г) г*Г Г .На большинстве легковых авНет такого автомобилиста, которому не приходилось менять томобилей колесо крепят к ступице колеса. Кажется, чего проще? Но новичок может сделать так, шпильками с гайками или болтами. что его "средство повышенной опасности", потеряв колесо, Первый вариант чуть сложнее виз станет действительной угрозой окружающим. Как избежать готовлении, но замена колеса с ним ошибок, рассказывает Евгений БОРИСЕНКОВ. проще: накинул колесо на шпильки, затянул гайки и дело сделано. Но в жизни всегда найдется ются в подшипниках и отверстия нужно совместить отверстия в дисместо ошибке. Растяпа может за под болты в них ив дисках норовят ке и ступице и завернуть один болт тянуть гайки так, что они зажмут разбежаться. Чтобы верно прицена два-три оборота. Остальные за диск не коническими поверхностялиться, нужна некоторая сноровка. вернуть легче. Тем не менее ваш ми, а торцами (рис. 1). Очень скоро Или палочка, удерживающая нажавыходной костюм скорее всего будиск из такого "крепления" в ы той педаль тормоза. дет заляпан грязью - ведь двух рук скользнет и загрохочет, разбивая Если же колесо центрируется не хватает и приходится поддержишпильки, гайки и гнезда для них. А только конусами болтов, без учавать колесо коленом. К таким дисесли хозяин вовремя не услышит, стия центрального отверстия, то кам нужна спецодежда! то колесо и потерять недолго. установить его непросто даже мноНо не только - соответствуюСколько об этом ни говорили, а та горукому Шиве. Для нас, смертных, щие болты тоже. Дело в том, что ких происшествий, увы, меньше не это искусство сродни жонглироватолщина легкосплавных дисков становится. Последствия, как пранию. Удерживая колесо на весу, (особенно в зоне ступицы) больше, вило, весьма разорительны. В чем у стандартных лучшем случае придется менять Рис. 1. Диск, зажатый стальных. Значит, штатторцом гайки, а не тормозной диск и ступицу, исконые болты слишком ко конусом, едва держится и реженные об асфальт, в худшем ротки, чтобы обеспечить выскальзывает, стоит машине поехать. надежное крепление. - этот свет на тот. Но не будем о Существует простое грустном, - в конце концов, здесь правило: в стальной денужна элементарная внимательтали рабочая часть ность: до входа конусов гаек в резьбы должна быть не гнезда диска колесо должно осменьше ее диаметра. В таваться на весу. Рис. 2. Для легкосплавных дисков нужны удлиненные чугунной - на четверть Крепление колес болтами болты. больше. Но не увлекайпрактически исключает подобную тесь: слишком длинные ошибку, но только со штатными болты могут задевать за дисками (рис. 2). Надел колесо на детали тормозных механаправляющие штифты, затянул низмов (обычно - в зад- и в путь. Любителей модных них колесах), что грозит легкосплавных подстерегают их поломками. Правда, "подводные камни". Во-первых, так можно сделать продиск может оказаться без отверстейшее противоугонное стий под направляющие штифты. устройство, завернув Если центральное отверстие со вместо нормального ответствует выступу на ступице болта достаточно длинили полуоси, то установка такого Рис. 3. Неравномерной затяжкой прижимов можно ный. И колесо блокируколеса лишь немного сложнее угробить ступицу на грузовике. ется. На каждый день штатного. Его приходится провохлопотно, а при длирачивать на центрирующем поятельной стоянке может ске до совпадения отверстий под пригодиться как дополболты. На полно- или передненительная мера. приводных автомобилях сделать это проще - колеса можно за Не забудьте: если блокировать (на выбор) ручным диск запаски отличается тормозом или включенной перетолщиной от остальных, дачей. Немного сложнее с пето комплект соответствуредними колесами заднеприводющих болтов к нему долПрижим Ступица ных: ступицы легко проворачиважен лежать в багажнике.154ЗР 3/98