282
ВТОРИЧНЫЙ РУКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТО СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯБорис ШИШМАРЕВ Наш опыт исследования ценовой информации позволил обнаружить некоторые любопытные тенденции на рынке подержанных автомобилей. О части из них мы писали в прошлых номерах "За рулем". Сегодня продолжим эту тему. По сравнению с 1996 годом более чем на 10 % увеличилось на вторичном рынке предложение отечественных автомобилей. Как и следовало ожидать, бесспорный лидер - ВАЗ, за ним ГАЗ и "Москвич" (диаграмма 1). Такое распределение вполне закономерно: ВАЗ и ГАЗ вот уже более трех лет наращивают выпуск автомобилей. Среди вазовских моделей на рынке больше всего предлагается переднеприводных автомобилей (диаграмма 2). Отметим увеличение количества "свежих" (3-4-летних) автомобилей, предлагаемых на продажу. Стало быть, улучшается финансовое положение людей и рынок приближается к реальным ценам на подержанные авто. Вообще можно сказать, что вторичный рынок отечественных машин достиг насыщения и стабилизировался. Резкого увеличения цены на автомобили б/у ожидать не приходится. Скорее, просматривается тенденция к ее уменьшению (по сравнению с 1996 годом цены упали в среднем на 2%). Предложение подержанных иномарок на российском автомобильном рынке возросло еще заметнее (по сравнению с 1996 годом более чем наполовину), причем за последний год и новых, относительно недорогих моделей. Выходит, через годдругой они пополнят вторичный рынок и составят конкуренцию привозным автомобилям. Анализируя изменение возраста подержанных «иностранцев», можно отметить: доля 5-8-летних автомобилей, по сравнению с 1996 годом, в общем объеме иномарок увеличилась на 10%. Иными словами, иномарки "помолодели", а значит, российские автомобилисты получили возможность приобретать лучшие машины, чем раньше. Если представить рынок в виде пирога, то доля различных марок в нем непостоянна и зависит от популярности той или иной модели на ее родине, смены модельного ряда фирмы (это отражается на рынке не сразу, а по истечении примерно трех лет), цены автомобиля и, конечно же, сложившегося имиджа марки у нас. Распределение рынка подержанных иномарок за 1996 1997 гг. показан на диаграмме 3. Она, как видите, подтверждает сказанное выше. Первые места занимают автомобили немецкого произ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ В водства - лидера европейского автомобилестроения, далее следуют японские модели и шведские "вольво". Интересно, что продукция заводов Франции и Италии, занимающих второе и третье места в Европе по количеству выпускаемых легковых автомобилей, у нас не слишком популярна. Видимо, сказывается недостаток информации об этих моделях. Таковы в самых общих чертах выводы из наших наблюдений. Возможно, у вас родятся собственные объяснения причин колебания предложений на рынке неновых машин. И, возможно, ваша догадка поможет сделать правильный выбор.1996 г.1997 г.llfl6,4 8,2 _ - « , 1 7 , 7 — -5,7 Москвич 4,8-ГАГ1996 г 1997 г11,5 о 10II.Опель БМВ Форд Мерседес Ауди Фольксваген Тойота МаздаW 2,93,42,8 "ВольвоНиссан282ЗР 4/98