252
253
КАК ЗТО ДЕЛАЕТСЯколотили ышвоК такому выводу пришел наш корреспондент, побывавший на заводах "Перфект СёкУ^".ми. Поршни воспринимают огромное давление раскаленных газов и передают его через поршневые пальцы и шатуны на коленчатый вал двигателя. Чтобы попусту его (давление) не терять, а значит, не уменьшать и без того невысокий КПД двигателя, и придумана такая конструкция. Изнашиваясь, гильзы цилиндров со временем теряют свою идеальную геометрию, деформиуются при монтаже и затяжке шпилекТак выглядит оригинальная упаковка от "PC" (фото слева вверху).Любому автомобильному двигателю, если только это не музейный экспонат, со временем нужен ремонт, к примеру, замена поршневых колец. Есть над чем призадуматься хозяину. Ведь сегодня можно купить любые кольца: дешевые - для "предпродажной" подготовки автомобиля, подороже - для себя. Но попадаются еще третьи-; вообще никуда не годные - явная гюддел&а под изделия уважаемых компаний^как отличить фирму от "фирм^С? ' Среди мировых лидеров производ-__ ства поршневых колец один иЗ ведущих - компания "Перфект Сёкл" JPerfect Circle - совершенное, правильноК&ольцо), входящая в американскую корпорацию "Дана" (Dana Corporation). Вначале несколько слов о самой компании. Первое упоминание в летописи восходит к далекому 1895 году, когда появились автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а с ними и потребность в запасных частях. Тогда же Чарльз Тетор и заложил первый камень в здание будущей империи по производству комплектующих для альтернативы гужевой тяги. Сегодня, спустя сто лет, "Перфект Сёкл" (далее - "PC") ежегодно выпускает 450 миллионов поршневых колец полутора тысяч типоразмеров. Этого достаточно для двадцати миллионов двигателей! А еще поршни, гильзы, маслосъемные колпачки клапанов и другие комплектующие. Свою продукцию компания поставляет на конвейеры таких китов автомобиль-Завод "Технопарк" в Пуасси, Франция.ной промышленности, как "Форд", "Ска- головки блока (рис. 1). Кольца должны ния", "Рено", СААБ, ИВЕКО, "Пв-***^ постоянно прижиматься к столь слож"Опель", "Вольво", "Ситроен", "Ауди ному профилю и повторять его, поэто"Фольксваген", БМВ. Замечена она и ~му им необходима подвижность. И если двигателях формулы 1, авто говорит о гильзы и головку блока омывает охла• многом. \ ждающая жидкость, то тепло от порш. N На долю европейского падразделе- ней отводят, в основном, эти же кольца ния .компании имеющего заводы во Кроме того, они соскребщтт со стенок Франции и Германии, приходился 70 цилиндров излишки MacJW. \ миллионов колей размером oTJj0i*flo Чтобы успешно .выполнять !рвою 160 миллиметров, то есть пм ^ ^ ч ески работу, кольца должны плотно приледля любого двигателя., ^f^ гать к стенкам цилиндров. Но,."(шк изШ\€ довелось побжать на одном вестно, абсолютной герметичйожи доиз заводов, - а их " компании более биться здесь нельзя. Поэтому С незнаУ тридцати в одиннадцати странах мира, чительным (до 1%) прорывом газа из - и своими глазами увидеть, как рождакамеры сгорания в картер приходится мириться. При большем падает мощется совершенство. Поршневые кольца - весьма ответность двигателя. К тому же изношенственные детали двигателя. От их соные кольца сильнее нагреваются, терястояния во многом зависят мощность, ют упругость, хуже прижимаются к крутящий момент, экономичность, да и стенкам цилиндра, а значит, еще хуже сама возможностЪчцботы мотора. Ототводят тепло от поршня. Теперь совсюда и чрезвычайновьТОКие требовасем уж недалеко до перегрева и разрушения поршня, а значит - до капитальния к их конструкции и качеству. Технари знают, а гуманитариям наного ремонта двигателя. Поэтому кольпомним, что поршневые кольца - это ца работоспособны до тех пор, пока лабиринтное уплотнение камеры сгораобеспечивают надежное газоуплотнения с подвижными упругими элемента- ние силой своей упругости.252ЗР 4/98£=МРис. 1. Ремонтные поршневые кольца "PC" Ready fit со снятой верхней фаской могут устанавливаться в изношенные цилиндры без снятия ступеньки: а - обычное кольцо; б - кольцо Ready fit. двигателей, нужны и такие. Но все без исключения проходят притирку в специальных притирочных гильзах с добавлением абразивной пудры. После каждой операции кольца поступают на конАдским