52
53
ТЮНИНГКОГДА ДВА НЕ РАВНО"Москвич-2141" в последнее время стал благодатным объектом для технического творчества: умельцы смекнули, что стандартный уфимский мотор можно доработать.Что делать, если двигатель вашего "Москвича" потребовал капитального ремонта? Ясно, отремонтировать. А коли мотор уже разобран, почему бы не попытаться соорудить из него "нечто". Так и поступил один из владельцев "сорок первого". Получился у него двигатель рабочим объемом 2 литра, который сильно отличается от серийного двухлитрового (см. ЗР, 1996, №2). Понятно, что вслед за мотором доработке подверглись и другие системы автомобиля. Сравнить его мы решили с редакционным "Москвичом", на котором установлен стандартный двухлитровый мотор со впрыском. Заодно оценили и его возможности. Но сначала несколько слов о самих автомобилях. Создатели "самодельного" двухлитрового мотора (если быть точным, его рабочий объем - 1929 см3) попытались решить серьезную проблему серийного аналога. Дело в том, что уфимскому двухлитровому "трудно дышать": ведь ему по наследству досталась унифицированная головка цилиндров от двигателя меньшего рабочего объема. Выпускная система "Москвича", рассчитанная на полуторалитровый мотор, тоже участвует в "удушении" двигателя, создавая большое противодавление. Что было сделано? Прежде всего, доработали впускные каналы: их сечение постоянно по всей длине. Диаметр впускных клапанов увеличен до 43 мм. Это максимум, чего можно добиться, не меняя в корне конструкцию головки. Дальнейшее увеличение размера клапанов потребует изменить углы их наклона к оси цилиндра это, по сути, создание новой головки. Некоторым доработкам подвергли выпускную систему, чтобы сделать выпуск более "свободным". Рабочий объем мотора возрос, поскольку ход поршня увеличили до 85 мм. Диаметр цилиндра остался как у двигателя 1,7 л - те же 85 мм. Поршни - кованые, фирмы "Авиатехнология", поршневые кольца - Тетце". Микропроцессорная система зажигания разработана московским АО "ЭГА". У карбюратора "Солекс" изменены диаметры диффузоров и доработана главная дозирующая система. Теперь два слова о ходовой части и трансмиссии. Стойки и амортизаторы стандартные, доработанные, под задними пружинами установлены проставки. Сцепление - фирмы "Закс", коробка передач серийная, а вот передаточное число глав^ ной пары увеличено до 4,22. [ Коротко о другом автомобиле - редакционном "Москвиче". Стандартный двухлитровый мотор УЗАМ оборудован распределенным впрыском топлива от ЭГА. Сцепление - стандартная "корзина" с ведомым диском ВАЗ-2106. Передаточное число главной пары - 4,1. Приводы колес фирмы GLO" В передних стойках - газонаполненные патроны "Плаза", задние амортизаторы стандартные. Участников теста мы представили, теперь о том, что они смогли показать. Сначала провели замер на беговых барабанах технического центра "Би Лайн". Стенд "Бош FLA-206" зафиксировал у испытуемого автомобиля максимальную мощность 63 кВт/85 л. с. при 4970 об/мин. Редакционный "впрыскач" показал 58,1 кВт/78 л. с. при 5020 об/мин. Абсолютные результаты, прямо скажем, не выдающиеся, но главную задачу - сопоставить исходные показатели - мы выполнили. Теперь на дорогу. Чтобы уравнять шансы, обе машины обули в шины "Мишлен-lvalo" 185/70R14. При проведении замеров "случилось страшное". Всегда достаточно резвый, двигатель редакционного "Москвича" показал результаты, достойные разве что потрепанного полуторалитрового мотора. Он, злодей, упорно не желал работать как надо на низких и средних оборотах, дергался, давал перебои и только после четырех тысяч с хвостиком вдруг просыпался. Неисправность оказалась "плавающей" - то мотор работает, как надо, то опять начинает "показывать характер". Подловив момент, когда двигатель был в настроении, сделали контрольный замер. Стало ясно, что мотор не столь и "кислый", как показалось сначала, но своемуРедакционный "Москвич", оборудованный распределенным впрыском топлива.