Лш тттАлександр КРАСНОВ. Рисунок автора"ЭНВАЙРБАС-2000"У каждого государства есть (помимо герба и флага) свои символы. У России, например, Кремль, матрешка... А как представить Америку без статуи Свободы и Микки Мауса? Но нам интереснее другой американский символ школьный автобус. Представить себе улицы городов, пейзажи провинции, фильмы без этого героя просто невозможно. Ведь школьные автобусы - чисто американское изобретение.ЗР 5 98В проектировании нового автобуса "Энвайрбас-2000" принимали участие как научно-исследовательские институты, связанные с проблемами транспорта, энергетики. экологии и радиоэлектроники, так и сам изготовитель этих машин. Старейшая фирма "Блю берд" ("Синяя птица") - поныне крупнейший поставщик автобусов этого типа Задачи, стоявшие перед разработчиками, можно сгруппировать так: на первом месте - безопасность пассажиров и все, что с этим связано, на втором - защита окружающей среды (кстати, это видно из названия перспективного "школьника": Enviro - часть английского слова, в переводе означающего "окружающая среда") и, как ни обидно, на последнем месте - внешний вид вместе с технологичностью. Вот в таком порядке мы и расскажем о новинке. Сама область применения автобуса этого типа, принципы его эксплуатации предполагают особый подход к конструированию ходовой части, кузова и интерьера: ведь перевозить детей, подростков, студентов - совсем не то, что доставлять обыкновенных пассажиров, как мы с вами. Требуются особые меры безопасности при движении и особенно при посадке-высадке "молодой гвардии". Дети настолько импульсивны, что, даже находясь в группе и под присмотром, запросто могут выбежать на дорогу всамый неподходящий момент. Поэтому, помимо откидного знака "Стоп", на борту автобуса, за ветровым стеклом ив задней части новой машины появятся топографические 30-сантиметровые надписи, хорошо различимые даже в солнечную погоду. Автобус оснастят навигационной системой. которая, помимо полезных сведений для водителя (пробки, аварии, погода, объезды и т. д.). будет сообщать центральному диспетчеру местоположение "экипажа'", исключив простои при поломках, отказе радиосвязи или даже захвате автобуса злоумышленниками. В дополнение - особый радар, который постоянно контролирует расстояние до ближайшего автомобиля или другого объекта. Не совсем понятно, как себя будет вести эта система на переполненных городских улицах. Правда, в самых опасных ситуациях необходимая информация проецируется прямо перед водителем на верхнюю часть ветрового стекла, и он уже сам принимает решение. Ну а если авария все-таки произошла, то пассажиров, помимо штатной двери, эвакуируют через аварийную заднюю и четыре боковых окна, выдавливаемых как изнутри, так и снаружи. Эти окна обозначены световозвращающей пленкой фирмы ЗМ. Кроме того, задние колеса для безопасности закрыты легкосъемными кожухами. Теперь об охране окружающей среды. Срок службы подобного автобуса весьма велик, поэтому важно обеспечить стабильный уровень токсичности выхлопа. Эта проблема, похоже, решена. Двигатель фирмы "Джон Дир" работает на природном газе, а значит, стрелка обычного газоанализатора даже не шелохнется. Двигатель объемом 8,1 л развивает 184 кВт/250 л. с. и установлен в задней части автобуса. Четыре баллона со сжиженным газом расположены в самой безопасной зоне - между лонжеронами рамы в базе. Теперь об общей конструкции и стайлинге. Шасси - с обычной рамой. Такой автобус намного дешевле низкорамного, а три ступеньки молодые ножки легко преодолеют. Для детей-инвалидов будет специальное исполнение с лифтом. Кузов каркасномодульной конструкции - значит, проще делать автобусы разной длины, вплоть до разрешенных 45 футов. И рама, и кузов - оригинальные, разработка корпорации "Блю берд". Боковины и крыша - из металла, а бамперы, передняя и задняя панели - из пластика. Что касается внешнего вида, то желание стилистов и дизайнеров облагородить достопамятный "ящик" можно только приветствовать, но уж очень напоминает он теперь европейцев 70-х. Пропал тот неповторимый американский школьный автобус с его частоколом маленьких окошек, "лобовым" решением передка. О "школьности" напоминает лишь простой пересчет элементов: обилие зеркал, мигающие верхние цветные фонари, желто-черная окраска да крупная надпись SCHOOL BUS на "лбу".