условиям д^боты в совреВерхн^ег' компрессионное, например, троль - метрологический и визуальменных двигателях (высокие температрудится в условиях полусухого треный. В самом конце технологической тура, давление, скорость скольжения ния, и, поскольку оно контактирует с цепочки - клеймение, выходной контпо гильзе, вибрация и агрессивная срепламенем из камеры сгорания, ему осороль и упаковка. Но о ней чуть позже. да) в полной мере могут соответство- бенно жарко. Поэтому здесь нужен чуРазумеется, столь трудоемкая прогун, в структуре которого есть шародукция не может быть дешевой. Зато видный графит. Такой лучшерротиво- немало аготников ее подделывать, используя примитивные и очень "обходстоит износу. ^ ^ На металлургическом заводе метоные" технологии. Самозваные тезки дом центробежноф литья получают именитых фиэм обычно не утруждают трубчатые заготовки для будущих ко^ е ^ я даже ёггочности копирования упалец. Этот способ дает необходимую ковки" Воядаервых, для них это непомерструктуру отливки^ на^олее экономино дорого Во-вторых, на свете пока чен. Нарезанные исламски заготовки хватает растяп, готовых купить "фирпоступают на завод no|LuHeBbix колец, му", завернутую хоть в кулек из газеты. где и превращаются в Лотовые издеПриятно, конечно, когда марка налия. Сначала торцы дискЬв шлифуют столько общепризнанна, что ее имя до номинального размера на специальнарасхват. Но очень накладно. Не прином автомате. Затем, кочуя от станка к jrfhan никаких мер, заслуженную доб нну| станку, кольцо постепенно обретает^рую репутацию вмиг раст ешь е*>ь. Поээна свойства согласно своему назначению. тому компания была вын^щена пойти В отличие от подделок, обычно нана смену стиля упаковки. Теперь'это не резаемых из цилиндрической, трубы просто тара, но и надеж^^г защита (так дешевле), пакет дисков обтачиваимени: плотный белый Картон, тиснеют по копиру, чтобы придать,им строго ная надпись, гргц^рамма - все на высзаданную овальную форщ^После вышем уровне. Сами кольца дополнительРис. 2. Такова наглядная картина износа цилинрезания замка устан'овленное^^и- но упакованы в герметичные бумажные дра. Поэтому к кольцам предъявляется требование "адаптируемости" (то есть они должны линдр двигателя кольцо должно прижипакетики. Да, такая коробочка сама по хорошо прилегать к стенкам цилиндров, несмоматься к стенкам определенным обрасебе стоит денег, но приходится идти тря на их деформацию и неравномерный износ). зом - в зоне замка сил^иёе. Так оно на эти расходы - имя дороже. Ведь ее вать лишь кольца, выполненные из выдольше прослужит. Дальше nyj-и колецу -лозунг: "Мы ищем лучший путь". И, в отсококачественных материалов и по сорасходятся - каждому нужна своя об- личие от некоторых, у нее это получаответствующим технологиям. А это доработка. Но ненадо)ко5' Встречаются ется. вольно сложно и дорого. Так, на завоони в цехе гальванического покрьит^ В этоммы убедились на собствендах "PC" для изготовления колец исхромом или на установке плазменного ном опы ^ Н а увядающую "шестерку" с пользуют около двадцати марок стали напыления молибдена-это высший пи- двигателем "1500" установили компи чугуна. Это вызвано различными трелотаж технологии, применяем^ не- лект чроршневых .колец "Рэди фит" бованиями к кольцам, предназначенмногими фирмами. (Re^Kty^fit) от "Рб". Подобрать нужные ным для работы на разных двигателях. Часть колец выпускается без по- оказалось несложно - есть каталог на Да и на одном моторе они разнятся. крытия - иногда, особенно при ремонте оусском языке и кольца для любых дви•^гателей ВДЗа. Износ цилиндров к этому времени составлял 0,09 мм. КлапаПлазма с молибденом ны и мяслосъемные'Колпачки'в норме. Порошок vXв газ-носитель Расходмасла - 150-200 см3/10Р км в зависимости от скорости. ^?г~*-~^ Сначала Никаких улучшений не почувствовали - двигатель ка>-«т1 масло/ так и продолжал, ни через 700-800 км пробега сизый дым^исчез, а Расход масла вернулся в нормуЧКольца прираРис. 3. Плазботались и, что называется, встали. А менное напымы сделали соответствующий вывод о ление молибдена значикачестве колец - настоящему "PC" тельно уменьОхладитель можно верить. шает потериОхладитель на трение и увеличивает срок службы колец.J сгяПитаниеГаз-носитель (азот)ЗР 4/98253