94
95
ЭКСПЕРТИЗАО ПРИСАДКЕ - С ПРИСТРАСТИЕММожно ли улучшить моторное масло?Александр БУДКИНСегодня вряд ли найдется автомобилист. который ничего не слышал о всевозможных присадках, предназначенных для добавки в топливо или масло. Производители таких присадок обещают нам порой столь высокий эффект от их применения. что ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать. Однако производители моторных масел крайне скептически относятся ко всяким попыткам "улучшения" их товарной продукции - дескать, лукавство все это, хорошему маслу ничего не нужно. Кто из них ближе к истине - те, кто предлагает сделать своему двигателю подарок, или те, кто говорит "не пей. козленочком станешь"? Мы решили провести экспертизу известной присадки и начать свои рассказ о "подкапотной химии" с этого конкретного примера.проводился на "таксистах" в Нью-Йорке). Кроме того, выбранное нами масло должно присутствовать в списке препаратов, рекомендованных ВАЗом для применения на "жигулях" и "самарах". При этом желательно, чтобы эксперименты проводились на масле известной фирмы. Учитывая все перечисленные требования, пришлось ради чистоты эксперимента раскошелиться на масло Castrol GTX со следующими характеристиками: вязкость по SAE 15W40. класс качества по API - SG/CD. Комплекс испытаний, которые должно пройти чистое масло и масло с присадкой. предстояло определить специалистам 25го ГосНИИ МО РФ. С одной стороны, необходимо проверить обещания фирмы, с другой - выработать практические рекомендации по применению подобных присадок. В тесте использовались методы лабораторной оценки: они позволяют проверить основные эксплуатационные свойства, не прибегая к длительным и трудоемким испытаниям на двигателе. Например, многие параметры масла можно определить после его ускоренного каталитического окисления в течение трех часов притемпературе 2303С. Кроме того, проводились испытания на установке, моделирующей поведение масла (с присадкой и без нее) в двигателе: здесь определялось количество отложений на поршне. И наконец, для проверки антифрикционных и противоизносных свойств проводились опыты на специальной машине трения.Задача любой присадки - улучшить один или сразу несколько показателей масла. Есть присадки, которые повышают моющие или диспергирующие свойства масла, снижают его коррозионную активность, уменьшают потери на трение или износ (это не одно и то же), увеличивают индекс вязкости масла и т. д. Почти во всех случаях попытка улучшить одни показатели сопровождается пусть даже незначительным, но ухудшением других. Вопрос лишь в том. что улучшений должно быть больше, чем ухудшений. Выбирая химию для теста, мы остановились на присадке STP 4-cylinder Oil Treatment ("Присадка к маслу для 4-цилин« дровых двигателей") американской фирмы. STP. Она предназначена для двигателей cj пробегом более 50 тыс. км и, по данным' фирмы, должна расширять температурный диапазон работы масла, увеличивать его высокотемпературную вязкость, улучшать диспергирующие свойства (способность масла к растворению продуктов собственного окисления и частиц нагара), а также улучшать работу пар трения. Остается выбрать масло. Мы решили остановиться на минеральном масле группы качества SG - именно на нем испытывала присадку сама фирма (экспериментПервый из контролируемых показателей - кинематическая вязкость масла при 100СС. Поскольку присадка предназначена для двигателей с пробегом свыше 50 тыс. км. увеличение высокотемпературной вязкости на 16% - один из тех результатов. ради которого присадка и применяется. Но при этом возрастает и низкотемпературная вязкость(второй показатель в таблице). В нашем случае она возросла на 8,8%. В итоге температурный диапазон работы масла увеличился. Об этом свидетельствует третий показатель - класс вязкости по SAE. Исходное масло SAE 15W40 после добавления в него присадки превратилось в SAE 15W50. Здесь следует оговориться: повышение вязкости масла для старого двигателя, конечно, необходимо, но до определенного предела. гие специалисты склоняются к тому. что масло с высокотемпературной вязкостью "50" пригодно лишь для очень сильно изношенных отечественных двигателей. Для слабо- или реднеизношенных выше "40" лучше не использовать.94ЗР 5/98 Четвертый показатель в таблице - изменение вязкости при окислении В любом масле при его старении протекают два параллельных процесса: окисление масляной основы, приводящее к увеличению вязкости, и одновременное разрушение загущающих присадок, ведущее к снижению вязкости. В базовом масле два этих процесса уравновешивают друг друга, поэтому при окислении чистого масла его вязкость не изменилась. Добавив присадку. мы увеличили в масле дозу" загустителей. и теперь два указанных эффекта уже не компенсируют друг друга. Вывод: по мере срабатывания масла с присадкой вязкостные свойства постепенно возвращаются в исходное состояние (состояние масла без присадки). Подобный результат абсолютно закономерен и говорит лишь о том. что основные законы физики и химии никто пока не отменял. Пятый показатель - потеря массы свинцового образца - характеризует коррозионную активность масла. Из таблицы видно, что введение присадки повысило коррозионную активность в два раза - вот оборотная сторона медали. Но. по утверждению специалистов, проводивших