74
75
О стратегии корпорации и ее планах в России рассказывает глава представительства в СНГ Ок Ньен Ким.Последние несколько лет имя этой компании будоражит общественное мнение. Агрессивная политика "Дэу", ее активное вторжение на рынки европейских, а особенно восточноевропейских стран обратили на себя пристальное внимание. Заинтересованное - потенциальных потребителей, настороженное - конкурентов, нетерпеливое возможных партнеров. При этом все, и хулители, и хвалители, едины во мнении: "Дэу" - это серьезно. - Годовой оборот компании в 1997 году - 74 миллиарда долларов США. - говорит генеральный директор представительства корпорации 'Дэу" в СНГ господин Ок Ньен Ким. - Причем, эта цифра стремительно растет. Если в 1995 году оборот составлял 51,2 миллиарда долларов, то в 1998-м мы рассчитываем на 80 миллиардов Ив нем автомобилям принадлежит сегодня четвертая часть от общего объема продаж компании, но значение этой отрасли для "Дэу" становится все большим и большим. В Корее принято давать имена со значением. Иероглиф, обозначающий имя или название, обычно несет в себе какой-то смысл. Так, имя создателя "Дэу" - Ким У Джунга означает приблизительно "развитие, движение жизни во Вселенной", а название самой корпорации, вобравшей в себя часть имени основателя, - "Великая Вселенная". Может быть, в самом деле, имя - это судьба? И корпорация с таким названием действительно покорит Вселенную? - Это. конечно, шутка, но некоторая доля правды в ней есть. Мы называем это стратегией глобализации. В свое время было принято решение размещать производство, в том числе и сборку автомобилей, в других странах Сейчас кроме пяти автомобильных заводов в самой Южной Корее, "Дэу' имеет производственные мощности в Польше, Чехии. Румынии, Иране, Индии, Индонезии, Египте, Китае, Вьетнаме... Вероятно, многие россияне знают о том, как успешно осуществляется проект в Узбекистане, и о перспективах выпуска автомобилей "Дэу" на Украине (ЗАЗ). Глобализация тесно связана с другим: размещением производства комплектующих, использованием местного сырья и материалов, кадров (в том числе руководящих) в странах, где "Дэу" строит автозаводы. Кстати, жизнь подтверждает правильность выбранной нами стратегии. В разразившемся недавно азиатском финансовом кризисе компания Дэу" пострадала значительно меньше, чем многие другие фирмы региона. Потому что в 1997 году объем ее экспорта в южноазиатские страны составил 1.5 млрд. долларов США, в то время как общий объем достигал 15.1 млрд. долларов. Темпы "завоевания мира" удивляют. Скажем, в Польше на заводах "Дэу ФСО" в нынешнем году планируется выпустить 100 тысяч автомобилей, а к 2000 году вместе с новыми моделями 680 тысяч. В Узбекистане в 1998-м производство тоже должно достигнуть отметки в сто тысяч. Плюс сотни тысяч"Дэу" на Украине, плюс 120 тысяч - в Таганроге... Так, действительно, недалеко до тех дней, когда если не вся планета, то, по крайней мере, Евразия будет ездить на "Дэу". - К 2000 году мы планируем довести объемы производства автомобилей по всему миру до 2,5 миллиона. Это будут и легковые машины, и микроавтобусы, и грузовики, и джипы Недаром мы приобрели южнокорейскую фирму "Саньён", производящую недорогой и очень хорошего уровня вседорожник. Если же говорить о "завоеваниях", то здесь речь не идет о планете всей. Просто мы. возможно, немного раньше других компаний, "открыли новый перспективный рынок. С распадом СССР потребность в автомобилях в странах Восточной Европы сильно возросла Дело в том, что уровень жизни основной части населения здесь еще не очень высок. стало быть, у многих нет возможности приобрести недешевый новый зарубежный автомобиль. Мы же предлагаем другой путь: надежный, современный и недорогой автомобиль собрать внутри страны. Конечно, вкладывать средства в бывшие социалистические государства - это определенный риск. Но зато и перспективы! Мы подсчитали, что потребление новых автомобилей в этом регионе увеличится до конца века на 4.6 процента, и создаем этот рынок для себя. Кстати не только автомобильный: в странах Восточной Европы у "Дэу" более 20 других проектов. Пока только в Россию южнокорейская фирма не вложила