170
171
172
АВТОЗАРУБЕЖЬЕЙЗИЯС> Г'•Лиif 5 ^7^>ipТРАНА БЕЗ ДОРОДНОЙ ПОЛИЦИИКогда едешь из аэропорта столицы страны Куала-Лумпура к центру города, первым делом ощущаешь, как глубоко заблуждался, полагая, что страшнее московских дорожных пробок зверя нет. Есть, уверяю вас. Двадцать километров пути за два часа, да еще не в час пик, а поздно вечером - вполне нормальное явление для столицы Малайзии. Но из задержек в дороге здесь никто не делает трагедии. Опоздания малайзийцы даже планируют, публика за рулем относится к ним философски. Причину ищите в особенностях национального характера - терпимости к чужим ошибкам. И в общем уровне культуры, сложившемся в период новейшей истории государства. Малайзия богатела за счет разумного и рационального использования своих природных ресурсов - нефти, олова, натурального каучука, пальмового масла. И, конечно, было бы несправедливо не добавить - за счет интеллекта. Процесс развития страны носил цивилизованный характер, так что прослойки выскочек, сколотивших состояния на жульничестве, не образовалось. Отсюда, полагаю, и поведение водителей на дороге. Никто привилегий не, требует - не ^ Ч » . вдет напрасный свет, м ЗЗ^ретендуя "* с°бстна проезжей части. Входит в положение: многие пешеходы - сами водители, а на "своих двоих" разгуливают потому, что так быстрее передвигаться по центральным улицам. Уровень автомобилизации в Малайзии, простите за тавтологию, - на уровне. Свою машину в городах(деревня в Азии - статья особая) имеет практически каждая вторая семья. И это при том, что автомобиль дорог. На импортные таможенная пошлина достигает 200 процентов. Но от этого "мерседесов" и "тойот" на улицах меньше не становится. Однако главное действующее лицо на дороге - это свой, малайзийский "Протон". Начинался национальный автомобиль так же, как во многих других страна". Первые "протоны" модели "Сага" всего какихто 14 лет назад до последнего винтика со-"Протон" - восходящая "звезда" малайзийского авторынка.венную исключительность, не превышает скорость и не распугивает пешеходов. О въезде на тротуар и речи нет. Мои рассказы о лихой езде в Москве слушатели воспринимали как небылицу-анекдот... Да и пешеход в Куала-Лумпуре не дразнит автовладельцев, не путается под колесамиФедерация Малайзия - государство в Юго-Восточной Азии. Расположено на полуострове Малакка и части острова Калимантан. Обрела независимость в 1957 году. Население - 20,2 млн. чел. (малайцы, китайцы, индийцы). По уровню социально-экономического развития входит в число "азиатских драконов".&^^J бирались из комплектов, присланных "Мицубиси". Ничего малайского, кроме названия, в машине не было. Сегодня, как утверждают авторитетные специалисты, различные модели "Протона", хотя и напоминают японские концепты, но национальны по "содержимому" и оригинальны по форме уже на 80-85 процентов. Что признает и сама "Мицубиси", вынужденная теперь конкурировать с "протонами" на рынках многих стран. Кстати, в России автомобиль из Юго-Восточной Азии впервые был представлен на Международном автосалоне в Москве и имел успех. Сейчас генеральный дистрибьютор "Протона" фирма "Вентус" приступила к регулярным поставкам малайзийского автомобиля в нашу страну. По цене и качеству он вполне сопоставим с европейскими и тем более с азиатскими машинами. Что уже доказано на весьма жестких рынках Великобритании и Австралии. Вот что еще бросается в глаза в Куала-Лумпуре - дороги везде разрыты. Нагоняют упущенное - идет их строительство и реконструкция. В годы, когда началась массовая автомобилизация, никому ив голову не пришло заняться модернизацией существующих дорог и строительством новых. Здесь произошло примерно то же, что ив Москве, где мы теперь расхлебываем последствия близорукой политики прежних "отцов" города. Но Куала-Лумпур отличается от российской столицы тем, что170 дажеУлицы без тротуаров. Но места всем хватает.Чистота автомобилей - показатель цивилизованности страны.ifв условиях финансового кризиса на дорожное строительство выделяются весьма крупные суммы. Работы ведутся качественно, быстро, аккуратно. Например, на целом ряде центральных (не таких уж и широких) улиц прямо по середине проезжей части тянут высокую эстакаду. И, представьте, никто движение здесь не перекрывает стройка занимает всего одну полосу. Обнесенная аккуратной изгородью, особых хлопот автомобилистам она не приносит. Водители-малайзийцы ездят, приходится признать, неважно в смысле мастерства вождения. Наверное, дает знать весьма либеральная система обучения и получения водительской лицензии, по-нашему - "прав". Весь курс занимает 21 час и стоит 550 ринггитов (около 140 долларов - минимальная зарплата местного бюджетника). Пять часов вы слушаете в полиции лекцию о правилах движения. После нее никаких экзаменов или тестов: прослушал - значит, знаешь. После чего наступает самое ответственное испытание практическое вождение. Вместе с инструктором нужно провести за рулем 16 часов. Как вам удобно: можно хоть все 16 откатать за один присест, можно за 4-5 раз обычно так и делают. Наездил, получил справочку - и вот тогда уж пожалуй в полицейский участок на тест. Знакомый офицер полиции сказал мне, что не может припомнить случая, когда соискатель лицензии не получил бы ее с первого раза. "Ну и что такого, что наехал на столб? философски заметил полицейский чин. Зато в следующий раз не наедет. И потом, вы, что ли, русские, никогда не ошибаетесь..." Возражать не стал. Понятно, почему многие малайзийцы на дороге грешат неаккуратной ездой.