227
228
ИНСТРУМЕНТЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ЗОЛОТЫХ РУКО достоинствах и недостатках недорогого отечественного или азиатского инструмента безусловно знают все. Многих потребительские качества этих изделий уже не устраивают. В ход идет принцип "мы не столь богаты, чтобы покупать де ­ шевые вещи". Автомобилисты, причем не только профессионалы, но и любители, начинают ин ­ тересоваться дорогой фирменной продукцией. Сегодня речь пойдет именно о ней. Сейчас российский рынок активно осваивают западные ки ­ ты инструментального бизнеса. В продаже можно встретить "Юсаг" (Usag), "Метринч" (Metrinch), "Штальвилле" (Stahlwille), "Вюрт" (WHrth), "Хазет" (Hazet), "Бета" (Beta), "Стэнли" (Stanley), "Крафтсмен" (Craftsman). У знатоков эти названия вызывают священный трепет. Но две компании, торгующие в нашей стране, заслуживают особого упоминания. Первая - а ме ­ риканская "Снап-он" (Snap-on). Основана в 1916 году, ныне - п ри ­ знанный мировой лидер, в США за ­ нимает 85% всего рынка инструментов. Ассортимент выпускаемой продукции необычайно широк - б о ­ лее 16 тысяч наименований. "Снапон" отличает высокое качество, н а ­ дежность, долговечность. Это са ­ мый престижный, но, увы, и са ­ мый дорогой инструмент. Вторая компания - французская "Факом" (Facom). Основана в 1918 году, тоже лидер - но европейский. В фирменном каталоге - 8 тысяч наименований, кстати, 70 из них - спецоснастка для ремонта ва ­ зовских автомобилей. Качество французской продукции отменное, а вот цены тоже кусаются, но все же ниже "снапоновских". Как отличить действительно профессиональный инструмент от просто дорогого (последний, кстати, тоже может быть весьма неплохим)? Да очень просто. У со ­ лидных фирм в России обязательно есть представительства, а на свою продукцию они дают бессрочную гарантию! Об этом вам с гордостью В отличие от западных, российские водители не возят пиджаки и портфели-дипломаты в багажниках своих автомобилей. Зато там всегда есть место гаечным ключам, отверткам, пассатижам, молоткам и прочим приспособлениям. Даже владельцы престижных иномарок не забывают захватить в дорогу необходимый минимум для ремонта. Инструмент это то, что ценит любой наш автомобилист, начинающий и опытный, состоятельный и не очень. Об этом рассуждает Вадим КРЮЧКОВ. сообщат в любой торговой точке, куда поставки идут официально. Под этим имеется в виду следующее: "Качество ручного инструмента нашей компании столь высоко, что он практически вечен и при нормальной эксплуатации сломать его невозможно. Если же это всетаки случилось, мы вам его бесплатно обменяем или отремонтируем. Причем независимо от то ­ го, где, когда, в какой стране и кем приобретено изделие, с о ­ хранился чек или нет". В самом деле, гарантия не действует лишь в случае, когда инструмент использовался не по назначению. Но, вероятно, нормальный человек не будет забивать ши ­ ферные гвозди изящными икто ­ му же дорогими пассатижами. Чем еще, помимо отменного качества, привлекателен фир ­ менный инструмент? Прежде всего, богатством выбора. З а ­ метим: речь идет не только о спецоснастке, но и об универсальных приспособлениях. И ме ­ ханик-профессионал, и автолюбитель сможет подобрать именно то, что ему нужно. Возьмем для начала ключи со сменными торцевыми го ­ ловками. Вроде бы о них все из ­ вестно. Из разных воротков, трещоток, удлинителей, карданчиков и собственно головок комплектуют наборы. Чем больше предметов, тем набор дороже. Какие уж тут премудрости? На деле же оказывается, что большинство российских автомобилистов пользуются торцевиками одного типа с присоедини1. Воротки-трещотки для торцевых ключей. тельным квадратом "головка-вороСверху вниз: 1/2", 3/8-SUPEH, 3/8", 1/4". ток" размером 1/2 дюйма. Такие 2. Набор торцевых ключей 1/2 дюйма от "Фаключи с незапамятных времен вы ­ ком". пускает и отечественная промыш3. Компактный и недорогой набор торцевых ленность. В принципе они неплохи и ключей "Стэнли" 1/4" и 3/8". достаточно универсальны, но, с ка -25СвоимиСиламиЗР 4/98227 жем, для комплекта, возимого в автомобиле, слишком громоздки (вспомните отечественное "ассорти" в железном ящике с полным набором головок, воротками, удлинителями и т. д.). За ру ­ бежом в продажу