средств. Завод "Красный Аксай" - стопроцентно российское предприятие. В Таганроге, на бывшем комбайновом заводе, строится сборочное производство автомобилей "Дэу", сварка и окраска кузовов, конвейер... И здесь нет инвестиций из Южной Кореи - предприятие принадлежит финансово-промышленной группе "Донинвест". А ведь, казалось бы, привлекательность проекта очевидна: выгодное расположение - рядом с морем, в промышленно развитом районе - наличие квалифицированной и дешевой рабочей силы. - В Таганрог мы отдаем наши новые модели. В нынешнем году начался выпуск "Леганзы", "Нубиры" и "Нубиры'-универсал, а в будущем к ним прибавится "Ланос". Правда, "Донинвест" приобрел право74ЗР 4/98Л производить эти модели под другими именами. "Леганза" станет "Кондором", "Нубира" - "Орионом", а "Ланос" получил название "Ассоль". С мая "Кондор" и "Орион" появятся в продаже. Цены на них, на наш взгляд, приемлемые для российского покупателя. Так что ив России "Дэу" все же несколько опережает других иностранных автопроизводителей. Что же касается более тесного сотрудничества, инвестиций в автомобильное производство, то это будет зависеть от ситуации в России и Южной Корее. Мы хорошо понимаем, что здесь очень перспективный рынок. Кстати, в Польше в прошлом году мы продали 130 тысяч "Дэу", а в России - всего около 20 тысяч. Есть к чему стремиться. Тем более, что обеспеченность автомобилями в вашей стране еще очень невелика, а уровень доходов населения начал расти, экономический спад, как утверждает российское правительство, преодолен. Следовательно, в скором времени может начаться бум автомобилизации... Господин Ок Ньен Ким осторожен в своих высказываниях о планах "Дэу" в России. Это понятно. На памяти у многих долгие переговоры с "АвтоВАЗом", закончившиеся для южнокорейской фирмы неудачей. "Дэу" обвиняли в том, что она требует для себя слишком много льгот, стремится нажиться за чужой счет. О подробностях тех переговоров корейцы вежливо умалчивают, сообщая лишь, что ихпредложения были выгодными для российской стороны. Что же касается льгот - вопрос решился сам собой. Правительство России, осознав, что без них ни один инвестор не будет вкладывать деньги в нашу автомобильную промышленность, создало благоприятные условия для сотрудничества в производстве автомобилей. Теперь, вероятно, и "Дэу" проще будет найти в России партнера и развернуть здесь выпуск своих автомобилей. - Истинные возможности многих российских автопредприятий скрыты. В лучшем положении ГАЗ и "АвтоВАЗ". Но иу них много проблем. В Южной Корее нет принципа все комплектующие производить на самом автозаводе. Поэтому существует жесткая конкуренция между производителями-смежниками автосборочных предприятий. Каждый делает свое дело и выигрывает лучший. У вас же - громадные, почти неуправляемые предприятия. Их работу сложно организовать, их очень дорого переоборудовать, для них нужны очень большие инвестиции. Впрочем, не хочу, чтобы у кого-то создалось впечатление, будто я ругаю российский автопром. Нет, в России возможно создать жизнеспособную. сильную автомобильную промышленность, активизировать действующие предприятия. И корпорация "Дэу" готова участвовать в этом процессе. Хотелось бы, чтобы наше автомобильное производство шагнуло, наконец, вперед, на новый, современный, качественный уровень. В конце концов, лет десять-пятнадцать назад и Южную Корею никто не рассматривал всерьез как автомобильную державу. А сегодня "южнокорейское чудо" смогло затмить "японское чудо" семидесятых. Значит, такое возможно? И целеустремленные, антастически работоспособные корейцы (у Ок Ньен Кима, как иу его сограждан, 12-14-часовой рабочий день в будни плюс до обеда в субботу) смогут помочь нам в этом?.. Кстати, еще немного о национальных особенностях. Когда в Корее рождается ребенок, считается, что его возраст равен уже году. То время, когда младенец еще не появился на свет, но его приход уже задуман или он живет в утробе матери, идет в счет. Не правда ли, мудро? Так вот, может быть, если пользоваться таким измерением, то и совместным российско-корейским автомобильным проектам счет времени открыт? Беседу вела Елена ВАРШАВСКАЯЗР 4/9875