ЁМ.ттт.1Ш1ДНЫИ - ЗНАЧИТ НАДЕЖНЫЙВ заботливых руках даже старенький "жигуленок" - машина безотказная и долговечная.Андрей КОНСТАНТИНОВ Хорошо помню мартовский день 1986 года, когда мы отправились в техцентр на Варшавском шоссе столицы покупать "Жигули" ВАЗ-21013. Сейчас на одометре "тринадцатой" 241 000 км. За 12 лет автомобиль ни разу не подвел. Все ремонты - по мере выхода из строя той или иной детали. Двигатель не преподносит до сих пор никаких сюрпризов. Все показатели в норме - содержание СО, расход топлива и масла, устойчиво работает на всех режимах, отсутствуют посторонние шумы, никаких течей. В морозы заводится с первой попытки. С самого начала эксплуатации я взял за правило менять масло в двигателе через 5 тыс. км (а не через 10, как того требует инструкция) с обязательной промывкой системы и заменой масляного фильтра. Этому правилу следовал на протяжении всей жизни автомобиля - результаты говорят сами за себя. Позади 240 тысяч, но попрежнему работают родные цепь, распределительный вал, клапаны - все детали двигателя перечислять нет смысла. Менял только передний сальник и шкив на 132-й тысяче, задний сальник на 150-й, а также водяной насос на 235-й - в нем рассыпался подшипник. Наконечник натяжителя цепи удлинил после 200 тыс. км, когда потребовалось в очередной раз подтянуть цепь (лучше было бы заменить растянутую цепь - ред.). Наименее надежен оказался прерыватель-распределитель: первый пришлось заменить через 25 тысяч, следующий - через 75; последний раз на 150-й тысяче заменил площадку с контактной группой и подшипником. Все знают российские дороги и поэтому не удивятся, что основной расход запасных частей пришелся на ходовую часть. Менял подшипники передних ступиц, чаще - наружные. Серьезной "перетряски' ходовая часть и трансмиссия потребовали на 110-й тысяче, когда заменил подшипник полуоси, передние тормозные цилиндры, заднюю опору двигателя, резиновую муфту и промежуточную опору карданного вала, шаровые опоры, одну продольную штангу заднего моста. Еще менял крестовины, регулировал подшипник редуктора. Все это типовые неисправности "Жигулей", подтвердит любой их владелец. В сцеплении лишь один раз заменял ведомый диск - на 135-й тысяче (так и должно быть! - ред.). Вновь поставленный работает до сих пор. На 152-й тысяче подошла очередь системы выпуска: установил новые глушитель и приемную трубу. Машина не раз эксплуатировалась с перегрузкой, таскала на дачу за 150 км груженый прицеп, четверых-пятерых пассажиров в салоне, багажник с грузом на крыше. В таком упоминавшихся прерывателей-распределителей. Отработали свое и потребовали замены: втягивающее реле стартера из-за подгорания контактов, щетки генератора, реле-регулятор, причем родное РР-380 отработало 180 тыс. км, несколько лампочек, предохранителей, замок зажигания из-за выхода из строя механической части - запирающего устройства. Особой похвалы заслуживает кузов. В первый год эксплуатации ему немало досталось: страдали переднее крыло и ветровое стекло, задняя панель, крышка багажника, передняя правая дверь, заднее левое крыло. Но никогда кузов не красили полностью или "по пояс", только частями. На 200-й тысяче "наконец-то" прогнил пол у пассажирского сиденья. Коррозия съела кромки передних крыльев. Активно ржавеет низ дверей, почему-то только правых. Пороги, брызговики, лонжероны, задние крылья и большая часть пола, в том числе пол багажника, не имеют ни одного сквозного отверстия от коррозии, лишь недавно проступила ржавчина на рамке ветрового стекла. Сыграло роль то, что кузов ежегодно подвергался антикоррозионной обработке. Похоже, заводская покраска была выполнена с соблюдением всех технологических режимов. Увы, сегодня ВАЗ не может похвастать таким качеством кузовов. В нынешнем году машина успешно прошла очередной технический осмотр. Всю свою жизнь "тринадцатая" только своим ходом добиралась до места назначения, никогда не была "буксируемым транспортным средством" и не преподносила неприятных сюрпризов. Сейчас часто пишут об отечественных автомобилях с обоснованными претензиями к их техническому уровню и качеству. Похоже, "копейка" была тем истинно "народным автомобилем", который удовлетворял многих владельцев, показав себя надежной и качественной машиной.режиме "Жигули" работали ежегодно с марта по сентябрь, только зимой машине становилось полегче. Немудрено, что пружины подвески просели, потекли амортизаторы. Задние тормозные колодки потребовали замены на 70-й тысяче, затем на 150-й. Попутно обнаружил течь одного заднего тормозного цилиндра. Заменил оба цилиндра саморегулирующимися. Передние тормоза опять начали давать сбои в работе - пришлось ставить новые суппорты и тормозные диски. Электрооборудование оказалось достаточно надежным, за исключением уже194ЗР 5/98