поступают тор ­ цевые ключи разных серий. Обозначение серии - длина диагонали присоединительного квадрата головка-вороток в дюймах. Основные стандартные типоразмеры 1/4", 3/8" 1/2" и 3/4". Какой из них выбрать? В качестве примера сравним два набора - 3/8" и привычный нам 1/2" Первый - к ом ­ пактнее, легче и дешевле. К тому же в нем есть головки под мелкие болты и гайки. Но он слабее, то есть передает меньший крутящий момент. Второй - существенно мощнее и прочнее, в нем есть го ­ ловки больших размеров. Но этот инструмент тяжелее, не столь изящен (его габариты усложняют работу в труднодоступных местах), занимает много места и стоит дороже - как ни крути, а металла на силовые ключи уходит больше. Таким образом, с е ­ рия 3/8 дюйма предпочтительней в качестве возимого набора для ремонта в пути или работ в тесном пространстве, а ключи серии 1/2" лучше хранить в гараже и использовать для обслуживания ходовой части или трансмиссии. Как вы по ­ нимаете, приведенные рассуждения не догма - окончательный вы ­ бор зависит от многих факторов. Стоит обратить внимание и на но ­ винку фирмы "Факом". Французы разработали оригинальную серию 3/8"-SUPER, которая по компактности практически не уступает тра ­ диционной 3/8", а по мощности 1/2". Причем может стыковаться с обоими с помощью специальных переходников. Основные характеристики ключей со сменными тор ­ цевыми головками вы найдете в таблице. К несомненным достоинствам профессионального инструмента можно отнести специальный профиль накидных, торцевых и рожковых ключей ряда фирм ("Снап-он", "Факом", "Метринч", "Стэнли" и других). На их внутренних поверхностях, контактирующих с крепежом, нанесен специальный рельеф. При отворачивании - заворачивании он позволяет перенести основное уси ­ лие с ребер гаек или болтов на ихплоские грани (рис. 1). На деле это означает следующее. Прежде чем грани будут смяты, ключ с хитрым профилем передаст куда больший крутящий момент, чем обычный (в среднем на 25-60%). Значит, крепеж не будет изуродован, станет проще отворачивать "прикипевшие" или уже поврежденные болты и гайки. Кроме того, снижаются нагрузки и на сам инструмент, что позволяет экономить металл, то есть делать ключи легкими и компактными, а торцевые головки - тонкостенными. Создание рельефа, по сути своей, компромисс. С одной стороны, требуется разгрузить ребро, с другой - сделать минимальным люфт при повороте ключа. Он будет непременно, поскольку передавать усилие слишком близко к центру грани нежелательно - уменьшается плечо. Малый свободный ход, а значит, и удобство в работе отличает профили OGV ("Факом") и FLANK DRIVE ("Снап-он"). Однако эти фирмы вы ­ пускают две отдельные линейки инструмента: под метрический и дюймовый крепеж. Иной способ предлагает "Метринч" - рельеф выполнен так, что одним и тем же ключом можно отвернуть метрическую гайку и близкую ей по размерам дюй ­ мовую (например, 10 мм и 3/8"). Но разочаруем читателя - у ни ­ версальная система не способна полностью заменить две специализированные - велик люфт при повороте ключа. В ряде случаев этот незначительный, казалось бы, недостаток перечеркивает остальные достоинства. Правда, для тех, кто работает с разным крепежом, пути к экономии средств все же существуют. Один из вариантов - дополнить набор универсальных торцевых ключей от "Метринч" комплектами специализированных "рожков" других 4. "Роллс-Ройс" инструментального рынка. Кофирм. роткие комбинированные ключи "Снап-он" Широко распространенные стоимостью около 30 долларов за штуку. 5. Комбинированные ключи "Факом". Справа - комбинированные ключи (рожковый короткие (97 долларов за комплект), слева - с одного края, накидной с другого) ключи для быстрого завинчивания (102 доллара тоже изделия отнюдь не примитивные. Все, что сказано об особых за комплект). 6. Вороток-трещотка, обычный Т-образный вопрофилях, в полной мере относится роток, удлинитель, кардан, переходники ик ним. Кроме того, ключи одной размерности бывают разной длины. Ж-1/2" и 1/2--Э/Г. 7. Комплект инструмента в кляссере. Такие за Серьезные компании предлагают рубежом рекомендуют возить в багажнике авкак минимум три варианта - средний, длинный и короткий. Назначетомобиля. Цена - 314 долларов. СвоимиСилами 26228ЗР 4/98