250
251
шышимимышыштможет, подойти к Правилам "творчески"? Гаишника рядом не оказалось - нарушай! Если не пойман и не наказан, стало быть, и не виновен?! Есть еще правило "трех Д" "дай дорогу дураку". Какой же способ вождения предпочесть новичку? Ни один из названных. Изучение богатой литературы по этому вопросу не дает сколь-нибудь заметного эффекта: большинство книгАинспектором или при ДТП. К сожалению, функции Правил этим и исчерпываются. Изучение ПДД - необходимое, но, увы, недостаточное условие для уверенного и безопасного движения. Основное внимание нужно уделить правилам вождения. В отличие от ПДД, эти неписаные правила имеют свою специфику едва ли не для каждого населенного пункта. Те, кто соблюдает правила вождения (и, конечно,необходимости моментально принимать решения, а также незнания некоторых существующих в городе негласных "соглашений" между водителями частного, общественного транспорта и пешеходами, характерных только для Москвы. Ну ав деревне? Не удивляйтесь - тоже. Скажем, "максимальная скорость в населенном пункте" определяется не ПДД, а качеством дороги, пешеходы (а кое-где и стадо коров)Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить по принципу "делай как все"?Сергей УСКОВнаписано сухим языком учебника, объ/уПДД), ездят десятки лет без авар_ий емны и изобилуют формулами, выклад- f (кстати, этим и определяется хорошая ками с векторами физических сил, дей-,, сохранность машин 50-60-х годов ствующих на автомобиль при разгоне, путно замечу, что есть и такие, для которможении, на повороте, в заносе, а торых три аварии в год - не предел (автакже наукообразными рассуждениями тор знает и тех, и других). на эту тему. Я не знаю никого, кто науПравила вождения своеобразно чился бы грамотно ездить с помощью дополняют ПДД с учетом "исторически подобных пособий, а тем более освоил сложившихся" особенностей езды в приемы скоростного вождения, управконкретном населенном пункте, числяемого заноса и другие, позволяющие ленности его жителей, характера заподняться над средним водительским стройки и состояния дорог. Поясним уровнем. Чаще запоминаются простые это. Какие проблемы волнуют, скажем, и однозначные советы, которые кочуют автомобилиста-москвича? Пробки, в среде автолюбителей из поколения в соль, скоростной предел, люки колодпоколение. Многие также пользуются цев, расположенные на разных уровпримерами из собственного опыта, нях, обилие гаишников и дорогих иноиногда, впрочем, плачевного. Последмарок, бестолковая организация двинее часто происходит от нечеткого разжения в ряде мест, множество светоделения понятий, вынесенных в загофоров (иногда неработающих), знаков ловок. А это - важнейшее правило бези ситуаций, требующих знания ПДД в опасной езды. полном объеме. Итак, напомним: ПДД - это официЛегко понять, что для тех, кто альные правила движения транспортпроживает в деревне N, состоящей из ных средств, требования к их техничеста дворов, подобные проблемы проскому состоянию и комплектации. Они сто неведомы. Теперь представим, что едины на всей территории России, и житель этой деревни (допустим, хоронарушение их влечет административшо знающий ПДД) поедет к родственную ответственность. Правила необхоникам в Москву. А москвич (также не димо не просто изучить, но частично новичок) направится на отдых в эту выучить наизусть и обязательно иметь деревню. Вероятность попасть в авана борту, дабы аргументированно докарию у этих людей непременно возрасзывать свою правоту при конфликтах с тает. У первого - из-за обилия машин,уверены в своем приоритете, светофоры, как и гаишники, отсутствуют, а звуковые сигналы подавать не рекомендуется из-за того, что пугается скотина. Канализационных люков нет, но есть куры, которых можно ненароком передавить, а в невзрачной на вид лужице сядешь по самые мосты на полдня... В небольших городах и поселках свои правила вождения, в Чечне, говорят, свои... Описать их применительно ко всем городам и весям практически невозможно, а потому советуем начинающему автовладельцу изучить правила вождения той местности, где он собирается эксплуатировать машину. И, что не менее важно, оценить поведение своей машины во250ЗР 4/98 Qвсех режимах движения, в том числе и экстремальных. План действий может выглядеть так. После того, как получены "права", куплена и подготовлена к эксплуатации машина (статьи в ЗР, 1998, № 2, 3), можно приступить к вождению сначала в малолюдных местах, желательно на всякий случай с напарником. На заднем стекле приклейте знаки "70" в круге и "!" в треугольнике (можно самодель-%0>Шу lu^Jj^&x?