/ тлкитлпли Турнир любителей превратился в поединок "профи".Автомобили класса GT "Гран Туризмо" - очень дорогие: престижные "порше", "феррари" и "мак-ларены" не по карману обычному человеку. А уж если они специально подготовлены для скоростных состязаний, то цена их увеличивается многократно. К примеру, спортивный "Порше-911" стоит около 1,2 млн. долларов! Добавьте сюда "эксплуатационные" расходы (бензин, шины, запчасти, переезды по всему миру) - и станет ясно, почему в 1993 году, когда Международная автомобильная федерация (ФИА) возродила этот класс машин, пионерами в нем стали... миллионеры, тяготеющие к автоспорту, романтике высоких скоростей или просто любители приключений. Как грибы после теплого дождика, выросли частные команды: богачи покупали одну-две, а то и три спортивные машины, нанимали менеджеров, инженеров, механиков, пилотов и сами не без удовольствия садились за руль. Сергей ЗИНОВЬЕВ. Фото DPPITwtMiunСреди них нашлись и люди, обладающие задатками неплоГонщик-любитель Томас Бшер, пытаясь угнаться за профессионалами, вдребезги разбил свой "Мак-Ларен" на трассе в японской Сузуке.хих гонщиков. Одним из победителей серии Тлобал GT Эндьюранс", проводимой фирмой "BPR Организейшн", в 1995 году сталК середине сезона "мерседесы" просто подавили всякое сопротивление соперников. "Порше" экипажа Ханса-Иоахима Штука, Тьерри Бутсена и Боба Уоллека. Даже участие завода не помогло "911-м" одержать хотя бы одну победу.- •. « ,, ГОСПОДА МИЛЛИОНЕРЫ!преуспевающий немецкий банкир Томас Бшер. А год спустя отличился английский бизнесмен Рей Беллм, предпочитающий умалчивать о роде занятий. В числе их соперников были владелец фирмы "Л'Ореаль" Линдзи Оуэн-Джонс и даже принц Альфонсо Бурбон. Кое-что от сладкого пирога славы перепало и профессиональным гонщикам. Ведь по правилам длительных (обычно четырехчасовых, их еще называют "гонками на выносливость") заездов GT в экипаже не может быть меньше двух посменно работающих "в руле" пилотов. Обнаружив, что Тлобал GT" деньгами и энтузиазмом миллионеров превратилась в процветающее первенство, привлекающее более полусотни экипажей и десятки тысяч зрителей, ФИА решила дать серии официальный статус чемпионата мира. Реакция была моментальной - о своем участии в чемпионате объявили заводы-производители, до сих пор ограничивавшиеся оказанием технической поддержки нескольким командам. Богачи же схватились за головы, узнав, что их любимой игрушкой теперь будут пользоваться другие. Частной команде, сколько в нее ни вложи, с заводской не совладать - скажется разница в подготовке техники. Понимая это, бедные миллионеры цепочкой потянулись к выходу. Впрочем, коекто остался. Беллм сохранил за собой пост шефа команды "Галф Тим Давыдофф", а Бшер даже продолжил выступления в ее рядах. Но разве мог он на равных соперничать с рекрутированными в заводские команды гонщиками-профессионалами, половина которых некогда выступала в формуле 1 ? Все, что удалось ему в сезоне97 - занять два третьих места. "Я не гонщик, а обычный финансист. Ездить еще быстрее - не в моих силах, я и без того, кажется, переступил порог своих возможностей. Но побеждать, как раньше, все равно не удается", удрученно констатировал усталый немец. Так завершилась в "Гран Туризмо" эра миллионеров-романтиков. Людям из "BPR Органипродолжать выступления, но с зейшн" ФИА навязала не только ограничительной шайбой на синовую систему начисления застеме впуска, нанеся большой четных очков, идентичную приущерб доброй дюжине владельменяемой в формуле 1, но и без цев "Порше-911-GTI". Мощложной деликатности вмешаность моторов упала, и, как лась в технический регламент. следствие, все "порше" из фаВ частности, распорядилась осворитов превратились в середнащать автомобили отныне няков. Боссы заводской