ИНСТРУМЕНТЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ЗОЛОТЫХ РУКО достоинствах и недостатках недорогого отечественного или азиатского инструмента безусловно знают все. Многих потребительские качества этих изделий уже не устраивают. В ход идет принцип "мы не столь богаты, чтобы покупать де шевые вещи". Автомобилисты, причем не только профессионалы, но и любители, начинают ин тересоваться дорогой фирменной продукцией. Сегодня речь пойдет именно о ней. Сейчас российский рынок активно осваивают западные ки ты инструментального бизнеса. В продаже можно встретить "Юсаг" (Usag), "Метринч" (Metrinch), "Штальвилле" (Stahlwille), "Вюрт" (WHrth), "Хазет" (Hazet), "Бета" (Beta), "Стэнли" (Stanley), "Крафтсмен" (Craftsman). У знатоков эти названия вызывают священный трепет. Но две компании, торгующие в нашей стране, заслуживают особого упоминания. Первая - а ме риканская "Снап-он" (Snap-on). Основана в 1916 году, ныне - п ри знанный мировой лидер, в США за нимает 85% всего рынка инструментов. Ассортимент выпускаемой продукции необычайно широк - б о лее 16 тысяч наименований. "Снапон" отличает высокое качество, н а дежность, долговечность. Это са мый престижный, но, увы, и са мый дорогой инструмент. Вторая компания - французская "Факом" (Facom). Основана в 1918 году, тоже лидер - но европейский. В фирменном каталоге - 8 тысяч наименований, кстати, 70 из них - спецоснастка для ремонта ва зовских автомобилей. Качество французской продукции отменное, а вот цены тоже кусаются, но все же ниже "снапоновских". Как отличить действительно профессиональный инструмент от просто дорогого (последний, кстати, тоже может быть весьма неплохим)? Да очень просто. У со лидных фирм в России обязательно есть представительства, а на свою продукцию они дают бессрочную гарантию! Об этом вам с гордостью В отличие от западных, российские водители не возят пиджаки и портфели-дипломаты в багажниках своих автомобилей. Зато там всегда есть место гаечным ключам, отверткам, пассатижам, молоткам и прочим приспособлениям. Даже владельцы престижных иномарок не забывают захватить в дорогу необходимый минимум для ремонта. Инструмент это то, что ценит любой наш автомобилист, начинающий и опытный, состоятельный и не очень. Об этом рассуждает Вадим КРЮЧКОВ. сообщат в любой торговой точке, куда поставки идут официально. Под этим имеется в виду следующее: "Качество ручного инструмента нашей компании столь высоко, что он практически вечен и при нормальной эксплуатации сломать его невозможно. Если же это всетаки случилось, мы вам его бесплатно обменяем или отремонтируем. Причем независимо от то го, где, когда, в какой стране и кем приобретено изделие, с о хранился чек или нет". В самом деле, гарантия не действует лишь в случае, когда инструмент использовался не по назначению. Но, вероятно, нормальный человек не будет забивать ши ферные гвозди изящными икто му же дорогими пассатижами. Чем еще, помимо отменного качества, привлекателен фир менный инструмент? Прежде всего, богатством выбора. З а метим: речь идет не только о спецоснастке, но и об универсальных приспособлениях. И ме ханик-профессионал, и автолюбитель сможет подобрать именно то, что ему нужно. Возьмем для начала ключи со сменными торцевыми го ловками. Вроде бы о них все из вестно. Из разных воротков, трещоток, удлинителей, карданчиков и собственно головок комплектуют наборы. Чем больше предметов, тем набор дороже. Какие уж тут премудрости? На деле же оказывается, что большинство российских автомобилистов пользуются торцевиками одного типа с присоедини1. Воротки-трещотки для торцевых ключей. тельным квадратом "головка-вороСверху вниз: 1/2", 3/8-SUPEH, 3/8", 1/4". ток" размером 1/2 дюйма. Такие 2. Набор торцевых ключей 1/2 дюйма от "Фаключи с незапамятных времен вы ком". пускает и отечественная промыш3. Компактный и недорогой набор торцевых ленность. В принципе они неплохи и ключей "Стэнли" 1/4" и 3/8". достаточно универсальны, но, с ка -25СвоимиСиламиЗР 4/98227 жем, для комплекта, возимого в автомобиле, слишком громоздки (вспомните отечественное "ассорти" в железном ящике с полным набором головок, воротками, удлинителями и т. д.). За ру бежом в продажу поступают тор цевые