НАУКАТребуя от пилотов честной игры, заправилы формулы 1 готовы менять правила после каждой гонки.Возле букмекерской конторы в английском провинциальном городке роптала недовольная толпа - около полусотни человек пришли, чтобы потребовать назад свои кровные. Накануне они поставили на пилота команды "Мак-Ларен" Дейвида Култарда. И надо ж было случиться, что за пару кругов до финиша Гран-При Австралии. открывавшего сезон-98. их уверенно лидировавший соотечественник демонстративно пропустил вперед своего партнера по команде - финна Мику Хаккинена! Разве это честные гонки, когда законный победитель "придерживает лошадь". умышленно отдавая победу преследователю?! Да на любом ипподроме такому жокею шею бы свернули! А в формуле 1. самых престижных автогонках на планете. выходит, каждый может вытворять все. что угодно! И ему сойдет с рук! Где же справедливость? Кое в чем заядлые игроки правы - в чемпионате мира формулы 1. где на смену романтикам автогонок давно пришли расчетливые коммерсанты, справедливость нынче в дефиците. Однако неразумно упускать из виду, что гонки - это не скачки. где каждый сам за себя, тогда как гонщики прежде всего блюдут командные интересы. В данном случае еще до старта было ясно, что "Мак-Ларен" сегодня может одолеть только другой точной такой же Мак-Ларен" - автомобили других командсоперниц проигрывали им по секунде иi112ЗР 5/98 больше на круге. Воевать друг с другом Култард и Хаккинен не хотели, да и не могли - им важно было обоим доехать до финиша, поэтому заключили джентльменское соглашение: выиграет тот, кто первым пройдет первый поворот. Никто и вообразить не мог. что спустя несколько дней на подобные тактические приемы, в прошлом абсолютно дозволенные, будет наложено строжайшее табу1 ФИА запретила пилотам отныне столь явно подыгрывать партнерам по команде. Если уж непременно хотите поменяться местами на трассе, то извольте бороться, иначе обоих дисквалифицируем. Владельцев команд настолько поразило такое. мягко говоря, неординарное решение, что они и протестовать особо не стали. Только плечами пожали. Будто никто и не задался вопросом: а как отныне определять. действительно ли гонщики сражались не на жизнь, а на смерть или просто мастерски - торможение "в пол", опасная близость двух машин - изобразили ВеликуюБитву' И где гарантия, что в случае такого обгона ФИА не расценит первый вариант как второй и не преминет наказать виновных? Похоже, ФИА эти вопросы не смущают. и понять Международную автомобильную федерацию можно. Ведь когда корабль идет ко дну, капитана больше заботит его спасение, нежели возможность неправильными действиями подмочить свою репутацию. Ведь он сам плывет на этом корабле! А в том, что формула 1и вправду терпит бедствие, после двух первых этапов австралийского и бразильского - мало кто сомневается. Что же за айсберг встал на пуГ" ти этого "Титаника"? Отчасти виновна сама ФИА. Реформы.Старт первой гонки сезона Тысячи зрителей напрасно ждут захватывающей борьбы.MELBOURNE MELBOURNEELBOURNE *&***Ш.«wнаправленные на уравнивание шансов участников чемпионата (ЗР. 1998. №4), не оправдали надежд. Скорости снизились. но не так сильно, как ожидалось. Гонки безопаснее не стали, поскольку автомобили утратили былую устойчивость, свидетельство тому - многочисленные аварии на трассе в Сан-Пауло. Лучшие машины. как и было во все времена, у команд с самыми большими бюджетами - "тиррелы" и "минарди" по-прежнему безнадежно отстают от "феррари" и "бенеттонов". Единственное, чего добились каждый обгон теперь связан с невероятным риском для гонщика. Даже "кругового" обойти - проблема. настолько ухудшилась for/nu/a 1 аэродинамика машин по сравнению с прошлогодними. Но все это не столь страшно. Главная беда, сваливI шаяся на головы чиновников-рефорПохоже, главным противником Хаккиматоров. - это, конена в борьбе за чемпионский титул в этом сезоне будет... ФИА нечно, "Мак-Ларен". Английская "конюшня", одна из богатейших в формуле 1 (по неофициальным данным, богаче ее только "Феррари". принадлежащая огромному ФИАТу). зимой построила фантастически быструю машину. В чем немалая заслуга^ ЦЩХ1И • ..U.illlffхера, которого считали главным фаворитом сезона. Гран-При Австралии закончился на шестом круге - загорелся мотор Феррари'.i*1'/• --?S-'Л:• *> *!. --it'*^"ада Щ^ • ' * * Один из главных виновников торжества "МакЛарена" - конструктор команды Эидриан Ньюи.