168
169
Vrf №P2№i\b\ №£rf ZjlAfAlMbbi^Можно ли на реальном автомобиле добиться равномерного износа шин? Нельзя. Уже хотя бы потому, что пять шин даже самой известной фирмы - это, строго говоря, пять разных шин: всегда есть разброс показателей. Чем ниже уровень технологии, тем больше одна шина может отличаться от другой. Даже новая, исправная шина при качении ведет себя как некое тело сложной формы, создавая боковые силы - они влияют на поведение автомобиля. Но будь шины одинаковы, равномерного износа все равно трудно добиться - колеса автомобиля работают в разных условиях. Передние - с учетом конструктивных особенностей подвески - установлены "хитро": если ваш ВАЗ-2106 неподвижно стоит на ровной горизонтальной площадке, к о ­ леса непараллельны! Их положения определяются углами "схода" и "развала" которые на ходу тоже не постоянны, а выбраны так, чтобы большую часть времени качение шины по дороге происходило с наименьшим боковым проскальзыванием, без "волоче-Шинной теме журнал уделяет немало внимания. Оно и понятно: затраты автовладельца на приобретение шин - самые заметны после расходов на бензин и масла. Поэтому трудно найти автомобилиста, которого не волновала бы долговечность шин. Своими взглядами на эту проблему делится Игорь МИХЕЕВ.Перегрузка наружных дорожек протектора при резком повороте.ния" Между тем, даже поперечный уклон полотна дороги приводит к тому, что условия работы левого и правого колес разные. Да и нагрузка на колеса не одинакова. К тому же давление в шинах, как бы тщательно вы за ним ни следили, строго единым не бывает. А Рис. 1. Некоторые причины неправильного еще на износ шин влияют погрешности износа шин: "геометрии" автомобиля, его подвески, а - повышенное давление; состояние тормозов. Свести действие б - пониженное давление; в - неправильное схождение; всех этих факторов к нулю не удается. г - неправильный развал; А к разумному минимуму - задача, д,е- сочетание неправильного развала и схождения; ж - дисбаланс, нарушенная вполне достойная ваших усилий. форма колеса, блокирование при Есть укоренившееся мнение: если торможении; з - вибрация каркаса неотбалансированной или искривленной чаще менять колеса местами, шины шины (особенно при неисправном амортизаторе); и - многократные грубые будут изнашиваться примерно одинаторможения ведомого колеса. ково. В руководствах по эксплуатацииавтомобилей дают рекомендации на сей счет. Здесь есть свои "плюсы": комплект шин изношен равномерно и, скажем, установка запаски взамен проколотого колеса меньше влияет на устойчивость и управляемость машины. Что касается общего износа шин, то чаще всего никаких выгод замена не дает. Вообразите, что из-за изгиба одной полуоси шина неправильно и быстро изнашивается. В этом случае перестановка колес лишь маскирует дефект. И скоро все колеса примут такой же вид. Поэтому существует и другая "школа": колеса не переставлять, а следить за ними внимательно... Кто здесь прав, вопрос спорный.168ЗР 3/98 Вернемся к нагрузке: снизив ее на 15-20 минут. Если мерить выбег со 20%, увеличим пробег шины примерно скорости 50 км/ч, то "Волга" ГАЗна 30% (об этом многие догадаются и 31029 должна "прокатиться" 450-500 без книг). Зато 20-процентная перем, 'Таврия" - 500 м, "Москвич-2141" грузка шин может снизить пробег 550 м, ЛуАЗ-969М - 290 м. вдвое! Вот это уже серьезно, скажете Если, скажем, на 'Таврии" вы не вы. Хуже всего на перегруженной маможете получить выбег больше 400 м, шине ехать с высокой скоростью, перепри этом с трансмиссией, подшипникагревая шины. По европейской статистими, тормозами и давлением в шинах все ке в автомобиле ездит в среднем "чуть в порядке - значит, скорее всего, кинебольше одного" человека - в 80% слутическую энергию машины "пожирают1' чаев "экипаж" состоит из одного водинеправильно установленные колеса. теля без тяжелого багажа. Российский Характерные виды неправильного же легковой автомобиль часто возит износа шин показаны на рис. 1. Если целую семью да пару центнеров груза. шина эксплуатируется с повышенным Ходимость шин