76
77
АВТ0ПР0ММЫ БУДЕМ ЕЗДИТЬЕлена ВАРШАВСКАЯЕСЛИ РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВАПроект с "Рено" не имеет к Москвичу" никакого отношения. Московское правительство всего лишь решило использовать таким вот образом освободившиеся в процессе реструктуризации площади. Поэтому рассчитывать на то, что французы спасут Москву, не приходится. Хотя говорить об отсутствии концепции было бы не совсем верно. Она просматривается, только, увы, весьма странная и сомнительная. Похоже, предприятие намеревается перейти на выпуск дорогих автомобилей, переделанных из всем известного дешевого "Алеко". Логика, если оторваться от действительности, понятна. По давно проверенным жизнью расчетам, рентабельность производства находится в зависимости от объемов выпуска автомобилей. Чтобы предприятие имело выгоду, оно должно производить ежегодно дешевых автомобилей малого класса не меньше 300 тысяч или среднего класса - от 150-170 тысяч, а дорогих представительских авто - 80-100 тысяч штук в год и более. Ну а эксклюзивных автомобилей можно выпускать и единицы, не упустив выгоды. Видимо, руководство АО "Москвич" решило не тратить сил на налаживание массового производства недорогих машин, а производить автомобили большие и шикарные в небольшом количестве. Теоретически такой путь возможен, а на практике... Какой покупатель (естественно, желающие порадовать лично Юрия Михайловича - не в счет) захочет приобрести дорогой, с белым кожаным салоном, но на коленке сделанный, чуть измененный "Москвич"! Ведь хоть сто раз скажи "Князь..." - "Алеко" благородней не станет. И если до старого, доброго, да еще добросовестно собранного "2141" охотники найдутся, то поклонники "Мерседеса" вряд ли купят слегка загримированный и запрятанный под другим именем "Москвич". Впрочем, мы слишком много уделяем внимания московскому автозаводу. Между тем, его проблемы лишь по форме выражения отличаются от общих в автомобильной промышленности России. Все упирается в одно слово - инвестиции. Чтобы они были, чтобы наши или иностранные владельцы капитала заинтересовались российской автомобильной промышленностью, захотели вложить в нее деньги, нужно, чтобы это было им выгодно. Все это слово в слово можно было сказать и год, и два назад. И наш журнал, ежегодно обозревая состояние дел в российском автопроме, твердил одно и то же: государство должно помочь автомобильной промышленности. Не пожарными, часто бездумными и вредными мерами, а разработкой и воплощением экономической политики в этой отрасли. Принять законы, которые бы давали необходимые гарантии инвесторам, продумать систему налогообложения, условия работы денег в промышленности. Скучно повторять многократно сказанное и уже известное всем, но приходилось это делать, поскольку ситуация не менялась. И вот - событие, которое, как мы надеемся, сможет дать толчок вперед автомобильной промышленности России. 18 ноября 1997/ода Комиссия по оперативным вопросам Правительства Р' одобрила "Стратегию развития национальной автомобильной промышленности до 2005 года", подготовленную Министерством экономики и специалистами АСМхолдинга. В этом документе содержатся поистине революционные решения. Заводы России, осваивающие производство новых моделей автомобилей, агрегатов и комплектующих к ним, будут частично освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС на оборудование, сырье и материалы, ввозимые для этого производства. Если предприятие запускает новую модель или новый агрегат, оно может получить отсрочку платежей (налога на прибыль и НДС) на семь лет. Налоги на имущество, на недвижимость, землю, транспорт тоже будут взиматься по льготным тарифам. Предприятия автопрома будут реструктурированы. Из огромных, неповоротливых монстров, где сосредоточены чуть ли не все производства, начиная от литейного и заканчивая инструментальным, они превратятся во множество небольших самостоятельных заводов, для каждого из которых проще найти инвестора. Если же такой завод будет плохо работать, его место займет конкурент, выпускающий аналогичную, но лучшую продукцию.Российский автопром в прошлом году вышел в лидеры, дав максимальный среди других отраслей промышленности рост производства: 12,6% по сравнению с 1996 годом! Выпущено 982 тысячи легковых (рост 13,2%) и 148 тысяч грузовых автомобилей (рост - 7%). Увеличили объемы производства АвтоВАЗ и ГАЗ, начал просыпаться "Москвич". Встает на ноги "Красный Аксай", собравший втрое больше автомобилей "Дэу", чем в прошлом году. Спад - лишь у "Ижмаша" (на 39,4%), который выпустил в 1997 году всего 5,5 тысячи легковых автомобилей. Но здесь разворачивается совместный проект с "Хёндэ" (пока на 5 тысяч штук "акцентов" в этом году) и убыточного "Москвича412" сменяет на конвейере "Орбита". Плюс к этому, вероятно, в Ижевске будут собирать вазовские "нивы" да и со "Шкодой" идут переговоры. Впрочем, радость сразу испарится, если посмотреть на все эти цифры немного с другой стороны. По сравнению с 1990 годом производство грузовых машин сократилось почти в пять раз и откатилось на уровень 1960 года; легковых - на 25% и находится где-то на уровне середины семидесятых. У АвтоВАЗа окончательно не определился стратегический инвестор. Нет его