комантолько "атмосферными" двига- ды "Порше", разумеется, возмущались, зато были довольны таким решением соперники из БМВ и "Мерседес-Бенца". Еще бы им не радоваться: ведь пилотам "Порше" не удалось выиграть ни одного из 11 этапов чемпионата. Наконец, совсем плохо шли дела у заводских команд английского "Лотоса" и американского "Паноза" - редкие и, в общемто, случайные успехи на фоне непрерывных неудач. Конструкторы трехлучевой звезды" для участия в чемпионате в рекордные сроки построили совершенно новый, идеально приспособленный к гонкам автомобиль. Стотелями. А турбонаддувным мапроцентно гоночный "Мерседесшинам милостиво разрешила Бенц-CLK-GTR" с 12-цилиндро-Юрки-Ярви Лехто (справа) и Стив Соупер. Гоночная версия "Мерседес-БенцCLK-GTR" родилась раньше дорожной. ные "раздвоения личности", но до того Бернд успел-таки на гонке в австрийском Цельтвеге занять одновременно первое и четвертое места, за оба получив зачетные очки! За два этапа до финиша Лехто и Соупер за счет феноменальной стабильности - ни разу не опускались ниже четвертого места - все еще лидировали в первенстве. Но в Себринге, штат Флорида, их подуставший в боях с "мерсами" "Мак-Ларен" загорелся. Шнайдер же выиграл и перед последней гонкой получил перевес в Экстравагантный "Паноз": шасси от "Рейнарда", мотор от "Форда". три очка. Боссы БМВ, стремясь удержать ускользавший из рук большой лавровый венок, на вым семилитровым супермоЧемпионат ФИА "Гран Туризмо" последней гонке в калифорнийтором вышел на трассу раньИтоговые результаты ской Лагуна-Секе перетасовали ше, чем появилась в продаже Зачет пилотов: 1, Б. Шнайдер (Германия, "Мерседес- экипажи, разлучив доселе неего серийная (дорожная) верБенц-CLK-GTR") - 72 очка; 2-3. Ю.-Я. Лехто (Финляндия). разлучных финна и англичанисия. Если по справедливости, Стив Соупер (Англия, оба - "Мак-Ларен БМВ F1") - 59; на. Не один, так другой добеэто было нарушением правил и вызвало новую волну возму4, К. Людвиг (Германия) - 51; 5-6. М. Тьеманн (Германия), А. рется до финиша и, быть может, получит титул! Не помогло... щения, но ФИА сего обстояНаннини (Италия, все - "Мерседес-Бенц-CLK-GTR"... Что будет дальше? Чиновтельства "не заметила". ИнтеЗачет команд: 1. "AMG Мерседес-Бенц" - 110; 2. "БМВ никам из ФИА и коммерсантам ресы конкурентов из Баварии Моторшпорт" - 85; 3. Талф Тим Давыдофф" - 37; 4. "Пориз BPR, конечно, хотелось бы визащищали завсегдатаи серии ше AG"-35... деть приток в чемпионат новых "мак-ларены F1" с двигателями спонсоров, машин и известных немца сразу в два экипажа гонщиков. Возможно, так и про(всего их было четыре - проВ боксах 520-сильные "лотосы" вытив двух у БМВ). Спохвативглядели грозно и убедительно, а шись, ФИА запретила подобвот на трассе...чувствовал себя хозяином положения. Финн Юрки-Ярви Лехто в паре с англичанином Стивом Соупером выиграли три этапа из первых пяти, сделав заявку на титул. Однако в середине сезона чаша весов склонилась в другую сторону - доминировать на трассах стали пилоты "Мерседеса", в первую очередь Бернд Шнайдер, многие годы верой и правдой служивший германской фирме в различных соревнованиях легковых машин. Сделав на него главную ставку, команда прибегла к маленькой хитрости - заявилаБернд Шнайдер чемпионата. "Мак-Ларен F1" с 12-цилиндровым 600-сильным двигателем БМВ оказался недостаточно быстр, чтобы спорить с "Мерседесом".БМВ. И пока специалисты "Мерседеса" доводили свои аппараты до ума, ударный экипаж "БМВ Моторшпорт" ЗР 3/98изойдет. Но Томас Бшер перед началом сезона предвещал им обратное: 'Любители-частники скоро совсем уйдут отсюда, и тогда вы останетесь с горсткой поставленных в неравные условия и переругавшихся между собой заводских команд". Остается лишь пожелать, чтобы хороший банкир оказался плохим прорицателем.