ключи разных серий. Обозначение серии - длина диагонали присоединительного квадрата головка-вороток в дюймах. Основные стандартные типоразмеры 1/4", 3/8" 1/2" и 3/4". Какой из них выбрать? В качестве примера сравним два набора - 3/8" и привычный нам 1/2" Первый - к ом пактнее, легче и дешевле. К тому же в нем есть головки под мелкие болты и гайки. Но он слабее, то есть передает меньший крутящий момент. Второй - существенно мощнее и прочнее, в нем есть го ловки больших размеров. Но этот инструмент тяжелее, не столь изящен (его габариты усложняют работу в труднодоступных местах), занимает много места и стоит дороже - как ни крути, а металла на силовые ключи уходит больше. Таким образом, с е рия 3/8 дюйма предпочтительней в качестве возимого набора для ремонта в пути или работ в тесном пространстве, а ключи серии 1/2" лучше хранить в гараже и использовать для обслуживания ходовой части или трансмиссии. Как вы по нимаете, приведенные рассуждения не догма - окончательный вы бор зависит от многих факторов. Стоит обратить внимание и на но винку фирмы "Факом". Французы разработали оригинальную серию 3/8"-SUPER, которая по компактности практически не уступает тра диционной 3/8", а по мощности 1/2". Причем может стыковаться с обоими с помощью специальных переходников. Основные характеристики ключей со сменными тор цевыми головками вы найдете в таблице. К несомненным достоинствам профессионального инструмента можно отнести специальный профиль накидных, торцевых и рожковых ключей ряда фирм ("Снап-он", "Факом", "Метринч", "Стэнли" и других). На их внутренних поверхностях, контактирующих с крепежом, нанесен специальный рельеф. При отворачивании - заворачивании он позволяет перенести основное уси лие с ребер гаек или болтов на ихплоские грани (рис. 1). На деле это означает следующее. Прежде чем грани будут смяты, ключ с хитрым профилем передаст куда больший крутящий момент, чем обычный (в среднем на 25-60%). Значит, крепеж не будет изуродован, станет проще отворачивать "прикипевшие" или уже поврежденные болты и гайки. Кроме того, снижаются нагрузки и на сам инструмент, что позволяет экономить металл, то есть делать ключи легкими и компактными, а торцевые головки - тонкостенными. Создание рельефа, по сути своей, компромисс. С одной стороны, требуется разгрузить ребро, с другой - сделать минимальным люфт при повороте ключа. Он будет непременно, поскольку передавать усилие слишком близко к центру грани нежелательно - уменьшается плечо. Малый свободный ход, а значит, и удобство в работе отличает профили OGV ("Факом") и FLANK DRIVE ("Снап-он"). Однако эти фирмы вы пускают две отдельные линейки инструмента: под метрический и дюймовый крепеж. Иной способ предлагает "Метринч" - рельеф выполнен так, что одним и тем же ключом можно отвернуть метрическую гайку и близкую ей по размерам дюй мовую (например, 10 мм и 3/8"). Но разочаруем читателя - у ни версальная система не способна полностью заменить две специализированные - велик люфт при повороте ключа. В ряде случаев этот незначительный, казалось бы, недостаток перечеркивает остальные достоинства. Правда, для тех, кто работает с разным крепежом, пути к экономии средств все же существуют. Один из вариантов - дополнить набор универсальных торцевых ключей от "Метринч" комплектами специализированных "рожков" других 4. "Роллс-Ройс" инструментального рынка. Кофирм. роткие комбинированные ключи "Снап-он" Широко распространенные стоимостью около 30 долларов за штуку. 5. Комбинированные ключи "Факом". Справа - комбинированные ключи (рожковый короткие (97 долларов за комплект), слева - с одного края, накидной с другого) ключи для быстрого завинчивания (102 доллара тоже изделия отнюдь не примитивные. Все, что сказано об особых за комплект). 6. Вороток-трещотка, обычный Т-образный вопрофилях, в полной мере относится роток, удлинитель, кардан, переходники ик ним. Кроме того, ключи одной размерности бывают разной длины. Ж-1/2" и 1/2--Э/Г. 7. Комплект инструмента в кляссере. Такие за Серьезные компании предлагают рубежом рекомендуют возить в багажнике авкак минимум три варианта - средний, длинный и короткий. Назначетомобиля. Цена - 314 долларов. СвоимиСилами 26228ЗР 4/98