испытания. даже вдвое завышенный показатель остается пока на безопасном для двигателя уровне. Опасной считается потеря свинцовым образцом 10 мг массы, а в нашем случае эта потеря составила 4 мг Шестой показатель - оптическая плотность - косвенно характеризует качество масла: чем он ниже, тем лучше. Повышение оптической плотности на 14% еще не говорит об ухудшении масла, но уже заставляет осторожнее относиться к избыточной концентрации присадки. Если сказано производителем добавлять 10% от общего количества масла, значит, столько и нужно добавлять. Здесь именно тот случай. когда кашу маслом можно испортить. Седьмой показатель - способность масла растворять продукты собственного окисления. В протоколе испытаний этотпараметр значился как отношение оптических плотностей, определяемых на синем и красном светофильтрах. Именно поэтому физическая размерность у параметра отсутствует. Увеличение этого показателя на 14.1% свидетельствует об улучшении способности растворять продукты окисления, иначе говоря, о способности масла долгое время не темнеть Показатель этот весьма важен - масло способно долго сохранять высокие эксплуатационные свойства. Следующий показатель в таблице способность масла растворять посторонние загрязнения - очень близок по смыслу к предыдущему. Ведь маслу действительно приходится растворять в себе не только продукты собственного окисления, но и частицы нагара, и продукты неполного сгорания топлива, попадающие в масло. Этот показатель при добавлении присадки ухудшается на 4%. Два последних из упомянутых выше параметров характеризуют так называемые диспергирующие свойства масла. Сопоставление 4-процентного ухудшения одного из них с 14-процентным улучшением другого позволяет говорить об общем улучшении диспергирующих свойств, но с оговоркой, что небольшой проигрыш по одной из двух составляющих нами все-таки обнаружен Девятый и десятый параметры характеризуют работу масла в парах трения (так называемые трибологические свойства). Износ образца из стали, очевидно, определяет противоизносные свойства масла. и здесь эффективность присадки оказалась наивысшей - 28.6%. Второй из этих двух показателей - прирост температуры в зоне трения - также улучшился, и весьма заметно - на 22.7%. Он косвенно характеризует величину коэффициента трения: чем меньше температура в зоне трения. тем меньше потери на трение. Следовательно. применение присадки позволит снизить потери, а значит, и расход топли-ва. правда, не на 22.7%. а на 2-3% при полной мощности двигателя или 3-5% на холостом ходу Но самый главный факт в таблицу не попал: если присадку добавлять в свежее масло, то к моменту выработки его ресурса количество отложений на поршне будет таким же. как и при работе на чистом масле. но вот в случае, когда присадка добавляется в отработавшее масло, чего по инструкции производителя делать нельзя, ситуация меняется: отработавшее масло с только что добавленной присадкой на 70% увеличивает число отложений на поршне по сравнению с отработавшим маслом без присадки Вывод: присадку нужно добавлять в масло при его замене или на первых двух тысячах километров В этом случае она даст положительный эффект и не вызовет пагубных последствии. Если же вы добавите присадку в масло после 8-10 тыс. км пробега, то тем самым не только ничего не выиграете, а. напротив испортите и без того уже выработавшее ресурс масло Объясняется это просто: пока масло свежее, оно легко растворяет в себе все компоненты добавляемой присадки. а отработав большую часть положенного срока, теряет многие свои возможности и уже не в состоянии впитать в себя ничего "лишнего".по&зтж тттВсякое лекарство, особенно сильнодействующее. не только лечит, но и дает побочный эффект. Есть он и при использовании присадок. Результаты нашей экспертизы помогли выработать некоторые полезные советы для тех. кто решится на применение присадки: не доливайте ее в масло, прошедшее более 2-3 тыс. км: всегда точно соблюдайте дозировку: будьте остооожны при использовании присадок. повышающих вязкость масла (на флаконе с такой присадкой в тексте промелькнет слово viscosity - вязкость). Такие присадки не следует доливать в масла с цифрой "50" в индексе вязкости (например. SAE 20W50) и. быть может, даже в сороковые (SAE 15W40). Имейте в виду, что эффект от применения присадки тем выше, чем дешевле масло, но "почувствовать" его. сидя за рулем, мягко говоря трудно: никакая присадка не сможет превратить "Жигули" в "Мерседес И еще: все вышесказанное относится к конкретной присадке. Не беремся утверждать. что действие других будет таким же. Редакция благодсюит 25-й ГосНИИ МО РФ за помощь в подготовке материала.Результаты испытаний присадки STP 4-cylinder Oil Treatment Контмлиоуемыи показатель Масло без присадки Кинематическая вязкость пои 100/С. мм< с Динамическая вязкость при -15'С Класс вязкости по SAE Изменение вязкости пои окислении. % Потеоя массы свинцового обоазца мг Оптическая плотность оти ez Способность оастворять пмдукть собственного окисления отн. ед Способность оастворять постооонние загрязнения сi Износ обоазца из стали, мм Примет темпеоатуоы в зоне трения. С 15.2С 2850 15W4C Масле с присадкой 17.64 3100 15W50 Изменение показателя. =с168.801.90.21-20 4.С0.24111 1414,17.1710.078,1680.054286443422'ЗР 5'9895