•WMH.'fWВЕРНАЯ ПОДРУЖКА О первой подушке безопасности 1ет специ шшНиколайД-шртгШ'&т] ршшшДОБРЫНИН№шПо статист данным, на фронталЯ удары приходится бол половины всех столкнове ний автомобилей. Развитие подушек безопасности началось именно с организации дополнительной защиты водителя, а затем и пассажира при лобовом ударе. Уместно напомнить, что только в сочетании с ремнем безопасности "эйрбэг" обеспечивает эффективную защиту, уменьшает риск получить тяжелую травму. Многие зарубежные фирмы применяют подобные системы (ЗР, 1996, № 7). Дошла очередь и до наших машин. Первой и пока единственной ласточкой стала "Евро-Самара". В разработке, адаптации, освоении серийного производства системы надувной подушки безопасности для водителя приняли участие "АвтоВАЗ", немецкие фирмы "Евролада", ПАРС, МСТ, "Сименс" и другие. "Самара" с подушкой прошла полномасштабные испытания и получила сертификат соответствия международным требованиям безопасности. "...и подушки ждут ребят". Не все "евро-самары" могут похвастаться "эйрбэгом". Такие системы устанавливают в Финлян-аварии в ггые доли секунды подушка принимает рабочее положение и "ловит" водителя.дии, на заводе "Валмет" и в Германии, на фирме "Евролада" на машины комплектации GL (рассказ о них - см. ЗР, 1996, № 12). Подушка спрятана в массивной ступице рулевого колеса. На пластмассовой крышке - новая (овальная) вазовская эмблема и, естественно, надпись "AIRBAG"; в одной из спиц - контрольная лампа системы. Есть и незаметные отличия. По сравнению с обычным автомобилем здесь удлинен вал руля, изменены облицовочные кожухи, иными стали элементы крепления баранки. Вот, собственно, и все - сама подушка и компоненты системы собраны в одном месте - в рулевом колесе (подобные системы называются автономными). Что сюда входит? Во-первых, модуль подушки, то есть надувной мешок и газогенератор Во-вторых, блок управления иЗдесь, в ступице руля "живет" подушка. В правой нижней спице - контрольная лампа.диагностики - микропроцессор, электронный датчик столкновений, электронно-механический датчик безопасности и аварийный источник тока. В-третьих, контактная катушка в тыльной части руля. И наконец, контрольная лампа. Разберемся, как все это работает. При включении зажигания на тричетыре секунды загорается контрольная лампа, свидетельствуя об исправности системы. Погасла - все нормально. Во всех иных случаях красный огонек на руле говорит: с подушкой что-то не в порядке, нужна квалифицированная помощь. Это очень важно, запомните - любые работы по обслуживанию, ремонту, монтажу компонентов системы надувной подушки разрешено выполнять только специально подготовленному персоналу СТО (а то ка-а-ак стрельнет!). В движении блок управления постоянно анализирует сигналы электронного датчика столкновений, сравнивая реальные замедления и ускорения "Евро-Самары" с банком данных. Как только они превысят заданные пороговые значения (при лобовом ударе под углом до 30 градусов к продольной оси автомобиля), микропроцессор даст сигнал на запуск подушки. Его команда будет выполнена только при "согласии" второго, электромеханического датчика безопасности. Если сработали оба датчика - на воспла-ЗР 5/9861