПОКОЙНЕЕ возьмет?" - "Не думаю, - отвечаВ Голландии к социально честве эксперимента. Исходили венных и личных интересов прает. - согласие на подобное предопасным деяниям относятся: из того, что фотоаппарат фик- ктически невозможны. Встречная полоса - за изгородью. ложение дорого обойдется. Если взятка вскроется, полицейского Табло над каждой из полос движения рекомендуют максимальную скорость. уволят с таким "треском", что он с трудом устроится грузчиком в Редакция благодарит SWOV магазин. Впрочем... кто ему - нидерландский Институт даст?" Голландцы прекрасно знабезопасности дорожного ют: малейшая попытка откупитьдвижения за помощь в ся или упоминание о высокопоподготовке материала.стояние автомобиля в данный момент, есть ли "права"у водителя, возит ли он с собой аптечку, не лежит ли под сиденьем пистолет?" Офицер посмотрел на меня недоуменно. долго "вникал" и,8 UWЗР 3/98