138
увеличивается и скорость циркулирования жидкости по системе. Как это проявляется? Заводские испытания на ГАЗе показали, что при установке дополнительного электронасоса температура воздуха в цельнометаллическом фургоне "Газель" повышается на 6°С. Такой насос поставили и мы на редакционную "Волгу" ГАЗ-31029. Для монтажа понадобились дополнительный шланг охлаждающей жидкости длиной около полуметра, пара хомутов и еще "плюсовый" провод в салон для включателя электронасоса. Сам насос установили на правом брызговике в моторном отсеке. Включили ис удовлетворением отметили в салоне его не слышно. Уже в первой поездке мы ощутили перемену: на улице был мороз, а внутри "Ташкент" - как в хороших "Жигулях" Теплый воздух продолжал поступать в машину, даже когда мотор не работал - жидкость, нагнетаемая электронасосом, проходит через радиатор "печки" Кстати, такая циркуляция "Тосола" на остановленном двигателе весьма для него полезна. Ведь она будет отводить тепло от нагретых частей, снижая значительные тепловые нагрузки на детали. Но увлекаться этим не стоит: насос потребляет ток около 5 А. В камере, где мы имитировали движение летом в пробке, температура воды в моторе держалась куда стабильнее, чем в штатной системе. Признаков закипания не было вовсе. Это нас весьма порадовало, ведь в Москве дорожная пробка - непременное условие движения (простите за каламбур). Выявили мы и еще один плюс. Однажды пришлось сливать "Тосол" из системы и вновь ее заполнять. Все сделали легко - включили электронасос и он помог заполнить систему, вытолкав все воздушные пробки за считанные секунды. В заключение отметим, что ГАЗ уже устанавливает эти электронасосы на "газели" таким образом предупреждая перегрев моторов. И еще. АТЭ-1 продает эти насосы отдельно. Цена невелика - 109 новых рублей. В комплекте со шлангом, проводами и кнопкой дороже - 220 рублей. Можно его поставить ив заводской мастерской, за это, говорят, возьмут всего 40 руб.i!M:M!i:vjjjj::viJ!u,i-.u.* тжлоВ прошлом году мы всей семьей в очередной раз по ­ ехали на нашем ВАЗ-21061 (1987 года выпуска) на Черное море. Воспользовавшись от ­ дыхом, я решил заменить маслоотражательные колпач ­ ки клапанов, а потому взял в дорогу необходимые инструменты. За Белгородом, осматривая ходовую часть идвига ­ тель, увидел, что во втором цилиндре свеча была более закопченная и немного влаж ­ ная. Уровень масла несколько понизился, и через некоторое время его пришлось долить. Добравшись до места от ­ дыха, я приступил к намеченному ремонту. Последовательно освобождая клапаны от тарелок, пружин и старых сальников, вдруг на одном из клапанов второго цилиндра обнаружил... свободное пере ­ мещение сальника по клапа ­ ну. Нет, он не соскочил спо ­ садочного места, а сидел на отломившейся верхней части направляющей втулки! Что делать? Для замены втулки надо снимать головку. Но без специальных приспо ­ соблений и динамометрического ключа этого не сделать. А где их найти в деревне, д а ­ леко от города? И тут я вспомнил о тюбике .лионского ."Супер-клёяТ"которым не раз успешно склеивал всевоз ­ можные вещи. Но, к сожале ­ нию, я не знал его темпера ­ турных характеристик: с охра ­ няются ли его свойства при контакте с горячим маслом? Пришлось рискнуть. Тщательно промыв и обезжирив сопрягаемые поверхности,тMm*РязаньВ. БЕЛЯНСКИИсначала смазал тонким слоем втулку, опустив клапан вниз, чтобы клей не попал на его стержень. Выждав минуту полторы, я поработал клапа ­ ном вверх-вниз, в лево - в пра ­ во и, подняв его до отказа, убрал остатки клея. Затем смазал отколовшуюся часть (посадочное место) вместе с сальником и, аккуратно надев его на клапан, опустил вниз до соприкосновения свтул ­ кой. С небольшими интервалами промазал шов клеем для герметичности. Чтобы повысить надежность, подобрал мягкую пружинку диаметром 13-13,5 мм и накрутил ее на сальник, а высоту ее оста ­ вил на уровне клапана в верхнем его положении. Эта дополнительная пружина не позволяла сальнику подняться вверх, поскольку прижи ­ малась тарелкой, как и две основные пружины клапана. По дороге домой я постоянно следил за уровнем масла, и, к моему удовлетворению, он не снижался. Более того, с отремонтированной втулкой я проездил до глубокой осени и решил ее заме ­ нить лишь попутно, поскольку менял кольца поршней. К ако ­ во же было мое удивление, когда, сняв тарелку, две ос ­ новные и одну дополнительную (мною установленную) пружины клапана, я с трудом снял сальник пассатижами втулка осталась целой! Думаю, такой простой ме ­ тод ремонта сломавшейся втулки применим не только в дороге, поскольку надежность его проверена.138ЗР 3/98