пользования, более громоздки. Но позволяют непрерывно контролировать передаваемый на крепеж момент. Еще одно приемущество - высокая точность, в среднем ±2-3%. Впрочем, у американской компании "Снап-он" есть уникальный динамометрический ключ с погрешностью всего 1%. Ряд фирм предлагает универсальные мо-' J77T! J*VI ,5. Ключ с комбинированной шкалой под метрическую и американскую системы измерения момента. В короткой рукояти предусмотрено отверстие под удлинитель. Точность ±2%. 6. Простейший вариант ключа с аналоговой шкалой. Помимо трещотки возможна установка сменных головок с рожковыми и накидными ключами. Точность t6%. 7. Приспособление для измерения угла доворота. Цена деления 2°.дели с комбинированными шкалами как в метрической, так ив американской системах измерений (фото 5). Они особенно удобны, если вместо привычных килограммометров некая инструкция рекомендует затягивать крепеж с моментом, выраженным экзотической для нас размерностью, вроде фунтофутов. Среди зарубежных динамометрических ключей встречаются и относительно компактные. Габарит уменьшают за счет рукояти. Ее делают короткой, но в торце сверлят отверстие под удлинитель на случай, если потребуется развить значительное усилие. Еще один любопытный вариант упругий гнущийся корпус с жестко за крепленной на нем линейной шкалой и 13 СвоимиСиламистрелкой - меткой на отдельном кронштейне (фото 6). Подобные простейшие аналоговые ключи выпускают ив нашей стране. Всем они хороши - просты, дешевы, надежны, практически вечны (ломаться-то нечему). Но точность, увы, невысока - ±6% и ниже. Вершина модельного ряда серьезной инструментальной фирмы электронные динамометрические ключи. В них показания отображаются на цифровых жидкокристаллических дисплеях. Точность не ниже 1%. Кроме того, масса дополнительных функций: индикация момента в разных системах измерений, электронная память, с а мотестирование, встроенные часы с календарем, возможность передачи данных в персональный компьютер и прямой выход на печатающие устройства. Причем распечатываются порядковый номер операции, дата и время ее выполнения, номинальное и фактическое значение момента затяжки крепежа, а также различная дополнительная информация. Электронные ключи нужны для тестов и лабораторных исследований, высокоточных работ и случаев, когда требуется документирование. Шутки в сторону - иногда у механика это единственный шанс доказать, что колесо президентского лимузина было затянуто как следует... Разумеется, цена сверхсложных ключей под стать возможностям 1000 долларов и выше. Большинство фирм поставляют их в нашу страну только на заказ. В заключение расскажем еще об одной полезной штуковине. Ближайший родственник динамометрических ключей - устройства для доворота на угол (фото 7). Нынче некоторые инструкции по ремонту рекомендуют сначала затянуть крепеж определенным моментом, а потом еще и повернуть на фиксированный угол. Для этих целей и служат нехитрые приспособления с круглой шкалой. Их устанавливают между торцевой головкой и удлинителем или воротком. Вращая проградуированный корпус, выставляют 0°, а затем фиксируют его с помощью гибкой стойки с магнитом. Стрелка-указатель остается свободной и поворачивается вместе с торцевым ключом. Цена деления подобных устройств обычно составляет 2°, стоимость - от 100 до 200 долларов.БАЛАНС ПО-ПИТЕРСКИСанкт-петербургская фирма "СТОРМ", специализирующаяся на производстве станков для динамической балансировки колес, разработала и освоила серийный выпуск станков, оснащенных микропроцессором. Последняя модификация ЛС1-01М соответствует по основным параметрам мировому уровню. Процессор фирмы "Интел" (Intel) обеспечивает цифровую обработку сигналов, учитывая неизбежную погрешность механической части, а также индикацию на цифровом дисплее массы корректирующих грузов и мест их установки для обеих сторон колеса за один цикл измерений. Параметры колеса - диаметр и ширина диска задаются на клавиатуре, "дистанция" вводится автоматически при выдвижении специальной штанги. Центровка колес на шпинделе станка обеспечивается набором конусов и быстросъемной гайкой с двумя раздвижными сухарями. Станок позволяет балансировать колеса легковых автомобилей любых марок и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Для балансировки колес с дисками из легких сплавов предусмотрена специальная программа ALU, учитывающая различные схемы установки самоклеящихся грузов. Машина имеет программы самоконтроля и самокапибровки. Требуемую точность балансировки также за дают с клавиатуры. Станок прост и удобен, все детали, за исключением процессора, - отечественного производства. Стоимость станка ЛС1-01М и его модификаций значительно ниже зарубежных аналогов.Основные технические характеристики Точность балансировки - 1 г; допустимые параметры колес: диаметр диска - до 26 дюймов; ширина диска - 3-16 дюймов; максимальный диаметр колеса - до 800 мм; максимальная масса колеса - 65 кг. Масса станка 130 кг. Питание - 380 В, 50 Гц.ЗР 5/98215