96
97
ПРОЦЕССУ НЕ ПОМЕХАг-Новыи-прибор-на-штатяом-щ^т^ не лишний ли? ^^нвдочка: два совсем коротеньких и один подлиннее. С установкой будут проблемы. поскольку "согласующий блок" просто так из салона под капот не протащить. Придется удлинять провода... У первого прибора в жгуте на один провод больше. Это объясняется различной "идеологией" разработчиков. В первом случае провода следует подключить до и после замка зажигания, а также к катушке зажигания и на корпус". Во втором случае подключаться после замка не нужно, поскольку через одну минуту после отключения двигателя прибор должен автоматически перейти в дежурный режим и отключить энергоемкий индикатор. Оба прибора умеют измерять время. Первый предлагает нам таймер на 9 часов 59 минут, а также часы с точностью хода 7св сутки. Второй сулит нам секундомер. который через 59 минут 59 секунд после пуска автоматически переходит в режим счета "часы/минуты" со сбросом на нуль через сутки. С часами дело обстоит хитрее. Их точность ±15 св сутки. но предусмотрена возможность коррекции хода. Для этого нужно замерить уход" часов за 10-20 суток, подсчитать по предлагаемой методике коэффициент коррекции и ввести в прибор его значение. Если у вас хватит на это терпения. то точность хода должна возрасти до 1 секунды в сутки. Измерение УЗСК тем и другим прибором особых трудностей не предвещает. (Впрочем, "Эксплорер" почему-то согласен заниматься этим только при частоте вращения не более 3500 об/мин). С вольтметром тоже все ясно. А вот с тахометром - не совсем... Вчитываемся в инструкции. Мультитроникс обещает нам индикацию числа оборотов на четырехразрядном дисплее с точностью 10 об/мин. Это означает, что последней высвечиваемой цифрой все время будет нуль. В "Эксплорере" до 1500 об/мин точность составляет те же 10 об/мин. причем на трехразрядном дисплее, а после 1500 - 50 об/мин. При этом прибор обнуляет последнюю цифру, оставляя в нашем распоряжении всего два разряда. Сначала испытали приборы в лабораторных условиях. В режиме вольтметра "Мультитроникс" и "Эксплорер" проявили себя хорошо, обеспечивая в диапазоне от 7 до 17 В реальную точность ±0.1 В. Единственную ошибку они выдалиМихаил КОЛОДОЧКИН.Фото Сергея ИвановоХорошо, когда работой спрятанных под капотом породистых лошадей управляет столь же породистая и надежная электроника. При пуске двигателя не надо топтать педаль газа и закрывать-открывать воздушную заслонку, а на ходу - прислушиваться к детонационным позвякиваниям в моторе... Если очень хочется приобщиться к микропроцессорной технике, оставаясь при этом небогатым владельцем Жигулей", такую возможность вам предоставят описанные ниже приборы. Перед нами два изделия (см. фото): цифровой автомобильный процессор Multitromcs-DD5 ("Мультитроникс") и микропроцессорный автоиндикатор Explorer Ex-70z ("Эксплорер"). Первое изделие выпускает московская фирма MULTITRONICS Co..Ltd. Второе, судя по множеству ошибок в англоязычном тексте на коробке, тоже "нашенское" (прямых упоминаний о производителе обнаружить не удалось). Оба прибора предназначены не для управления какими-либо системами, а только для пассивного контроля таких параметров, как частота вращения коленчатого вала, напряжение бортовой сети и угол замкнутого состояния контактов (УЗСК), а также для измерения времени. "Мультитроникс" можно ставить куда угодно, благо он рассчитан на моторы с числом цилиндров от 2 до 8. а также на систему со статическим распределением зажигания. А вот "Эксплорер" в этом смысле гораздо примитивнее: подавай ему четыре цилиндра с одной катушкой зажигания - и все... Основные характеристики приборов приведены в таблице. Терминология разработчиков сохранена.Пользоваться Мультитрониксом" и Эксплорером" смогут даже самые рьяные противники всяких электронных наворотов ". поскольку на живучести автомобиля их присутствие никак не скажется. Но будет ли от них реальная польза7 Стоимость каждого из приборов на момент покупки составляла в разных торговых точках от 160 до 250 рублей. при этом Мультитроникс повсюду был несколько дороже. Это примерно вдвое больше, чем широко распространенные электронные тахометры-вольтметры типа ТХ-310. Итак, что получит тот. кто согласен расстаться с указанной суммой? Начнем, как всегда, с внешнего вида. "Мультитроникс" гораздо миниатюрнее не только своего собрата, но и упомянутых тахометров-вольтметров. Инструкция рекомендует размещать его непосредственно на передней части приборной панели. Крепится он на "липучках", что позволяет спрятать его от любопытных взоров. Управление - всего одной кнопкой. Из прибора выходит длинный четырехпроводный жгут. Кстати, на задней стенке прибора есть отверстие, за которым скрыта кнопка сброса. Инструкция предписывает пользоваться ей при первом подключении, а также после снятия-установки аккумулятора и т. п. "Эксплорер" - это увеличенный вариант все того же тахометра-вольтметра. Крепится на клейкую подушечку (она на донышке прибора). Дизайн - простецкий. Вверху есть четыре кнопки, поверх которых приклеена табличка-шпаргалка. (Интересно. как ею пользоваться при движении?) Сзади выходит черный жгут, плавно переходящий примерно через полметра в пластмассовую деталь - "согласующий блок", из которой торчат три прово-96ЗР 5/98 при напряжении питания 7 В. техническими характеристиками не предусмотренном. Что ж. напряжение приборы измерять умеют Кстати, первый прибор имеет