придумали задолго до насКаким был автомобильный мир 70 лет назад, что кануло в Лету, а что сохранилось до наших дней - об этом поведала подшивка журнала "За рулем" 1928 года. О чем он писал в те времена, с какими снимками предлагал познакомиться?Дмитрий ПОСТНИКОВ"РАКУШКИдесятилетии даже не очень пожелтела. В тексте первых номеров "тренированный" глаз редактора сразу же выхватывает опечатки, пожалуй, их многовато. Однако к осени их становится меньше молодцы, исправились. Да, своим видом журнал здорово отличался от нынешнего, но вот что поражает: автомобилистов волновали9»Журнал тогда был раз в шесть тоньше, чем нынешний, формат поменьше, ну и, разумеется, без цветных картинок. Правда, выходил он дважды в месяц да и бумага была совсем не плохая: за семь-E2»5-ftМосква. 1928 годте же проблемы, что и сейчас. Не верите? Тогда полистаем подшивку "За рулем" вместе. Ну, конечно же, на первом месте - плохие дороги, им уделяли едва ли не четверть полос каждого номера. Господи, как это нам знакомо и сегодня! Другая проблема: автомобильный парк страны состоит в основном из морально устаревших 31 марта завод АМО выпустил тысячную стандартную машину. Тысячный автомобиль передан Моссовету.машин, при этом... незначительное ние наши автомобили не отличаются число "больших комиссаров" ездят на высоким качеством. В 1928 году "автомо"кадиллаках", "паккардах", "линкольнах", "роллс-ройсах", "испано-сюизах", билистов-любителей" вол"мерседесах" и т. д. и т. п. новейшего новало "сколько стоит сопроизводства..." (ЗР, 1928, № 2). Дадержание собственного лее сообщается, что этими очень доро"Форда" в СССР?" Вопрос гими машинами их снабдил "Автоимактуален и поныне. Тогда стоимость километпорт", "хотя ни один ра пробега состав"комиссар" ни на ляла 13 коп., а тачем подобном не риф московских изнастаивал". Оставозчиков (для одновим это без комго пассажира) ментариев. Одна25-30 коп., такси ко, согласитесь, 25-40 коп., поездка параллели прослена автобусе - 4,4 живаются. коп. В общем, на авЕще знакомая тобусе - дешевле, чем в собсттема - единственвенном авто, а на такси - дороже. ный в стране крупКажется, и теперь также^ ный автомобильный Проблема гаражей сущестзавод АМО (теперь Не взломав замка, угнать АМО "ЗИЛ") выпустакой автомобиль невозвовала и токает не очень соможно. _„ „коЛьИвершенные машиоро« ны. Прежде всего, в „oiuaA* . АМО-Ф-15 неудобная посадка - у всех водителей болит позвоночник, очень ненадежно электрооборудование, отсутствует электростартер, а на тормозных колодках нет фрикционного материала - они чугунные "Между резиновыми по- '• крышками колес (речь о двускатной ошиновке заднего моста - ред.) должно быть пространство, хотя бы в 1/2 дюйма - шины бы не терлись одна о другую и изнашивались бы куда меньше". Список конструкторских недоработок и дефектов изготовления можно было бы продолжить. Увы, и теперешПи 6 зп 8гда. За рубежом уже строили многоэтажные с лифтовыми подъемниками, а для наших условий журнал предложил варианты попроще, например "разборный переносной гараж из волнистого железа". Так что не верьте тем, кто утверждает, что "ракушки" и "пеналы" - изобретение наших дней. Волновало автомобилистов и "как предохранить автомобиль от покражи". Способ, предложенный журналом, популярен и сейчас: специальное устройство (можно сказать, прадедушка "Муль-т-лока") запирает рычаг коробки передач. Тогда, правда, оно было попроще - использовали висячий замок. Еще изобретение, о котором рассказала статья в ЗР № 1: "стекло, не даНайдено средство получать стекло, не дающее осколков.