100
101
ЕШ/ШМИ,ЗЛОДЕЙКА С НАКЛЕЙКОЙШокирующие результаты нашей экспертизы тормозных жидкостей.Николай КОЖЕВНИКОВ никто не контролирует - производством по добного рода жидкостей, оказывается, может заняться каждый Никаких требований ГОСТа на них не сушествует, лишь технические услови-сам . . з ЛвтеяЯСоАр ^ м ЯКю ТУ иЭксплуатационные жидкости для автомобиля - товар расхожий и отнюдь не дешевый. Значит, велик соблазн у мошенников подделать их и погреть на этом руки. О фальшивых маслах мы уже писали (см. ЗР, 1997, № 11). А что залито в яркие бутылки с этикетками 'Тормозная жидкость"? По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной аварий в связи с отказом тормозов может быть кипение жидкости в гидроприводе - следствие ее перегрева при длительном и интенсивном торможении. Между тем бурлят в цилиндрах и трубочках, как правило, не истинные тормозные жидкости, а их суррогаты, назвать которые "Росой", "Невой" и прочей "тормозухой" язык не поворачивается. В таких подделках много агрессивных, а потому и опасных веществ. Они вызывают сильное разбухание резиновых манжет, коррозию, вследствие чего поршни подклинивают в рабочих цилиндрах тормозов, колодки не отходят от дисков и постепенно раскаляются. Через пару часов езды такая жидкость в перегретых суппортах закипает, образуя пузырьки пара. Теперь давить на тормоз бесполезно - пузырьки легко сжиполучив | У ифдрт - Л ЦЩ|1Я им. можно маются, педаль упирается в пол и автомо-J смело pjBieaffeJ буЖлки что угодно и пробиль движется почти без замедления. -.' даватьЛРгикеткяи "Щмрзная жидкость". Иногда все обходится благополучно xofl Шш подпольных цеводителю удается затормозить двигателем или "ручником". Случается, что кто-то, купив смертельное зелье, не воспользовался им, обнаружив, что приобретенная жидкость, к примеру, замерзла в бутылке. Но такое бывает не часто. Еще каких-нибудь десять лет назад, покупая тормозную жидкость (далее ТЖ), мы были абсолютно уверены в ее надежности. В продажу поступало только то, что одобрено автозаводами, то есть прошедшее комплекс лабораторных, стендовых и эксплуатационных испытаний. Ныне все иначе: подделкам несть числа. Потребность нашего внутреннего рынка в ТЖ достигает 10 000 тонн в год (любой ремонт хов к ответственное тормозной системы требует в среднем РФ) за "выпуск товар пол-литра жидкости на прокачку привода). требованиям безопасное™ Поэтому и выпускают их сегодня все, кому теоретически. Для этого нужно не лень - оптовые торговцы платят бользафиксировать аварию с жертвами иль шие деньги - по 1500 долларов за тонну. страдавшими, во-вторых, доказать что - -а Как это ни удивительно, но в отличие, произошла из-за закипевшей ТЖ и вскажем, от производителей продуктов питатретьих, разыскать и изобличить ее изготония или лекарств, тех, кто поставляет ТЖ, вителя. Согласитесь, непростая задача,ч,Жидкостям ведущих мировых производителей "Бритиш Петролеум" и STP можно доверять.са" от "Капролактаиа", но в ! таких же флаконах может быть и смертельная подделка.содержимое одно, этикетки разные. Приемлемы для использования, но с ежегодной заменой на свежую.ш/J1 роса 4 FLUIP Ой»учитьлетах, в автомобили не ставят, а суррогаты разливают совсем не там, где производят. Чтобы выяснить истинное положение дел, журнал решил провести испытание ТЖ нескольких производителей. К работе привлекли специалистов четырех самых авторитетных в этой области организа-ций. Владимирское НПП "Макромер" (в разных торговых партий могут несколько прошлом НПО "Полимерсинтез") - разраразличаться по качеству, то не исключено, ботчика лучшей отечественной ТЖ "Роса": что и жидкости 4и6 не будут в ряде случаОАО "Капролактам" (из Дзержинска Нижеев отвечать требованиям DOT-3 по темпегородской области) - гиганта