Нашему автомобилисту, как известно, закон не писан. Неустрашимо привинтив амортизаторы ЗАЗа к "Тойоте", он "рассекает" на ней так, что японцам не снилось... И все же тех, кто понимает, н а сколько важно автомобилю цепко держаться на дороге, становится все больше. Неустойчивость на высокой скорости недопустима, поэтому исправность амортизаторов - и соответствие их конкрет-Можно ли, не прибегая к услугам специалистов, по внешним признакам убедиться в работоспособности амортизаторов? Не давая прямых рецептов (вы поймете причину), беседу об этом проведет Виктор СЛЕСАРЕВ.ходит в тепло (амортизатор нагревается) - оно рассеивается в окружающей среде. Амортизатор работает как при единичном воздействии на маши ну, так и при колебаниях. Сопротивление возникает и при сжатии, и при отбое, но сжатию противится и пружина подвески, поэтому сопротивление сжатию обычно делают меньшим, чем сопротивление от бою (рис. 1). Конструкция амортизатора "задает" форму кривых 1 или 2, то есть его назначение. Амортизаторы повышенного со противления называют жесткими (хотя у них мало общего с работой пружины). С ними автомобиль луч ше приспособлен для плохих до рог, но менее комфортабелен. "Народный" метод проверки амортизаторов бесхитростен: раскачивая кузов автомобиля, наблюдают за его движением вниз-вверх. Кузов не должен лег ко поддаваться вашим усилиям (рис. 2, а, б, в). Затухание процесса видно на рис. 2, г. При "слабых" амортизаторах автомобиль может совершить два и более циклов ко лебаний, относящихся к числу са мых низкочастотных - 1-2 Гц для различных автомобилей. Такие ко лебания бывают спровоцированы длинными "волнами" на поверхности дороги при некоторых скоро стях движения (рис. 3). Совпадение частоты вынужденных и собственных колебаний - не что иное, как резонанс. Это опасное явление: если колебаниям не воспрепятствовать, они быстро нарастают. (Малый ребенок легко раскачает большие качели!) Автомобиль сильно раскачивается, может ударяться о дорогу картером двигателя, коробкой передач и т. д. - даже опрокидываться. Однако амортизаторы должны гасить не только низкочастотные колебания, но и ряд других. Так, "неподрессоренная масса" (колесо и непосредственно связанные с ним элементы подвески, рулевого управления и т. д.) может колебаться относительно кузо ва и дороги с резонансом при частоте около 12-15 Гц. Когда колеса, преодолевая сопротивление пружин, начинают отскакивать от дороги, боковым силам легко нарушитьо'2s0L 1) S •; *Отбой//2 / 1Перемещение поршня, ммСжатие•Рис. 1. Сопротивление амортизатора на ходе отбоя и сжатия: 1 - "мягкий" амортизатор; 2 - "жесткий".а_ _ной модели автомобиля! - приобретает особое значение. Уважающий себя автомобилист должен уметь вовремя замечать симптомы их "болезней", о чем мы здесь ипо говорим. Не вдаваясь в тонкости, вспомним, что жидкость в цилиндре амортизатора препятствует свободному перемещению поршня, который вытесняет ее из одной полости в другую через гидравлические устройства, создающие со противление. Последнее тем больше, чем выше скорость движения поршня, то есть чем крупнее не ровность на дороге или больше скорость, с которой вы ее преодолеваете. Энергия колебаний пере-PFw^Г'Щ^^ЯЯГ'ЗРис. 2. Общепринятый способ "проверки" амортизаторов: а, б, в- формы колебаний кузова; г - характер движения кузова: 1 - при исправных амортизаторах; 2 - при неисправных.172ЗР 3/98 от резонансной, ее лишь встряхнет (рис. 6). А на длинной "доске" при резонансной скорости тряска бы Рис. 4. Колебания статически стро нарастает, машина теряет ус неотбалансированного колеса тойчивость, сползая в сторону да при изменении скорости же от небольшой боковой силы. движения (резонанс при частоте 12 Гц): Лучше здесь сбавить скорость. 