ЗР 3/98 ДВУМИгорь ТВЕРДУНОВ, Вадим КРЮЧКОВ. Фото Сергея ИвановаПараметрДорожные испытания автомобилей "Москвич-2141 2,0" 14,87 35,85 12,81 24,04"Москвич-2141 2,0Г 15,08 37,07Время разгона с места до 100 км/ч, с Время прохождения 1000 мс места, с Время разгона на IV передаче с 60 до 100 км/ч, с Время разгона на V передаче с 80 до 120 км/ч, с|15 оппоненту все же неТопливно-скоростные характери81" сколько уступает. Первый стики автомобилей "Москвич-2141". 11,98 Si3 бой мы проиграли. Вместо я"12 того, чтобы махать кула3 11 I ками после драки, будем §10 готовиться к реваншу. а 9 Специалисты продиагностируют систему впрыска и модернизируют ее. За год, прошедший с установки на автомобиль, в ее конструкцию внесено немало усовершенствова40 50 60 70 80 90 ний. Тогда и посмотрим, Скорость автомобиля,км/ч что может впрыск... Однако мы увлеклись своими проблемами. А что показал тюнин- Гребного канала мы чувствовали себя договый автомобиль? Прежде всего то, что статочно уверенно, чтобы не тратить вреувеличение мощности не проходит бесмя на борьбу с незапланированными заноследно, и расход топлива недвусмысленно сами. Так вот, испытуемый автомобиль на на это указывает (см. топливно-скорост- скользком покрытии требует куда больные характеристики). Достижение лучших шей строгости в управлении. Он входит в экономических показателей всегда было занос может и позднее, чем редакционный одним из преимуществ впрыска. Дорабо"Москвич", но зато более резко, без "претанный мотор вкупе с измененной главной дупреждения". Водитель должен реагиропарой субъективно оставляет впечатлевать мгновенно и точно. Если за рулем чение агрегата очень "злобного" и... шумного, даже на фоне нашего, далеко не самого тихого автомобиля. Видимо, вмешательство в систему выпуска дало о себе знать. Еще одно наблюдение касается езды по зимним дорогам. Благо, шины "МишленIvalo", которые вели себя очень надежно и Тюнинговый "Мопредсказуемо, избавили от забот, как бы сквич" с доработанным двигатераньше времени не "поскользнуться" на лем рабочим объельду или не забуксовать беспомощно в мом 2 литра. снежном перемете. На ледяной дорожкеловек невысокой квалификации - такое поведение явно не для него. Опытный же, которому по силам обуздать этого "коня", может порадоваться "немосквичовской" остроте реакций машины. Напомним, что все вышесказанное относится к езде по льду и снегу. Так стоит ли тем или иным путем усовершенствовать свой "Москвич"? Ведь если верить данным изготовителя, такую же мощность должен выдавать обычный двигатель объемом 1,7 литра. Повторим, не стоит считать приведенные выше цифры абсолютно точными - ради них двигатель нужно ставить на исследовательский моторный стенд, что гораздо более трудоемко. Нас-то интересовала разница в мощности - мы смогли ее оценить. Кроме того, для оценки качеств двигателя очень важно, каковы его максимальный крутящий момент и характеристика момента. А здесь двигатели большего литража имеют неоспоримое преимущество перед своими конкурентами меньшего рабочего объема. Взвесив затраты и оценив собственные потребности (не секрет, что для большинства владельцев "Москвич" - утилитарное транспортное средство, этакий семейно-дачный автомобиль), каждый волен решать, стоит ли тратиться на новый, более мощный мотор, заниматься ли модернизацией своего - или оставить все, как есть. Одно можно посоветовать: занявшись ремонтом каких-либо узлов и агрегатов, не скупитесь на покупку заведомо добротных запасных частей, будь то отечественные или импортные. Кстати, автомобиль, о котором мы сегодня рассказали, создавался именно так: сначала "застучал" "родной" двигатель... и пошло, и поехало. А как далеко - это зависит, прежде всего, от намерений и возможностей владельца.Редакция благодарит сотрудников 8-го батальона ДПС ГАИ Московской области за содействие при проведении испытаний.ЗР 3/98