шеф-конструктора команды Эйдриана Ньюи, перешедшего сюда из "Вильямса". И на вопрос о том, кому достанутся на исходе сезона чемпионские титулы, в сущности, ответить несложно. Успех "Мак-Ларена" в Австралии поначалу поспешили объяснить тем, что, дескать, на ее автомобилях стоит "хитрое" устройство управления тормозами. Спортивный директор "Феррари" Жан Тодт составил апелляцию, которую сочли нужным подписать многие другие владельцы команд. Напрасно шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис пытался доказать, что каждый шаг по созданию этой системы, дающей выигрыш, быть может, в две-три десятых секунды на круге, согласован с техническими комиссарами. Накануне Гран-При Бразилии использовать ее запретили. Надо полагать, абсолютно безосновательно, ибо сам президент ФИА Макс Мосли несколькими днями ранее признал: "Подобная конструкция в техническом регламенте не оговаривается - значит, ничего запрещенного в разработке "Мак-Ларена" нет". В пору вновь воскликнуть, где же справедливость?1 Даже четырехкратный чемпион Деивид Култард пропускает вперед Мику Хаккинена за два круга до финимира, ныне владелец команды Ален Прост ша. На самом видном месте - прямой стартне выдержал. "Это опасный прецедент, - финиш". сказал француз. - Некорректно после каждого нового раунда вносить изменения в Ведь победное шествие одной команды правила игры". "Мак-Ларен" предпочел не недопустимо - в формуле 1 должна быть вступать в бесполезную перепалку. А на борьба многих, иначе чемпионат рискует бразильском этапе Хаккинен и Култард на потерять не только зрителей, но и деньги машинах, оснащенных такими же тормозаспонсоров1 А ФИА в последние годы изми, что и другие, еще раз наголову разгрорядно поднаторела в науке "придержимили соперников. Единственными, кто не вать" слишком резвых лошадок - вспомниотстал от "мак-ларенов" на круг, были Мите сезон-94. когда Михаэля Шухаэль Шумахер и Александр Вурц. Да и то потому, что во второй половине гонки Мика и Дейвид откровенно берегли машины. Однако не стоит разочаровываться. Возможно, нынешний чемпионат будет ничуть не более скучным, чем предыдущие.ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ 9 марта, Мельбурн 58 кругов по 5302 м 1, М. Хаккинен (Финляндия, "Мак-Ларен-Мерседес") - 1:32.45,996; 2. Д Култард (Англия, "Мак-Ларен-Мерседес") - отставание 0,702; 3. Х.-Х. Френтцен (Германия, "Вильямс-Мекакром") - 1 круг; 4. Э. Ирвайн (Англия, "Феррари") - 1 круг; 5. Ж. Вильнев (Канада, "Вильямс-Мекакром") - 1 круг; 6. Д. Герберт (Англия, "Заубер-Петронас")- 1 круг. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ 29 марта, Интерлагос 71 круг по 4325 м 1. М. Хаккинен - 1:37.11,747; 2. Д. Култард - 1,102; 3. М. Шумахер (Германия, "Феррари") -1.00,550; 4. А. Вурц (Австрия, "Бенеттон-Мекакром") -1.07.453; 5. Х.-Х. Френтцен - 1 круг; 6. Дж. Физикелла (Италия, "Бенеттон-Мекакром") - 1 круг.махера дисквалифицировали на три гонки. или хотя бы превратившуюся в настоящий фарс концовку прошлого. В нынешнем уже приняты два решения, так или иначе затронувших интересы "Мак-Ларена". Последуют ли другие? Почти наверняка. Так что Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1 азартным игрокам, похоже, еще не раз придется требовать справедливости у заПоложение после двух этапов. Зачет пилотов: 1. М. Хаккинен - 20; 2. Д. Култард крытых дверей букмекерской конторы. И - 12; 3. Х.-Х. Френтцен - 5; 4. М. Шумахер - 4; 5-6, Э. Ирвайн, А. Вурц - по 3. Зачет конструкторов: 1. "Мак-Ларен" - 32: 2. "Вильяме" - 8; 3. "Феррари" - 7, 4. еще: на всякий случай не ставьте большие суммы на пилотов "Мак-Ларена'". "Бенеттон" - 4; 5. "Заубер" - 1.114ЗР 5/98