ющее осколков". Его уже используют в Западной Европе и Америке. "Меж-ЗР 4/98 ду двумя совершенно гладкими пластинками стекла вставляется совершенно прозрачная целлулоидная пластинка и все это особым химическим способом соединяется воедино... Постепенно это стекло должно вытеснить обыкновенное во всех тех случаях, где поломка стекла при катастрофах приносит большое несчастье, например, в автомобилях перед сиденьем шофера". Ну что же, пророчество сбылось. А вот призывы превратить Ленинград в центр автомобилестроения - "Детройт на Ижоре", которые прозвучали на диспуте, устроенном в этом городе обществом "Автодор" в июне 1928 года, так и остались призывами. Мечты о "советском Детройте" не случайны: в то время страна остро нуждалась в автомобилях. Почти в каждом номере журнала читаем о том светлом времени, когда "по непроезженным путям нашей страны будут шнырять блестящие советские машины". А вот и статистика (ЗР, 1928, № 9) с неутешительным комментарием: "СССР стоит в Европе на одиннадцатом месте и оказывается впереди только Венгрии и Дании". Интересно, что сведения о выпуске автомобилей в 1927 году не в "тыс.", как мы привыкли, а в "шт.". СССР собрал 510 автомобилей, в основном на заводе АМО, и лишь около полусотни на Ярославском автомобильном заводе - ЯАЗе (теперь здесь делают двигатели). Интересно, что Япония сделала еще меньше - 305 машин. Лидером, конечно же, были Соединенные Штаты - 3 394 255. Они и сегодня занимают первое место, а вот Япония вышла на второе. Россия тоже продвинулась: мы обогнали Чехию, где буквально поклоняются автомобилю, а кроме того, опережавших нас в 1928 году Австрию, Швейцарию, Швецию и занимаем седьмое место в Европе. Это стало возможным в значительной степени благодаря пуску в 1932 году Нижегородского автозавода (НАЗ - теперь ГАЗ) и резкому увеличению выпускаЕсли в самой Москве есть такие улицы, то что же можно сказать о дорогах провинции?.. (Из материалов комиссии Моссовета).!|легковых машин в 70-е годы. Интересно, что в ЗР 1928 года упоминается о строительстве завода-гиганта, но ни слова о его будущей продукции, что, впрочем, неудивительно - договор с "Фордом" подписали только в 1929 году. Первыми автомобилями, которые делал Нижегородский автозавод, были грузовой "Форд-АА" и легковой "Форд-А". Им журнал посвятил статью, не предсказав, однако, какую большую роль в автомобилизации России и ми-Первая механическая бензиновая колонка в СССР (Москва, Арбатская площадь).ра сыграют эти модели. Так от внутренних проблем мы переходим к мировым. "Форд" в то время занимал первое место в мире по выпуску автомобилей, а потом уступил его американскому концерну "Дженерал моторе". На третьем теперь - японская 'Тойота", которая в 1928 году еще и не существовала, в тоАнгличанин Малколм Кэмпбелл достиг скорости 330 км/ч, побив прошлогодний мировой автомобильный рекорд Сигрэва в 324 километра.время как в "Дженерал моторе" уже вошли почти все его крупные подразделения: "Шевроле", "Олдсмобил", "Бюик", "Понтиак" и "Кадиллак". В 1925 году концерн приобрел известную английскую фирму "Воксхолл", а в 1931-м купил немецкие заводы "Адам Опель". Марка "Воксхолл", к сожалению, утратила былую славу - под этим именем теперь продают в Англии машины "Опель". 1928 год ознаменовался важным для американского автомобилестроения событием - слиянием фирм "Крайслер" и "Додж". Эти марки до сих пор присутствуют на рынке. Много в то время было фирм в Америке, некоторые вошли в историю, о других не найти сведений ив солидных изданиях: "Оберн", "Чандлер", "Дюрант", "Фалькон-Найт", "Франклин", "Гарднер", "Грэгем-Пэйдж", "Гудзон-Эссекс", "Гэпмобил", "Джордан", "Мармон", "Мун", "Рио"... список можно продолжить. Вряд ли кто подозревал, что вскоре на Западе разразится один из самых разрушительных экономических кризисов и далеко не все фирмы его переживут. Некоторые исчезнут позже - в пятидесятых, шестидесятых, семидесятых. А останутся только три: "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер". Ну, а что в Европе? По выпуску машин она отставала от США, но не по разнообразию моделей. В 1928 году состоялся Парижский автосалон, на котором показали свою продукцию все именитые фирмы. Среди них французские "Делонэ-Бельвилль", "Панар-Левассор", "Вуазен", английские "Роллс-Ройс", "Дэймлер", "Санбим", немецкие "Мерседес", "Опель", "Адлер", бельгийская "Ми-156ЗР 4/98 Старом Свете был "Ситроен". Теперь он слился со своим бывшим конкурентом "Пежо". Однако и это не помогло удерПропаганда "Автожаться наверху. Сейчас больше всего дора" на московских улицах. машин в Европе выпускает концерн "Фольксваген" - в то время он еще не существовал. А нынешний автогигант "Опель" не постеснялся тогда просто скопировать "Ситроен". Состоялся даже судебный процесс о нарушении авторских прав. Сегодня трудно представить, что такая солидная фирма могла заниматься пиратством. Увы, 1928 год не явил миру выдающихся автомобилей. Они родились или раньше, или позже. Например, в 1927-м появились упоминавшийся "Форд-А" и нерва", швейцаро-испано-французская класса. Автор репортажа пишет, что они "Мерседес-SSK" (его, кстати, до сих пор "Испано-Сюиза" и многие другие. Увы, захватывают рынок. "По Парижу, точно копируют мелкие фирмы), а в 1929 году только четыре из перечисленных марок тараканы, бегают врассыпную "Амиль- - легендарные американские "монстры" дожили до наших дней, причем "Даймкары". Их кузова сделаны из фанеры и "Kopfl-L29", "Дюзенберг-J" и английский лер" теперь лишь вариация на тему алюминия. Они напоминают детские ко"Морган-Супер Спорт". Из моделей 1928 года исследова"Ягуара". Все это были машины высоколяски и развивают скорость до ста килого класса и довольно дорогие. Автор метров в час". И далее: "Быть может, сатели иногда упоминают "Линкольн-У8". "Форд" приобрел фирму "Линкольн" репортажа из Парижа Борис Кушнер мая замечательная из всех европейских пишет: "Одна из лучших в мире машин машин, это - чехословацкая "Татра", маеще в 1922 году, но сохранил ее назва"Роллс-Ройс", но "Испано-Сюиза" - лучленькая, четырехместная и четырехние - это гарантировало лучшую проше..." Действительно, ее делали на засильная. Мотор ее снабжен жабрами дажу престижных моделей. Дело в том, каз для предля воздуш- что "Форд" в умах покупателей ассоциВВОЗИТЬ ЛИ НЛМ ПОДЕРЖАННЫЕ МАШИНЫ? ного охлажировался с дешевым ширпотребом. зидентов, . ны, — фант, который о£пв Торговая марка "Линкольн" существует Ашортясшжегкж* королей и Греет об'жмлясг оАвтодения". Ярордтгн t/мш миллионами ее Ж*ЖФ яожьржмжяяхк мшMtikrnn. миллионеН едо до сих пор. "Линкольн-У8" не стал выВелг ст*ие билмшча nun А Мы Чеетпа никли машин, пролаео ров, причем паление,воспроияяодим >по utf рогие автодающейся моделью, но был очень элечтобы показать на1-лыт тортацами Генеряльна! "пне* саг" Корпорации Моторав, нх яа вручную. На мобили дегантен, и представители высшего свеiH unused каждый эклали в то та его оценили. Статья тов. Н. Осинского вызвала Время идет и воздает каждому по земпляр тратили много время "Опель", английряд оживленных откликов читатезаслугам. Хотелось бы знать, какие из лей. Большинство авторов писем времени, использоваский "Моррис", немецполностью присоединяются к предли дорогие материалы. кий Таномаг" и другие, машин нынешнего, 1998 года будут ложениям тов. Н. Осинского "Ввозить!". В эти огромные, как но самым массовым в вспоминать через 70 лет. автобус, машины можно было войти не сгибаясь, однако немалая длина придавала им довольно стремительный вид. Из всех "королевских" автомобилей это были самые королевские. Ныне к таковым можно причислить лишь "Роллс-Ройс" и его двойника под маркой "Бентли" - их также делают вручную. Для "Роллс-Ройса", однако, сегодня наступили тяжелые времена - фирму продают. Однажды она уже была на краю пропасти, но вступилось правительство Великобритании и "Ройс" остался английским, поскольку эта марка - один из символов страны, где традиции чтут особо. Сейчас же о своей готовности купить предприятие заявили аж три немецких концерна. Посмотрим, как развернутся соПассажиры такси расплачи бытия. ваются за проезд. В то время из общей массы автомобилей уже выделилась группа небольших, недорогих машин для среднего5ЛЗР 4/98157