зависит и от со ­ давлением, то быстрее изнашиваются стояния дорожного полотна. Если поперегруженные средние дорожки проловина пути приходится на асфальтотектора (рис. 1, а). Наоборот, системавое покрытие, а другая - на щебеноч- тическая работа шины при низком дано-гравийные дороги, то общий износ влении (рис. 1, б) перегружает плечешин оказывается вдвое больше. Расвую зону протектора, ускоряя износ пространенные у нас "шершавые" асбоковых дорожек и разгружая средфальтобетонные дороги хотя и более ние. При нарушенном схождении ши ­ безопасны, однако пожирают протекна изнашивается, как на рис. 1, в: тор примерно так же, как и гравийные. здесь боковое "волочение" колеса Правильность углов установки ко ­ приводит к скруглению шашек протелес лучше всего проверять на специктора со стороны нагрузки и образоальных стендах. На практике же они - ванию острых "хвостиков" с другой. в значительной степени - могут быть "Хвостик" одной дорожки в виде ступроверены по поведению автомобиля пеньки нависает над соседней. По виво время "выбега" с выключенной педу износа опытный автомобилист сразу скажет, в какую сторону от направредачей. ления прямолинейного движения "воЗамеряя выбег, нужно выполнить несколько условий: ровная, горизонлочится" колесо. Правда, некоторые тальная дорога с хорошим покрытием, сложные виды рисунков протектора ветер - как можно слабее: даже бокотакой анализ затрудняют, особенно вой серьезно искажает результаты, если нет четко выраженных продольвызывая увод автомобиля в сторону и ных дорожек. На рис. 1, в - вид сзади увеличивая потери на качение. Попутна левое колесо, чрезмерно повернуный или встречный ветер "учитывают" тое внутрь (положительное схождеизмеряя выбег несколько раз в двух ние). Если это вид сзади на правое ко ­ направлениях, а затем вычисляя срелесо, то у него - большое отрицательднее значение. Не надо забывать ио ное схождение (наружу). состоянии шин, давлении в них, темПри неправильном развале колес пературе. Шины "разогревают" до ра(рис. 1, г) поперечного "волочения" нет бочей температуры, поездив хотя бы - износ дорожек выглядит ровным,без ступенек между ними, но пятно контакта смещено к одной стороне шины, поэтому дорожки сильнее из ­ нашиваются здесь. При отрицательном развале колес наружные дорожки протектора изнашиваются мало, так как львиная доля нагрузки ложится на внутренние. И наоборот. Если развал левого и правого ко ­ лес несимметричен, это вызывает увод машины от прямолинейного движения, а значит - необходимость постоянной корректировки рулем. Из-за этого изношенные дорожки протектора могут иметь и "ступеньки',' о которых говорилось выше (рис. 1, д). Другой вариант: развал "не в номер" но симметричен, зато схождение неправильное. Картина износа не менее сложная (рис. 1, е). При эксплуатации автомобиля развал и схождение порой нарушаются, следить за ними нужно регулярно. Отдельная "плешина" протектора (рис. 1, ж) может возникнуть из-за блокирования при торможении, большого дисбаланса колеса (при правильной "геометрии"), искажения "геометрии" при нормальной балансировке. Нередко сочетание сразу нескольких дефектов. Искажение формы при исправном диске очень часто появляется у современных шин с металлокордным брекером, когда проволочки корда лопаются и шину "перекашивает'! Такая шина непригодна к эксплуатации. Дисбаланс колеса (особенно при недостаточно хорошо работающих амортизаторах) дает о себе знать сильными колебаниями шины, из-за которых она может изнашиваться пятнами, равномерно распределенными по окружности (рис. 1, з). Часто шина неравномерно изнашивается вследствие некруглости тормозного барабана, искривления тормозного диска. Кстати, не забудьте: при разгоне и торможении шина проскальзывает ив продольном направлении. На ведущем колесе (например, переднем на ВАЗ2108) проскальзывания вперед и назад в среднем ком ­ пенсируют друг _^^ЯЛ друга - шина из^ М ^ нашивается ровJ r но, без ступенек, JB на ведомом же JM все силы дейстШ ^ ^ ^ ^ вуют в одну сто^к ^ г рону. Отсюда изщ ^Г нос "шашек" проЗР 3/98169