дисплей с красным свечением, а второй - с зеленым. Теперь проверим работу в режиме тахометра, подавая на входы процессоров сигналы с образцового генератора, имитирующего работу прерывателя. Контроль - электронным частотомером Проверку проводим в полосе частот от 15.5 до 330 Гц. что соответствует изменению частоты вращения коленвала от 465 до 9900 об/мин. "Мультитроникс с задачей справился. Первые три цифры дисплея представляли искомые обороты без всяких округлений результата во всем диапазоне изменения частоты входного сигнала Несколько подпортили впечатление показания прибора на 6000 и 7500 об/мин. но ив этом случае фактическая ошибка составила всего лишь 2.5%. Точность отличная. но зачем же было указывать в паспорте 10 об/мин7 "Эксплорер" выглядел скромнее. поскольку после полутора тысяч оборотов почему-то округлял показания до "сотен" вместо обещанных 50 об/мин Максимальная ошибка составила при этом 4.8% При резком изменении частоты оба прибора раздумывали примерно секунду. успевая высветить одно промежуточное значение. Честно говоря, это немного раздражает... Проверять на стенде работу таймеров и часов мы не стали, поскольку их реальная точность все равно проявится только в эксплуатации - в зависимости от изменений напряжения и температуры. То же относится к величине угла замкнутого состояния контактов, представляющей интерес лишь для автомобилей с контактной системой зажигания. Управление режимами работы осуществляется одной кнопкой на "Мультитрониксе" и комбинацией из четырех кнопок на "Эксплорере". Первый вариант явно удобнее и безопаснее, поскольку попытки заглянуть на ходу в шпаргалку и нащупать затем нужные кнопки могут закончиться в придорожном кювете. Яркость дисплея в "Мультитрониксе"регулируется автоматически. Это удобно. но. к сожалению, не позволяет отключить индикацию совсем Поэтому при ночной езде возможны неудобства.. "Эксплорер" оснащен кнопкой управления яркостью, на которой специально для англоязычной части населения России написано "Bright". Если вам удастся отыскать в темноте эту кнопку, то дисплей погаснет. Пора ставить приборы на автомобили. Основное здесь - протащить жгут из салона в подкапотное пространство. "Мультитроникс" протиснулся без особых трудностей, но тоненькие проводочки. торчащие из жгута, пришлось немного нарастить. "Эксплорер" "удлинили" заранее. В целом впечатление от обоих изделий таково: перед нами не просто очередные побрякушки, а настоящие приборы. превосходящие по точности штатное оборудование автомобиля, в том числе аналоговые вольтметры и тахометры Однако посредственное оформление подчас способно затмить собой неплохую электронную начинку.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИАВТОМОБИЛЬНЫХ Mu№tronics-DD 5 Назначение Прибор работает со всеми типами систем электромеханического и электронного зажигания. с одной или двумя катушками зажигания, включая систему с октан-корректором Режимы работы: цифровое измерение оборотов для 2-. 4-. 5-. 6- и 8-цилиндровых двигателей: контроль напряжения бортовой сети автомобиля: определение УЗСК для систем с механическим прерывателем: часы: таймер Напряжение питания +а...+1бв Диапазон измерения Тахометр - от 300 до 9990 об мин: вольтметр - от +8 до +16 В: УЗСК - от 0 до 90 Погрешности измерения Тахометр - ±10 об мин: вольтметр - ±0.1 В: УЗСК - ±1 : время - ±7 св сутки Потребляемый токВ рабочем режиме - не более 100 мА: при выключенном зажигании - не более 12 мА Входное сопротивление, к Ом Нет данных Диапазон рабочих температур, С Нет данных Дополнительные возможностиПРОЦЕССОРОВ Explorer Ex-70z НазначениеОперативный контроль за основными узлами автомобиля с 4-тактным 4-цилиндровым карбюраторным двигателем. Режимы работы: тахометр: вольтметр: часы с цифровой коррекцией точности хода: секундомер с промежуточным стартом: измерение УЗСК Напряжение питания •8.5...+16 ВТахометр - от 100 до 8000 об мин: вольтметр - от +8.5 до +16 В: УЗСК - от 10 до 80 Погрешности измерения Тахометр - в диапазоне до 1500 об мин - ±10 об мин. в диапазоне свыше 1500 об мин - ± 50 об мин: вольтметр - ±0.2 В: УЗСК - ±1 : время с коррекцией - ±1 секунда в сутки Потребляемый ток В рабочем режиме - не более 250 мА: в дежурном режиме - не более 35 мА Входное сопротивление, к Ом Не менее 50 Диапазон рабочих температур, С -25...+60 Дополнительные возможностиАвтоматическая регулировка яркости дисплея: последовательное переключение режимов одной кнопкой и индикацией названия режима: легкосъемная конструкция. позволяющая скрывать прибор от внешнего наблюдения Цена. руб. 200Возможность изменения яркости свечения индикаторов: автоматический переход в дежурный режим: через 1 минуту после отключения двигателя отключается индикация Цена, руб.Плюсы(ультитронихс-ооб". Малые габариты, приемлемая цена, высокая точность измерений, управление одной кнопкой, возможность установки практически на любые е I, легкосъемная конструкция. келлорер Ex-70z'. Приемлемая цена, неплохая точность измерений, возможность отключить дисплей, часы с подстройкой точности хода. Минусы 1ультитроникс-0Р5 Невозможность отключения дисплея, некорректно составленные технические характеристики (не указан диапазон рабочих температур, завышена ре-|ьная точность тахометра). ихсплорер Ex-70z". Неряшливо сделанный корпус, наличие согласующего блока, неудобные органы управления, ограниченное применение, не указана фирмэ-произвЗР 5'9897