256
/ I' / Or tyМногие полагают, что кондиционер в автомобиле - своего рода холодильник. Это заблуждение.1JРасположение узлов и агрегатов кондиционера в автомобиле БМВ.Конденсор с вентиляторамисов и только через 30 минут в машине становится прохладно. Чтобы сократить это время в автомобиле с кондиционером, ввели рециркуляцию воздуха, то есть движение его по кругу в замкнутом пространстве - салоне - без обмена с окружающей средой. В автомобилях высокого класса создают режим "регулируемой рециркуляции", когда во избежание обеднения кислородом воздуха в салоне, вызывающего сонливость водителя, подмешивают наружный воздух. Автомобильный кондиционер, в отличие от системы отопления салона, не только понижает температуру, но и существенно снижает его влажность. Для этого охладитель (испаритель) кондиционера и радиатор отопителя располагают последовательно друг за другом. Воздух, поступающий в салон, проходит сначала через охладитель и теряет влагу подсушивается, а потом нагревается в радиаторе отопителя до желаемой температуры. Вот и выходит, что в зимнее время оба устройства - отопитель и кондиционер - работают одновременно. Благодаря этому в сырую ненастную погоду, когда идет мокрый снег или льет дождь, а за окном - минус или плюс три градуса, в салоне автомобиля тепло и сухо, чистые стекла! Между тем, многие водители зимой вообще не включают кондиционер, берегут его ресурс. Это ошибка. Многолетний опыт и наблюдения показывают, что эффективность кондиционера падает через два года эксплуатации автомобиля, а если вы его не включали зимой - то уже на следующий сезон. Дело в том, что каждые два года или после 40-50 тысяч километров пробега автокондиционер теряет до 200 граммов фреона. Он очень текуч, удержать его в системе сложно: иногда, как привидение, проходит даже сквозь стенки трубок, блуждая по лабиринтам кристаллической решетки металлов, несмотря на их внешнюю высокотехнологичную заводскую защиту. Более того, фреон, ускользая из системы, увлекает за собой и холодильное масло для смазкиЕвгений СЕРДЮК Кондиционер в автомобиле наших соотечественников - пока редкость. Недостаток опыта общения с этим кажущимся простым агрегатом часто влечет ошибки, порой с печальными последствиями. Кондиционер - устройство довольно сложное и поэтому несколько капризное. В каком-то приближении его даже можно сравнить с живым организмом: сердце это компрессор, ресивер-осушитель печень, конденсор - легкие, нагнетающие магистрали - аорты и артерии, а всасывающие - вены (см. рис.). Капризничает он, к слову, чаще всего из-за погоды. Домашний холодильник стоит себе в теплой, сухой квартире и ему, кроме своевременной уборки, ничего не нужно.Другое дело холодильник-кондиционер в вашем авто. Задачи у него иные. Прежде всего, температуру он обязан понизить не на 12-15 градусов, как дома, а на все 40 или даже 50. Объясняю. Чтобы при температуре окружающего воздуха, скажем, 50 градусов в салоне вашего автомобиля было по крайней мере 20 градусов, нужно иметь температуру воздуха, выходящего из решеток панели приборов, около 1-3 градусов тепла (при нулевой или отрицательной обмораживаются трубки испарителя кондиционера, покрываясь снежной "шубой", сокращается проходное сечение для воздуха, мешая ему вступить в теплообмен напрямую с трубками испарителя). Но уже на расстоянии каких-нибудь 15 сантиметров от выхода из этих решеток воздух нагревается на 10-14 граду256ЗР 4/98