ждый день на работу, только по выходне стоит двигяться_накатом в люным на дачу, раз в год к теще на блины бых условиях в период ~с ноября" гю или же частный извоз день и ночь). Желательно также определиться с вре- тормозите (кроме экстренных менными рамками езды (круглый год случаев) в два этапа: за 100-200 м до или только в летний сезон). Исходя из остановки нога переносится на педаль % тех или иных задач, можно "накатать" .^-тормоза, проверяя его работоспособопределенный маршрут, не стесняясьУнрсть, заодно вы задними фонарями выспрашиватьУ^бывалых" правила~во-« проинформируете следующего за вами ждения на нем, пути объезда в случае водителя о необходимости держать ди- CS-. пройок, расположение постов ГАИ и да- станцию. Непосредственно перед остаже больших ям. Особенно это актуальновкой производится однократное торно для жителей крупных городов и тех, можение (летом) или прерывистоеТзй^ кто часто ездит по маршруту го мой}; {#&р*сгг> ttb/^&te/J род-трасса-область. В деревнях и по \ - желательно дополнительно торселках основное внимание стоит уде-*^ мозить двигателем; • Шт Ааын/шщ/с лить безопасному проезду железнодо-'* - при торможеж^'бо"яШтельно рожных переездов. Проконсультируй--j смотрите в зеркало заднего вида; тесь со знакомыми автомобилистами, - при первых признаках неисправпо какой схеме работают шлагбаумы и j) ности машины включайте аварийную светофоры, поскольку таковая иногда < сигнализацию, потом разбирайтесь, в $ отличается_от_общепринятой,"установ-X чем дело; ленной в ПДД. -своевременно заменяйте лампочЕсли вы настолько уверены в себе, кив указателях поворота и стоп-сигначто решились эксплуатировать автомо-^ч лах; A tMj&n-vi^ ifo-ioftf , -в*ЦК"> ч т.»..биль круглый год, а не только летом, .^ - ветровое и заднее стекла, фары, его нужно подготовить к зиме (ЗР, J задние фонари и номерные знаки все1998, № 1, с. 174). Затем необходимоЧ^гда должны быть чистыми; оценить поведение машины во всех ре раз в один-два года меняйте дворники"; жим я *, ИПППТ1-. /\п экстремальных, разу - тот, кто намерен ездить круглый меется, в безопасном месте (лучше где нибудь на площадке или пустыре). В ЫУ год, должен заранее готовить машину к должны знать о своей машине все, что- . зиме, заменить резину, масло, подзабы она не преподнесла вам сюрпризов,Срядить аккумулятор, проверить исправиными словами, ее поведение в ваших ность 'дворников , печки" и т. д. руках должно быть полностью предска- > - не стесняйтесь сбавить скорость зуемо. И не бойтесь при этом поломок: "г вплоть ди молний остановкиг§сли у вас негодным комплектующим и узлам туда^ возникли проблемы с управлением ма-rv.ф ВОЖДЕНИЯЛ гсш <юш** сучить ные). Время, в течение которого начинающий переходит в разряд относительно опытных автолюбителей, определяется индивидуальными способностями и теми знаниями, которыми его "снабдили" учителя. В любом случае, пока вы не почувствуете уверенность' зТ^улем, выезд на дороги^общащ пользования крайне нежелателен. А до пробега в 4-6 тыс. км лучше все же ездить вдвоёмТпЗа небольшие расстояния (опять-таки в зависимости от ваших данных). Полностью освоившись с управлением, стоит определиться с возможными маршрутами поездок (например, каи дорога. Пусть лучше педаль тормоза "провалится" у вас на пустыре, чем в городе, когда на проезжую часть внезапно выбежит человек... В заключение несколько простых и легко запоминающихся советов, которые, что называется, переходят от отца к сыну. Итак: - по возможности никогда не двигайтесь за общественным транспортом в крайней правой полосе; -^гоняйт§_апл?йёДИ-1*йущее транспортное средство, только находясь в пределах полос для двТГжения в данном направлении (не выезжая на встречную полосу); ,*)/I^MfjJшиной (например, на скользкой дороге), работой отдельных ее систем (Пб г ' гасли фары, замерли "дворники") или вы просто потеряли ориентировку; - при каждом, пусть едва заметном маневре сообщайте об этом другим водителям (даже если их нет поблизости) указателями поворота; - с наступлением сумерек, при плохой видимости сразу же включайте ближний свет фар, даже если вам все хорошо видно и без него. Учите ПДД и не стесняйтесь спрашивать правила вождения у более опытных - это сбережет немало нервов, времени и... денег. ЗР 4/98Я251