128
129
130
ПУТЕШЕСТВИЯНА КРЫШЕПо дорогам сказочно богатой Швейцарии путешествуют не только миллионеры на "мерседесах" - бывает, и российский турист на "Таврии" заедет...Антон УТКИН. Фото автора и Сергея Иванова^^11Полюбоваться альпийскими красотами Швейцарии мечтает каждый, а уж тому, кто планирует европейский вояж на собственной машине, тем более не резон объезжать стороной этот живописный островок посреди "шенгенского пространства". К тому же нам, автомобилистам, получить швейцарскую визу проще - посольство не требует предъявить авиабилет до Цюриха или Женевы, если у вас есть "Зеленая карта" (страховка на машину). Но въездная шенгенская виза должна быть двукратной - без таковой покинуть "остров" можно только по воздуху. Рекомендовать читателям конкретные маршруты и места пребывания вряд ли уместно - купив путеводитель, каждый выберет то, что ему по вкусу и по средствам. Расскажу лишь, где побывал сам ио своих впечатлениях от "Конфедерации 23-х кантонов". ...Жаркий летний полдень, пограничный пункт Кьяссо между Италией и Швейцарией. Машины с российскими номерами здесь, видно, в диковинку - пограничники, выхватив меня из потока, учинили досмотр Пас-l^p^hШш.порт унесли минут на десять, а машину обыскали. Затем потребовали40 франков (165 руб.) за проезд по швейцарским автобанам - оплата не зависит от пробега и, наклеив на ветровое стекло специальный ярлык, можно ездить до конца года. Покончив с формальностями, я не мешкая тронулся в путь - до вечера нужно проехать около 150 км и где-то высоко в горах разыскать деревню Фальбелла - там у меня забронирована гостиница. А вот и первая бензоколонка. Хорошо, что утром не заправился в Италии здесь бензин почти на 20% дешевле. Неэтилированный "95-й" по 1,3 франка (5,5 руб.) за литр. Тут же перекусил и снова в дорогу - на север. Километров пятьдесят автобан идет по предгорьям, пересекает большое озеро Лугано, а затем начинаются настоящие горы. Один за другим пошпи тоннели, пробитые сквозь хребты. Широкие, освещенные, без встречного движения, эти грандиозные сооружения, и не снившиеся нашим дорожникам, избавляют от изнурительных подъемов и опасных спусков по серпантинам, экономя десятки часов и литров топлива. В общем, уже после второго тоннеля не жалко уплаченных сорока франков. Но ехать минут по пять где-то в глубине горы жутковато. Невольно думаешь: "А вдруг обвал? Спасатели пробьются нескоро, со всех сторон - километры камня". Надеюсь, я продержусь подольше - в машине десять литров питьевой воды, кипятильник на 12 вольт, запас сухих; супов и печенья...^'» После семикилометрового тоннеля Сан-Бернардино остались позади италоязычные районы Швейцарии, надписи на дорожных указателях стали немецкими, а трасса вновь нырнула вниз, в ущелье. Несмотря на скорость под сто, громады гор справа и слева кажутся неподвижными, и, утратив чувство расстояния, хочется опустить стекло, потрогать рукой отвесные скалистые стены и зеле-128ЗР 5/98 ЕВРОПЫные мохнатые склоны. И лишь усилием воли заставляешь себя вспомнить, что там, за окном, иной масштаб - расстояния выражены в километрах... Как ни приятно мчаться по автобану, но пора сворачивать и последние двадцать километров до гостиницы них, под сенью вековых елей - маленький дворец с вывеской "WC". Обычно наши туристы о таких заведениях рассказывают с упоением, не буду нарушать традицию. Представьте: дело к вечеру, вокруг ни души, а в домике горит свет, над умывальником кто-то заботливо зарядил пачкой одноразовых полотенец... А дальше пошли одна за другой курортные деревни. Вдоль дороги - гостиницы, рестораны, магазины, поля для гольфа, теннисные корты... И куда меня занесло с моей "Таврией", неужели здесь есть дешевые молодежные гостиницы? Но вот, наконец, Фальбелла иползти в гору по узкому серпантину. Температура Тосола" в радиаторе растет - приходится время от времени охлаждать двигатель, останавливаясь на площадках для отдыха. На одной изK блестят ^ i W ^ ^ x 4 фель и нержавейка, работают фотоэлементы, в никелированных дозаторах зеленый шампунь, а специальную кассетууказатель на югендхерберге", в которой у меня уже оплачено двое суток пребывания. Еще полкилометра в гору, и яу цели. Гостиница сейчас полупустая (основной сезон здесь - зимой), поэтому в четырехместном номере оказался один. За 20 долларов в сутки, включая завтрак (шведский стол) - недурно: значит, демократичная Швейцария радушна не только к богатым. Обустроившись, пошел осматривать