104
105
ЭКСПЕРТИЗАУ мен."ЕДЕТ КРЫША"Сегодня предстоит "держать экзамен" крышкам датчика-распределителя ВАЗ-2108, 2109. И не только "обычным", но и более оригинальным - прозрачным.Александр БУДКИНСегодня прозрачные крышки изготовляют многие. На некоторых изделиях красуются эмблемы наших известных заводов, которые ничего подобного раньше не делали. Между тем попытки добиться от продавцов в магазине копии сертификата на их товар вызывают характерную реакцию времен социализма: не нравится - не берите. А когда в наши руки попала прозрачная крышка импортного производства, да еще в фирменной упаковке, мы решили, что обойти стороной эту тему просто нельзя. Итак, в наших испытаниях принимают участие пять образцов крышек: московского завода АТЭ-2 (бело-серая непрозрачная) - фото 1, крышка неизвестного отечественного производителя (белая) фото 2, крышка итальянской фирмы KW (черная непрозрачная) - фото 3, крышка неизвестного отечественного производителя (прозрачная) - фото 4 и, наконец, прозрачная крышка из Германии (изготовитель "Ауто-Колекс") - фото 5. Все купленные нами в московских магазинах образцы стоят 25-35 рублей. ВНЕШНИЙ ОСМОТР Видимые недостатки были обнаружены у двух из пяти крышек: прозрачная отечественная имела трещину на одном из металлических контактов (так называемый дефект арматуры), а у белой отечественной (неизвестного изготовителя) на внутренней поверхности просматривался шов после литья (по ГОСТу этого быть не должно). Черная "итальянка" поначалу тоже заставила нас усомниться в ее безукоризненности: арматура выполнена не из латуни, а из некоего сплава, похоже, алюминиевого, с защитным покрытием. Сможет ли она выдержать агрессивную среду? Забегая вперед, скажем, что сомнения наши были напрасными. По результатам внешнего осмотра специалисты сделали свои выводы о применяемых материалах (табл. 1). ПРОВЕРКА НА ПРОБОЙ Испытания проводились при двух значениях напряжения, первое из которых (25 кВ) соответствует минимальным требованиям работоспособности крышек и включено в требования ГОСТа, а второе (35 кВ) определяет наличие необходимого запаса прочности и по опыту крупных отечественных заводов должно проводиться всегда. Только после такой дополнительной проверки можно быть уверенным, что независимо от технологических отклонений при изготовлении и от условий эксплуатации требуемые 25 кВ любая произвольно взятая крышка непременно выдержит. Первую часть "электрического" экзаменаПробой между четвертым и центральным электродами в прозрачной крышке немецкого образца.испытуемые образцы сдали успешно. А вот проверку напряжением 35 кВ выдержали не все крышки - прозрачная немецкая "дрогнула" уже при 26 кВ. Пробой произошел между четвертым и центральным электродами (см. фото внизу). БЕНЗО- И МАСЛОСТОЙКОСТЬ Этот тест провалили сразу обе прозрачные крышки. Применяемые при их изготовлении материалы типа поликарбонат или полиацеталий под воздействием бензина и трансформаторного масла покрываются микротрещинами. Последние в дальнейшем прогрессируют и приводят либо к разрушению, либо к заметному снижению изолирующих свойств и последующему пробою. Но и это еще не все. Отечественная прозрачная крышка "села в галошу" со своими контактами: они оказались из алюминиевого сплава, покрашенного под латунь. Краска под действием агрессивной среды облезла, и металл начал чернеть. Такое окисление арматуры в реальной эксплуатации приведет к "свариванию" этих контактов с клеммами высоковольтных проводов ик ухудшению электропроводимости соединения. Рано или поздно менять придется и крышку, и высоковольтные провода. СТОЙКОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ ТЕМПЕРАТУР Образцы нагревали до +100°С, выдерживали при этой температуре в течение двух часов, охлаждали до -40°С и снова выдерживали два часа, а затем опять нагревали и снова охлаждали - всего 10 циклов. Результат испытаний: обе прозрачные крышки покрылись микротрещинами - испытаний не выдержали.104ЗР 4/98 СПОСОБНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ГОРЕНИЮ Тест состоит в следующем: крышку поджигают внешним источником пламени (можно использовать обычную зажигалку) и смотрят, потухнет образец или нет. Если он продолжает устойчиво гореть - использовать крышку нельзя. Такое требование есть не во всех странах, но для России оно весьма принципиально. Связано это совсем не с тем, что у нас любят копаться под капотом с сигаретой в зубах, а с другим. В условиях плохих дорог и традиционного нашего разгильдяйства "соскакивание" высоковольтного провода с распределителя вполне реально. При этом провод может остаться висеть на резиновом наконечнике, а затем (при определенной величине образовавшегося в цепи воздушного промежутка) между двумя случайно расчлененными контактами по поверхности крышки будет проходить искра. В старых, контактных системах зажигания особых проблем в этой связи не возникало, а вот в бесконтактной системе с более высокой энергией разряда соскочивший контакт при известных условиях способен воспламенить "горючую" крышку. Результат - пожар под капотом. Случаи возгорания негодных крышек датчика-распределителя на ВАЗ-2108, 2109 уже наблюдались. Выдержали наш тест на "негорючесть" не все крышки: подкачала черная итальянская. По-видимому, у итальянцев нет такого требования к этим изделиям. Полные результаты наших испытаний показали (табл. 2), что обе прозрачные крышки, как российская, так и немецкая, непригодны по крайней мере по двум параметрам, тогда как "обычные" в основном справились с поставленными задачами. Исключение - горючесть черной итальянской крышки, но за этот прокол, как мы объяснили, упрекать следует не тех, кто их делает, а тех, кто продает в России. Обращаем внимание на то, что большинство "негорючих" стеклонаполненных $ материалов имеет белый или бело-серый цвет и именно белые крышки оказались единственными, безупречно прошедшими наши испытания. Закончить рассказ хочется на приятной ноте: сопоставление "обычных" отечественных крышек и их импортных конкурентов за ту же цену внушает определенный оптимизм:качественную продукцию отечественная промышленч, •-. ность выпускать может ив нынешнем состязании с иностранными конкурентами вышла победительницей.Таблица 1 Результаты внешнего осмотра, масса и размеры крышек Образец № 1 Отечеств. прозрачная № 2 Импорт. прозрачная № 3 Импортн. черная № 4 Отечеств. белая №5АТЭ-2 бело-серая • Указан предположительно шов после литья норма Внешний вид Дефект арматуры норма Масса, г Размеры Материал корпус' контакты Алюм. сплав Латунь Алюм. сплав Латунь № 1 Отечеств. прозрачная № 2 Импортн. прозрачная № 3 Импортн. черная № 4 Отечеств. Латунь белая № 5 АТЭ-2 бело-серая Образец Результаты испытаний крышек Дополнит. Электр прочность электр. прочн. Агрессивная среда при 25 кВ при 35 кВ Цикличность изменений температурыТаблица 2Негорючесть90 90 90нормаТипа поликарбонатнорма"Лексан" или "Изоталь"+ + + + ++---+ +-норманорма"Валокс-420" или аналог105 110норма"Целанекс-2360" или "Валокс-466" "КрастинХМВ 793Г+ + ++ + ++ + +ЗР 4/98+ +105норма