иу отдельных производств завода - даже проект выпуска здесь "опелевских" двигателей пока не продвинулся вперед. Соглашение с "Дженерал моторе", "утряска" которого тянется уже больше года, так и не приобрело (ко времени написания) окончательных очертаний. Но даже если сборка на вазовском конвейере новой "Астры" состоится, серьезных проблем автозавода это не решит. Не принесет выпуск незначительного количества машин прибылей, достаточных для того, чтобы что-то изменить кардинально в АО "АвтоВАЗ", а чтобы нарастить объемы производства, нужны время и деньги. АО "Москвич" под заботливой опекой московского правительства чуть-чуть начал дышать. Щедрая столичная мэрия "отстегнула" из своего бюджета на реанимацию его и АМО "ЗИЛ" почти 300 миллионов деноминированных рублей. На взгляд непосвященных - цифра внушительная. Но по мировым понятиям - это почти ничто. К тому же до сих пор не видна четкая, взвешенная концепция развития предприятия.76ЗР 4/98 Нововведения, открывающие перед автомобильной промышленностью новые перспективы, можно перечислять долго. Теперь важно, чтобы они превратились в законодательные акты и начали действовать. О том, что у правительства появились, наконец, серьезные намерения по отношению к автопрому, свидетельствует еще один, не менее важный шаг - Указ президента, подписанный 5 января, "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности". И первое предприятие, которому повезло воспользоваться тем, что дает этот документ, - А О "ГАЗ". Совместному проекту нижегородского автозавода с ФИАТом дана зеленая улица. Видимо, это не случайно. Хоть и поговаривают злые языки о протекции бывшего губернатора Нижнего Новго-п1995 г. Производитель Количество, шт.ильной техники предприятиями F 1996 г. Количество, шт. Процент рсста-падения к прошлому году 1997 г. Количество, шт. Процент роста-падения к прошлому годуАвтомобили легковые ВСЕГО 0АМ0"ЗИЛ" ОАО ТАЗ" АО "КамАЗАО "АвтоВАЗ834916 1 118673 8638 607091 1934 40600 44880 867301 35 981887 13,2124284 8935 680570 3671 2929 33701 4062 9146 Автомобили грузовые84,7 3,412,1 89,8 -92,8 -24,9 1165,4 -28,4 124339 17933 740526 8302 20599 51411 13225 5544 0,04 100,78,81265 603,3 52,6 225,6 -39,4•IEАООТ СеАЗ', Серпухов АЗЛК. Москва АО "АвтоУАЗ" АО "Красный Аксай" Ижмаш32112778ВСЕГО ОАМО-ЭИЛ" ОАО ТАЗ" в том числе "Газель" АО 'КамАЗ" АО "УралАЗ" АО "АвтоУАЗ"ЗАО "Уральский автомоторный завод" ОАО ПСА "Бронто" Ижмаш АО"031П-Сармат".Орск АО 'Брянский автозавод" j152607 10187 81619 57622 20844 9201 15071 2588138782 7200 80375 71021 20814 6522 14760 1402-9,1 -29,3 -1,5 23,3 -0,1 •29,1 -2,1 -45,8 110,1 -44,7148611 18281 87482 84363 12765 5339 205577,1153,98,818,9 -38,7 -18,1 39,3 -30,6 72,4 -65,2 -71,5973 6812470188128393957101703735919320 Автобусы -71,455843412-6023,2ВСЕГО ОАМО ЗИЛАО НЕФАЗ". Нефтекамск АО "АвтоУАЗ" АО "Ликинский автобусный завод" АО "Автобусный завод. КурганАО "Павловский автобусный заводОАО ТАЗОАО ТоЛАЗ" АО •Спецавто', Энгельс АО'СЗТП-Сармат'.Орск АО "Давыдовосельмаш" Тосненский авторемонтный завод35223-5.71547 2497299521084-35,7 -15,6 -47,3162824475-36,9 16,1 -44,9 -28,64441186 78002341077 7235 4482129 7698681 8596-95-7,22091,824 4216,7 -40,528 2510513 152754849 83526 32-200н/д н/д-рода, об "особом расположении" правительства к бывшему министру, а ныне - руководителю ГАЗа Николаю Пугину, вряд ли личные связи сыграли здесь решающую роль. Горьковский автозавод - сегодня, пожалуй, самое мобильное предприятие отрасли. Несмотря на то, что сложности положения автопрома в полной мере относились ик ГАЗу, в наш противоречивый рынок он вписался лучше других, выпустив самый популярный коммерческий грузовик и большое число его модификаций, нарастив, угадывая конъюнктуру спроса, выпуск бывшей номенклатурной "Волги" и постоянно поддерживая интерес к этому автомобилю непрерывными усовершенствованиями. Имидж благополучного предприятия, в отличие от образа обанкротившегося "Москвича", остановившегося ЗИЛа, конфликтующего с налоговыми органами АвтоВАЗа и прочих, помогает нижегородцам в поисках партнеров. Хотя ФИАТ и не будет стратегическим инвестором, контракт с ним позволит АО "ГАЗ" создать новое, прибыльное совместное предприятие, опять, скорее всего, опередив конкурентов на внутреннем рынке. И не исключено, что для собственного производства нижегородскому автозаводу стратегический инвестор и не потребуется. Достаточно будет портфельных - тех, кто, не претендуя на участие в производстве и на владение и управление имуществом, а просто ради получения будущих дивидендов или прибыли от продажи возросших в цене акций, приобретет ценные бумаги АО "ГАЗ". Впрочем, это все пока еще в будущем, о котором мы расскажем, когда оно станет яснее. Но и сейчас ясно многое. То, что автомобильная промышленность наконец-то признана одной из важнейших, перспективнейших отраслей российской экономики. То, что наш автопром, похоже, пережил самые трудные, мрачные времена и начинает новую жизнь. И наконец, то, что, если решения правительства обретут плоть и кровь, мы получим хорошие, недорогие автомобили. Тогда, возможно, сотрется эта грань между странными, в одной лишь России существующими понятиями - "отечественный автомобиль" и "иномарка".ЗР 4/9877