химиндуст- ратуре кипения в увлажненном состоянии. рии (он поставляет ТЖ на конвейеры авЗалив такую ТЖ в гидропривод автомобитозаводов); лабораторию ГСМ ВАЗа (она ля, можно быть уверенным в надежности выносит окончательный вердикт о пригодтормозов в лучшем случае в течение года. ности тех или иных материалов для своих Ездить дальше без ее замены рискованно: ^Автомобилей) и, разумеется, НАМИ-ХИМ. .,постепенно поглощая влагу из воздуха, % J y £ p yr испытаний решили ограничить жидкость насыщается водой и температура ее кипения стремительно падает. Кстати, образование паровой фазы, то есть пузырьков газа, в ТЖ начинается за 20-25° до достижения температуры кипения. А это начит, что если цилиндры суппортов на!ются до 120°С (например, после серии енсивных торможений), то уже недалеи до "провала" педали. ТЖ солидных изводителей (образцы 1,2 и 3), имея заот 13 до 33°С по отношению даже к !гим нормам DOT-4, надежны при люш возможных отклонениях по качеству. Испытания показали, что жидкости об:цов 4,5,6 и7 - это подделки фирменной ТЖ: основу настоящей "Росы" - полностью |ртными жидкостями ис синтетический продукт "Лапрол" - произвокой "РвИ5Щш1^тс^х'авльше все- дит только "Капролактам", и только ему лок. Образцы для экспертизы по- предоставлено право использовать товарц е магазинах и на рынках. Данные ный знак "Роса". "Левые" же производители ДюмДисследований некоторых из просто смешивают относительно дешевые ведены в таблице В нижней ее ча- компоненты, похожие на настоящие, полутребования международных станчая некую единую жидкость, близкую по дартов ктж . ^Ш —— свойствам к устаревшей "Неве", и продают видим, международному классу ее под разными названиями в зависимости безопасности DOT-4 удовлетворяют лишь от места сбыта. В одной области популяробразцы 1. 2 и 3. Жидкости образцов 4и6 нее "Роса", в другой - "Нева"... едва-едва укладываются в уже устаревшие нормы DOT-3, а образцы 5и7 не соответствуют даже им. Если учесть, что ТЖ из Про образец 8 - разговор особый. Это вообще лишь имитация ТЖ, применение которой в гидроприводе смертельно опасно. Какие-то предприимчивые деляги, не попавшие пока в поле зрения компетентных органов, достали этиленгликоль (основу антифризов) и, разбавив его водой, разлили в капролактамовские флаконы, предназначенные для "Росы", - раздобыть фирменную тару в Дзержинске не проблема. Массовое воровство в России, увы, традиция. Подведем итоги. Если у вас динамичная машина и соответствующий стиль езды, надежнее всего покупать ТЖ именитых западных фирм: ВР, ELF, Shell, STP и др. и только в магазинах официальных дилеров. Иного способа не нарваться на подделку, увы, нет. Стоят такие жидкости от 25 до 50 руб. за пол-литра. Из отечественных только "Роса ДОТ-4" производства ОАО "Капролактам" прошла всесторонние испытания, и только она ныне допущена к применению на автомобилях ВАЗ. "Роса" дешевле импортных ТЖ - от 7 до 15 руб. за пол-литровый флакон.Д|нныо лабораторных иопытмий ТЖ№ Название Производитель, адрес Место покупки Состав Температура кипения жидкости, 'С свежая Вязкость при -40°С. мм2/сб/у(вода-3.5%;1 23Brake fluid DOT-4 BrakefluidDOT4 "РосаДОТ-4"ВР, Англия STP.CUJAМагазин дилера ВР Торговый дом 'За рулем"-' Лапрол-251В + присадки Смесь гликолевых эфироз262 262169 168 170 1411008 1384 1072ОАО "Капролактам", Магазин при заводе Дзержинск "Капролактам" Магазин, Москва2632534"Rosa"Тепах", Латвия5 678"Роса" "Роса" "Роса" "РосаДОТ-4" подделка под "Капролактам"Рязань "Стесмол", Гродно Минск НеизвестенРынок, Москва ТожеТоже ,, „247 236 22В 152139 144 1491656 при-34°С кристаллизуется„„Магазин. Москва„„Этиленгликоль 90%. вода 10%-Требования междунар одных стандартов по классу безопасности ' Нет данныхDOT-3 DOT-4>205 >230>140 >155<1500 <1800ЗР 4/98101