брезентовые шторки. Чтобы не усложнять конструкцию, вход-выход сделали только сзади. Получилась добротная, надежная и при этом дешевая машина. Постепенно автобус улучшался, повышался комфорт, но, самое главное, был четко определен потребитель. Сложившаяся к тому времени в США система подвоза школьников к учебным заведениям диктовала свои требования к транспорту, так что все усилия фирмы были направлены на улучшение именно школьного автобуса. Вехой в жизни фирмы стало посещение А. Л. Льюсом Парижского автосалона в 1948 году, где он впервые увидел шасси "Джи-ЭмСи" для автобусов вагонной компоновки (американец встретил-таки американца во Франции!). Эта конструкция его так поразила. что практически все последующие годы он работал над развитием именно этой категории автобусов. В 1952 году появилось шасси с нескромным названием Олл америкен" ("все по-американски"), а затем и автобусы вагонной компоновки. В 70-х годах были открыты сборочные заводы в Канаде и Гватемале, так что название постепенно оправдывалось. Сейчас в программе компании - несколько базовых школьных автобусов вагонной компоновки, о них и расскажем. Модель ТС/1000. Это. пожалуй, меньший брат в семействе. Благодаря относительно небольшой базе и расположенному в передней части двигателю автобус пользуется большой популярностью. Дело в том, что в штатном расписании небольших учебных заведений отсутствует должность водителя: за рулем сидят сами учителя в соответствии с графиком (конечно, допущенные к перевозке пассажиров). С маленьким автобусом, как понимаете, справиться легче (фото 2). Кроме того, высвободившееся пространство сзади позволило сделать подъемник для колясок детей-инвалидов. Рядная "шестерка" "Камминс" мощностью 180 л.с. и автоматическая коробка передач облегчают труд преподавателя-водителя. Следующий в гамме - ТС/2000, производство которого началось в 1987 году: он считается одним из лучших, наиболее безопасных автобусов в Северной Америке (фото 3). Дизельный двигатель с турбонаддувом мрщностью 190 л.с. обеспечивает хорошую динамику, а "автомат" - комфортную работу водителя. Как правило, такие большие автобусы принадлежат уже крупным транспортным компаниям, обслуживающим множество учебных заведений. В зависимости от компоновки и размеров, он может брать на борт до 84 пассажиров. И наконец, "Олл америкен" в двух исполнениях - RE (заднее расположение дви--*, ggSCMiBUSag,Сегодня корпорация "Блю берд" - одна из крупнейших североамериканских фирм. В ее программе есть автобусы всех категорий - от крошечного школьного до роскошного 45-футового дома на колесах. Одна программа "школьников" насчитывает больше десятка базовых вариантов, а уж модификаций не счесть. Мы остановимся лишь на вагонной компоновке школьных автобусов, покидающих сегодня ворота сборочных цехов. А для начала расскажем о самом первом... А. Л. Льюс поначалу был дилером автомобильной компании "Форд" на востоке США. Дела шли по-разному, и, чтобы обойти конкурентрв, в 1927 году он установил на грузовое шасси модели Т небольшой автобусный кузовок (фото 1). С этого момента и началась, собственно, история автобусной фирмы. Первенец имел деревянный каркас, обшитый листовой сталью. Застеклены были лишь окна вокруг водителя, а для всех остальных в непогоду по бокам опускались5. "Олл америкен FE"гателя - фото 4) и FE (переднее расположение двигателя - фото 5). Каркасная конструкция из стального листа, боковые отбойники по всей длине, дополнительные аварийные выходы, широкие двери, ярчайшая наружная "иллюминация", огромные зеркала внутри и снаружи, оригинальная прочная рама, грамотная компоновка узлов и агрегатов, радиосвязь и многое-многое другое... при длине до 45 футов (чуть более 13.5 метра). Вот так "школьник"! Кстати, на базе этих моделей выпускается специальный транспорт для полиции и перевозки заключенных. Встречаются "школьные автобусы" и у нас скажем, в Москве это основное средство доставки турецких строителей.ЗР 598т