1 - зависимость амплитуды от Почему не увеличить? Чем она скорости при условном отсутствии резонанса; 2 - при исправном правных амортизаторах (кривая 2). выше, тем сильнее колесо бьется о амортизаторе; 3-е частичной потерей Кривые 3и4 показывают "эффект" неровности - и может отскакивать эффективности; 4-е неисправным. от посредственного и совсем не от покрытия даже за "пределами" работающего амортизаторов. Часрезонанса. (Внимание: если авто то встречающееся у нас сочетание мобиль оснащен АБС, здесь тор неотбалансированных колес ине мозите особенно осторожно! С ис поладок в амортизаторах недопустема, "логично" реагируя на под тимо: устойчивость и управляескоки колеса, может свести тормо мость автомобиля резко ухудшажение к нулю.) ются. Другим же результатом тря Отметим и другие дефекты на ски (об этом немало говорилось) ших дорог. На рис. 7 - одиночный становятся усталостные поврежухаб. После наезда на него, как от дения машины. любого сильного толчка извне, н а А если колесо после удара уже блюдаются сложные затухающие не круглое? На ходу оно вызывает колебания - кузова на подвеске, колебания, даже если вполне от показанные на рис. 2, и одновребалансировано. Не следует упро менно неподрессоренной массы 54 77,8 108 Скорость,км/ч щать связь формы колеса с его между дорогой и кузовом (рис. 4, 5, 6...). Даже без резонансных яв лений колесо после "прыжка" м о Рис. 5. Возбуждение жет сделать несколько сильных колебаний 4 отскоков, провоцируя неустойчиплитами покрытия. вость машины и уже упоминавше-**" еся рыскание в стороны. 2м Наивный автолюбитель как-то « спросил: почему от вертикального курсовую устойчивость автомобиуравновешенностью - это разные толчка машину бросает в сторону? ля - например, вызвать занос (см. вещи. А результат отклонений Причины тому разные, объединяет же их одно: в момент "приземлеЗР, 1996, № 1). Классические при один и тот же. меры таких сил - инерция на пово Следующий пример. На дорож ния" действующие на машину ре роте, боковой ветер, поперечный ном покрытии из двухметровых акции дороги могут быть несим наклон дорожного полотна. Но и на плит (рис. 5) та же резонансная метричными. Так, на "Жигулях" п о прямом шоссе со старым, б угри частота 12 Гц будет возбуждена перечная штанга задней подвески стым покрытием машина рыскает в уже при скорости 24 м/с. Значит, заставляет задний мост при прыж стороны, ее приходится "ловить", колебания с этой частотой могут ке смещаться в сторону... Но даже даже если резонанса и нет. Крайне возбуждаться при разных скоро строго "симметричный" а втомо неустойчивым автомобиль может стях и дорогой, и колесами - но биль, подпрыгивая на ухабах, и с оказаться ив других ситуациях. всегда они тем сильнее, чем хуже пытывал бы толчки в стороны. П о ясним это (рис. 8). Вот примеры. работают амортизаторы. Дефекты наших дорог славятся Представьте колесо сокруж Вообразите мгновенный "фоностью протектора 1,8 м. При ско своим разнообразием, здесь води тоснимок" сил, действующих при рости 18 м/с и большом статичетелю скучать не приходится. Д оба отскоке правого колеса (имеющего ском дисбалансе оно трясет маши вим сюда их сезонные изменения - неисправный амортизатор), и на ну с частотой 10 Гц, при 36 м/с - 20 и станет ясно, что российский шо езде левого на край бугра. ПопеГц и т. д. Неуравновешенная инер фер - истинный герой... Так, во речная реакция дороги Z - в зави ционная сила тяжелого места ко многих случаях опасен дефект в симости от скорости движения, с и леса пропорциональна квадрату виде "стиральной доски". (Само ее лы удара и наклона покрытия - д о его скорости - и в системе без ре появление на вчера еще ровном стигает сотен килограммов! И хотя зонанса вибрации от такого колеса асфальте достойно специальных она действует долю секунды, т ол нарастали бы по такому же закону исследований! Ведь это - одно из чок в сторону вполне ощутим. (рис. 4, кривая 1). А в случае резо следствий эксплуатации тысяч ав Словом, при плохих амортизаторах нанса при частоте 12 Гц тряска при томобилей с неполадками в подведаже после единичного ухаба ма соответствующей скорости (21,6 сках.) Если "стиральная доска" к о шина может опасно отклониться от м/с) бывает ощутима даже при ис роткая, а скорость машины далека курса.Рис. 3. "Галопирование" автомобиля на длинных волнах покрытия.I —VЗР 3/98173