Теперь о самом поразительном: в Малайзии нет ничего похожего на нашу госавтоинспекцию или западную дорожную полицию. Таковая, как они сами считают, им просто не нужна. Полицейские выезжают на место дорожного происшествия только в случае, как говорится, "большой крови". Во всех остальных ДТП ее участники разбираются сами. Мне подробно рассказали, как это выглядит на практике. Например, вас ударили сбоку и сильно помяли крыло. Водители останавливаются, обмениваются мнениями по поводу случившегося и записывают госномера друг друга. После чего у каждого из них в распоряжении 24 часа: за это время в полицейский участок следует подать заявление с подписями обеих сторон с изложением деталей происшедшего. Важно вот что: та сторона, которая не удосужилась за отведенные сутки подписать заявление, автоматически признается виновной. Если есть два заявления ив них существуют расхождения, полиция производит разбор случившегося. Финансовые вопросы утрясают страховые компании. Не застраховать машину в Малайзии считается просто неприличным. В полиции больших городов есть специалисты-авторитеты по проблемам движения. К их помощи прибегают в трудных случаях, скажем, при грандиозных заторах в центре. И тогда они ловко и энергично направляют потоки транспорта по круговым маршрутам, мимо центральной части города, пока столпотворение не рассосется. Вообще, полицейского, занимающегося дорожными проблемами, вы встретите редко. Однако его присутствие вы быстро обнаружите, если припаркуете">автомобиль в нёполох<внном месте. В такой ситуацИг местный ^е^щ страж порядка не ' ^ станет подходить к вам и говорить нечто вроде: "Эй, парень, ну-ка валяй отсюда, здесь стоянки нет!" Полицейский терпеливо дождется момента, когда вы покинете машину и отправитесь по делам. Вот тогда-то настанет его час - на стекле вашего авто немедленно появится квитанция с уведомлением о штрафе. Оплачивают штрафы в Малайзии все: не платить - себе дороже. Но можете быть спокойны в другом: у полицейского не то что с языка не сорвется, но ив мыслях не возникнет подозрения, что ваш автомобиль с фальшивыми номерами. Подобного в стране попросту не бывает, равно как и угонов. Если вы наО платных дорогах. Местным властям ив страшном сне не приснится просто взять да и сделать бесплатную дорогу платной - сшибить деньгу, так сказать. Плату взимают за проезд только по заново построенным дорогам и только в том случае, если у нее есть бесплатный "дублер". Пусть не такой удобный и "быстроходный", но бесплатная альтернатива должна быть обязательно. По местным меркам, плата за пользо-Мерседесы" возят с ветерком.ночь оставили машину в глухом переулке, можете быть уверены, что никто не обшарит ваш "бардачок" и не снимет магнитолу. О колесах я уж не говорю. Два слова об уличных стоянках. Почти все они платные. Разве что у пятизвездного отеля (если вы постоялец или гость), у супермаркета вас встретит человек в ливрее, возьмет ключи и, выдав номерок, отгонит автомобиль на "ведомственную" бесплатную стоянку. Во всех других случаях следует платить от 2 до 4 ринггитов (0,5-1 доллар). Правда, собственными глазами видел стоянку в центре по 15 ринггитов за час. Но это, говорят, редкое исключение. Много парковок подземных, а также открытых многоэтажных, собранных из металлических конструкций. В одном из супермаркетов обнаружил стоянку, на которую заезжаешь по "винту" на крышу (6-й этаж) и уже оттуда своим ходом отправляешься вниз на эскалаторе за покупками. Но везде и всюду объявления у платных парковок предупреждают: ответственности за сохранность вашего автомобиля никто не несет. Полагайтесь только на свою страховую компанию и ни на кого больше Ну как у нас! Если б еще ставки наших страховых компаний были покЛрману...Пешеходов пропускают и без светофора.вание дорогами необременительна. Например, от столицы штата Селангор - городка Шах-Алам, где расположена штабквартира корпорации "Протон", - проезд до Куала-Лумпура (это примерно 30 км) стоит около 3 ринггитов. Процедура сбора денег на контрольных пунктах не тормозит движение. Автомобиль задерживается на КПП не более чем на 15 секунд: процесс отлажен до мелочей.Автостоянка в Куала-Лумпуре: кому-то досталась тень.И, наверное, самое сильное впечатление, ошеломляющее москвича. Ему очень непривычно, что, находясь в центре перегруженного транспортом города, обгоняешь не бензиновый перегар, а аромат тропических растений. Город зелен и благоухает до одури: пахнут цветущие деревья, пальмы, газоны, цветники, бесконечные парки и скверы... И приходишь к мысли, что автомобиль все-таки может ужиться с окружающей средой. Местные специалисты рассказали, почему здесь так. Во-первых, в стране отказались (точнее - запретили) эксплуатировать автомобили старше 10 лет. Во-вторых, "поголовно" оснастили машины нейтрализаторами. Не то чтобы вас хватают за горло и требуют их купить. Просто без оного автомобиль не приобретешь. Плюс качество бензина: кроме весьма чистого дизтоплива по цене 0,65 ринггита за литр, вы сможете залить в бак только два сорта - "Экстру" и "Супер". Других здесь не бывает. Их цена одинаковая - 1,15 ринггита (около 30 центов) за литр. Посмотрели бы московские власти на это буйство тропической зелени в самом центре автомобильного Вавилона здесь есть над чем задуматься...4*