окрестности. За гостиницей, наЗР 5/98129 склоне - огромный луг, с которого открывается идиллическая панорама долины. В центре деревни, как бы на дне огромной чаши из гор - озеро со скалистыми берегами и островами. По всей долине на разных уровнях разбросаны аккуратные домики, и над каждым - флаг Конфедерации с белым крестом. В общем, я попал в другой мир, где не только дома, деревья, луга находились "там, где надо", но и каждый камень был словно положен на траву рукой художника. И лишь когда совсем стемнело, я посмотрел вверх, на звезды, и вздохнул с облегчением - хоть здесь-то все как иу нас: Вега - в зените, Альтаир - на юге, Арктур - на западе. Даже трудолюбивые швейцарцы не могут сделать свое небо еще красивее... Пожив в горах, я отправился в Берн - там меня тоже ждала гостиница. По пути заехал в Вадуц - столицу Лихтенштейна (у этого княжества общие со Швейцарией визовый режим и валюта). Главную достопримечательность города - замок на горе, - осмотреть не удалось. Таблички на воротах гласят, что он приватизирован (еще лет триста назад), и туристы, забравшиеся на гору, уезжают несолоно хлебавши. Швейцария меньше Московской области, и ее столицу, расположенную почти в центре страны, удобно использовать как базовый лагерь. Живя в Берне, можно совершать экскурсионные вылазки на машине, что яи делал, посетив Цюрих и Люцерн. Но первый свой день в Берне я посвятил, разумеется, поиску Цветочной улицы, где, как известно, выбросился из окна профессор Плейшнер. Обстоятельно изучив карту города, нашел целых три названия улиц, начинающиеся на "Blumen". Побывав на каждой, не обнаружил ничего похожего на показанный в фильме таллинский пейзаж, на том и успокоился И конечно, я съездил в Майрин-ген (90 км от Берна в сторону Интерлакена) посмотреть на тот самый Райхенбахский водопад (Reichenbachfall), в который упал уже другой профессор - Мориарти. Площадка, где он боролся с Шерлоком Холмсом, сейчас забетонирована и ограждена перилами. Если поедете туда, а зрелище того стоит, захватите теплый свитер, даже если стоит тридцатиградусная жара. В облаке разбившейся в пыль ледяной воды он будет не лишним. Наверх, к водопаду лучше добраться за пять минут на подъемнике (работает до 17.30, тариф 4,6 франка), а возвращаться пешком (1,5 часа). Но Швейцария знаменита не только тем, что там периодически куда-то падают литературные персонажи (чаще профессора), но и, например, своими сыром и шоколадом. И того и другого в избытке в супермаркетах. Сыр дороговат, а шоколад, напротив, бывает дешевле, чем в Москве, - 0,75 франка (3,2 руб.) за плитку в 100 г. А в целом супермаркеты и кафе здесь не дороже, чем в среднем по Европе. дИз Берна мой путь лежал в Женеву, а по дороге заехал в Монтрё - уж очень хотелось посмотреть этот райский уголок, где скупают виллы разбогатевшие граждане, в том числе из России. Фешенебельный курорт на берегу Женевского озера оказался примерно таким, как я себе представлял: набережная с пальмами, дорогие магазины и т. д. Рискну предположить, что моя машина, оказавшаяся на стоянке между двух кабриолетов, была первой 'Таврией", колеса которой попирали эту благословенную землю. Женева сразу заставила забыть итальянское "пер фаворе" и немецкое "битте" - пришлось привыкать "по-французски", тем более, что следующим пунктом моего путешествия был намечен Париж. А последним ярким впечатлением о Швейцарии стала встреча с дорожной полицией за пять километров до французской границы. Проскочив нужную развязку автомагистралей, я решил нарушить правила и сдать сотню метров задним ходом - уезжать в другую сторону, рискуя заблудиться, не хотелось. А они тут как тут! Перегородив мне дорогу, двое полицейских выходят из машины. Ну, думаю, залетел баксов на двести, а если они еще и на месте не берут, придется возвращаться в Женеву, искать сберкассу... Хотел было по привычке побежать навстречу, как бы выражая почтение к властям, но передумал. Потому что как только я отстегнул ремень безопасности, один из ребят зачем-то быстро расстегнул кобуру и слегка наклонился вперед, как ковбой в; вестерне... К счастью, все обошлось. Открыв окно, я как мог, извинился по-французски, и полицейские отпустили меня бесплатно, объяснив, что подавать назад нет надобности через пару километров будет дублирующая развязка. А еще через десять минут страна банкиров и часовщиков осталась в воспоминаниях, пробуждаемых сиреневой наклейкой на ветровом стекле...130ЗР 5/98