170
171
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛПАМЯТНИК СТАРШЕМУ СЫНУИнтервью с потомственным подписчиком "За рулем".Максим ЮРЧЕНкО. Фото Александра Полунина и из семейного архива Дошловых Еще в 1928 году отец Олега Дошлова начал получать журнал - с самого начала его издания. В семейном архиве хранятся все номера "За рулем", и все они проштудированы от корки до корки. В этом мы убедились, когда читали ответы Дошлова на вопросы нашего юбилейного конкурса "70x70": каждый подтвержден первоисточником - ксерокопиями публикаций "За рулем" разных лет. Нынче вместе с отцом каждый очередной номер с нетерпением ждет Дошлов-младший - потомственный читатель (и наследник полного собрания подписок) журнала в третьем поколении. Профессор Иркутского государственного технического университета Олег Иванович Дошлов и школьник Иван Дошлов стали гостями редакции в канун 70-летия "За рулем". - Олег Иванович, надо полагать, в вашей семье не случайно интересуются именно автомобильным журналом? - Этот интерес - в генах. Мой дед, Иван Иванович, в начале века три года работал на заводах Форда, когда выезжал в США на стажировку. Отец, тоже Иван Иванович, по работе был связан с создававшейся в СССР авиапромышленностью. Ему по должности полагался служебный транспорт. Ездил на "Эмке", ГАЗ-67, ЗИС101, потом на "Победе, ЗИМе, "Волге" ГАЗ21... Сам я, можно сказать, родился в автомобиле. Впервые за руль сел в 11 лет. Первый мой инструктор - шофер служебной машины отца. Он "проехал" всю войну за баранкой - у него было чему поучиться. Первое мое пособие - "Книга юного водителя" (жаль, нынче такие не выпускаются). На "права" сдавал в 16, а с 18 лет буквально "живу" в автомобиле. В общей сложности проехал не меньше миллиона километров... - Как вы это подсчитали? - Суммировал показания спидометров всех своих машин: "Победы", перешедшей ко мне от отца, "21-й" "Волги" (она и сейчас в полном порядке), ГАЗ-31029 и "Нивы". В аварии не попадал, один раз в жизни заплатил штраф - при обгоне гаишной машины (плелась как черепаха), якобы наехал колесом на сплошную разделительную линию. Не уверен, что "совершил наезд" на самом деле... - С автомобилем и дорогой вас связывает только "генное влечение"? Или с ними сопряжены профессиональные интересы? - И даже более того. К сожалению... Много лет подряд я как ученый занимался промышленным использованием кремния в металлах. Сейчас уже можно говорить открыто: главным образом, трудился во славу нашей обороны и космоса. Но не только. Разработанная при моем участии технология используется в автопроме. Скажем, в каждом автомобиле "Жигули" около 40 килограммов "моего" кремния. Научная карьера успешно продвигалась в этом направлении. Но случай повернул судьбу.If 11Ш1Ш/"'***•** \» Ш • ' " ^ I ^ . ' г-*вк» --Щ ^^-^iJ»-;.-;'V^ " ^^Гости журнала "За рулем" Олег и Иван Олегович Дошловы.Мой старший сын Владислав работал директором крупного сибирского предприятия. Как и все в семье, "болел" автомобилями. Осуществил мечту - купил "джип". Возвращался с "обновкой" домой, за рулем сидел другой водитель - сын попросил его помочь перегнать машину. На подъезде к Иркутску "джип" лоб в лоб столкнулся с ЗИЛ-130... Как ни велико горе, но винить никого конкретно не вправе. На этом участИ. И. Дошлов-отец (на заднем сиденье ГАЗ-А). Ездил он и на "Додж 3/4" (на снимке стоит второй справа).170ЗР 4/98 ке дорога хоть и прямая как стрела, но экспертиза показала - полотно неровное, как принято говорить, "терка", осложненная подобием колеи. Из-за этого "джип" вынесло на встречную полосу... На этом участке на протяжении двух километров стоят восемь памятников. А скольким памятники не установили?.. С тех пор моя голова занята одним - сделать все возможное, чтобы дороги превратить в безопасные. - Понимаю ваш порыв, но проблема, знаете ли... О ней "За рулем" писал едва ли не в каждом номере со времени создания, над ней долгие годы бьются многие люди, по этому поводу принимались целевые государственные программы. Результат налицо... Или вы проповедуете принцип "и один в поле - воин"?.. Что-нибудь удалось сделать? - Представьте - да. Несколько лет назад организовал лабораторию, в которой занялись созданием нового асфальта. Многим невдомек, почему у нас только что проложенные дороги часто не выдерживают и года - словно с ними в поте лица поработали диверсанты. На самом деле, хватило всего одной "акции". В середине 50-х годов был принят государственный стандарт на состав асфальта, который выдерживает температуру всего до минус 12 градусов. Морозец чуть крепче делает его хрупким и ломким. Мы же, если коротко, разработали "рецепт" асфальта, способного держать "удары" морозов до минус 35 градусов. Превратить покрытие в долговечное способна сера и компаундные материалы. - Но ведь сера всегда была дефицитной...И. И. Дошлов-дед, поработавший у Форда. Олег Дошлов рад i- Правильно, была. Но с началом экономического кризиса этого еще недавно едва ли не стратегического сырья образовалось немыслимое количество. Запасы могильников будут расти - сера неизбежно образуется при переработке нефти. А мы веществу даем вторую жизнь. Стоимость одной тонны массы, обогащенной, считайте, бросовым сырьем, составит 300 с небольшим долларов. Для сравнения: по сообщениям из прессы, для реконструкции московской кольцевой автодороги столичное правительство платило финнам по 420 долларов за тонну... Власти Байкальского региона уже выделили 5 млн. рублей для строительства дорог первой и второй категории. Жду, когда проложат первые десятки километров. Для меня они станут памятником старшему сыну... В создании этого памятника есть доля заслуги и журнала "За рулем". В одном из номеров я нашел рекламу компаундных материалов - как раз тех, что искали, и термостойкой мастики для заливки швов и трещин в асфальте. - Что вы хотели бы чаще видеть в журнале? - Вы довольно много и толково пишете о взаимоотношениях водителей и автоинспекторов. Но хотелось бы, чтобы чаще вступались за живущих не в столице. В Москве ГАИ, насколько могу судить, болееменее корректная. Чем дальше в глубинку, тем "круче" беспредел. Я могу так судить потому, что дважды путешествовал из Иркутска до столицы и обратно. - Находит ли в журнале что-нибудь интересное для себя Иван Олегович? - Разумеется - информацию о мотоскутерах, об автомобилях-амфибиях. Сын рассматривает фотографии новых моделей, которые вы публикуете. Занятие, скажу вам, небесполезное. Ваня отличит хэтчбек от седана, "Жигули" от "Москвича", ему знакомы названия и многие эмблемы основных мировых фирм-производителей. Для его возраста это совсем недурно. Машину еще не водит - ноги не достают до педалей. Пока мотается на мопеде. Словом, уже "наш человек". За что журналу - спасибо. От всего сердца - с юбилеем, "За рулем"! Олег Иванович Дошлов стал одним из победителей конкурса "70x70". Ему вручен ценный приз редакции.ЗР 4/98171