154
г) г*Г Г .На большинстве легковых авНет такого автомобилиста, которому не приходилось менять томобилей колесо крепят к ступице колеса. Кажется, чего проще? Но новичок может сделать так, шпильками с гайками или болтами. что его "средство повышенной опасности", потеряв колесо, Первый вариант чуть сложнее виз ­ станет действительной угрозой окружающим. Как избежать готовлении, но замена колеса с ним ошибок, рассказывает Евгений БОРИСЕНКОВ. проще: накинул колесо на шпильки, затянул гайки и дело сделано. Но в жизни всегда найдется ются в подшипниках и отверстия нужно совместить отверстия в дисместо ошибке. Растяпа может за ­ под болты в них ив дисках норовят ке и ступице и завернуть один болт тянуть гайки так, что они зажмут разбежаться. Чтобы верно прицена два-три оборота. Остальные за ­ диск не коническими поверхностялиться, нужна некоторая сноровка. вернуть легче. Тем не менее ваш ми, а торцами (рис. 1). Очень скоро Или палочка, удерживающая нажавыходной костюм скорее всего будиск из такого "крепления" в ы ­ той педаль тормоза. дет заляпан грязью - ведь двух рук скользнет и загрохочет, разбивая Если же колесо центрируется не хватает и приходится поддержишпильки, гайки и гнезда для них. А только конусами болтов, без учавать колесо коленом. К таким дисесли хозяин вовремя не услышит, стия центрального отверстия, то кам нужна спецодежда! то колесо и потерять недолго. установить его непросто даже мноНо не только - соответствуюСколько об этом ни говорили, а та ­ горукому Шиве. Для нас, смертных, щие болты тоже. Дело в том, что ких происшествий, увы, меньше не это искусство сродни жонглироватолщина легкосплавных дисков становится. Последствия, как пранию. Удерживая колесо на весу, (особенно в зоне ступицы) больше, вило, весьма разорительны. В чем у стандартных лучшем случае придется менять Рис. 1. Диск, зажатый стальных. Значит, штатторцом гайки, а не тормозной диск и ступицу, исконые болты слишком ко ­ конусом, едва держится и реженные об асфальт, в худшем ротки, чтобы обеспечить выскальзывает, стоит машине поехать. надежное крепление. - этот свет на тот. Но не будем о Существует простое грустном, - в конце концов, здесь правило: в стальной денужна элементарная внимательтали рабочая часть ность: до входа конусов гаек в резьбы должна быть не гнезда диска колесо должно осменьше ее диаметра. В таваться на весу. Рис. 2. Для легкосплавных дисков нужны удлиненные чугунной - на четверть Крепление колес болтами болты. больше. Но не увлекайпрактически исключает подобную тесь: слишком длинные ошибку, но только со штатными болты могут задевать за дисками (рис. 2). Надел колесо на детали тормозных механаправляющие штифты, затянул низмов (обычно - в зад- и в путь. Любителей модных них колесах), что грозит легкосплавных подстерегают их поломками. Правда, "подводные камни". Во-первых, так можно сделать продиск может оказаться без отверстейшее противоугонное стий под направляющие штифты. устройство, завернув Если центральное отверстие со ­ вместо нормального ответствует выступу на ступице болта достаточно длинили полуоси, то установка такого Рис. 3. Неравномерной затяжкой прижимов можно ный. И колесо блокируколеса лишь немного сложнее угробить ступицу на грузовике. ется. На каждый день штатного. Его приходится провохлопотно, а при длирачивать на центрирующем поятельной стоянке может ске до совпадения отверстий под пригодиться как дополболты. На полно- или передненительная мера. приводных автомобилях сделать это проще - колеса можно за ­ Не забудьте: если блокировать (на выбор) ручным диск запаски отличается тормозом или включенной перетолщиной от остальных, дачей. Немного сложнее с пето комплект соответствуредними колесами заднеприводющих болтов к нему долПрижим Ступица ных: ступицы легко проворачиважен лежать в багажнике.154ЗР 3/98