254
р п/тгтшжт^ F r^fОдин из самых старых типов механических передач, нашедший применение и на автомобиле, - ременная передача. В наши дни приходится иметь дело с разными ее видами.ремня и зубчатых шкивов. Кстати, современные зубчатые ремни весьма долИ распредвал, и генератор, и помпа говечны: редко требуют замены раньше чаще всего вращаются благодаря репробега 60-70 тыс. км, а порой - через мешку (рис. 1). Мало того, видоизменен100 тыс. и более! ный зубчатый ремень теснит обычную Конечно, ездить больше положенметаллическую цепь. Например, на неного мы не советуем: велика верояткоторых, даже тяжелых и мощных мотоность разрушения ремня, исчерпавшего циклах заднее колесо тоже приводится свой ресурс. Взглянув на зубцы отраборемнем. Секрет столь широкого приметавшего ремня (лучше всего их вывернения - в преимуществах ремня: он денуть наружу), найдете трещины возле шев, прост в изготовлении, работает оснований (рис. 2). Это первые признаплавно, без шума. Ему не нужны специки усталостного разрушения. Еще неальные устройства для гашения колебамного - и зубья, скорее всего, срежутний, как, например, в цепной передаче ся. Разумеется, ремень требует аккуратности при ремонте или обслуживании мотора. Его легко повредить ножом, отверткой, даже кожухом - он ведь не железный. Следите за состоянием сальников мотора: просочившееся масло непременно попадет на ремень и враз нарушит надежную связь между ним и шестерней: замасленный ремень может легко проскользнуть через шкивы и стать напрочь беззубым. Конечно, следует тщательно регулировать натяжение ремня - перетяжка или ослабление тоже сократят срок его службы. Валентин ГРИГОРЬЕВ Впрочем, эти рекомендации относятся ик другим ремням, например поликлиновым (рис. 1, б), зачастую объединяющим под капотом все навесные агрегаты (см рис. 5). Если там все в порядке, такие ремни по своей долговечности соперничают, скажем, с двигателем, коробкой передач. Вы спросите, как этого достигают? Депо в том, что у поликлинового ремня прочный кордный материал лежит в "нейтральном" слое, который при изгибе на шкивах почти не испытывает растяжения или сжатия. Множество близко расположенных мелких клиньев обеспечивает хорошее сцепление ремня даже с самыми малыми шкивами уже при небольшом (в сравнении с обычными клиновыми ремнями) натяжении, а это повышает механический КПД передачи, снижает в ней нагрузки, да и срок службы ремня увеличивает. Именно поликлиновые ремни позволили создавать такие "живописные" кинематические схемы приводов, как на рис. 5. Есть, разумеется, у ременных передач и недостатки. Например, большие радиальные габариты. Чтобы обычным клиновым ремнем передать усилия, с которыми легко справляется цепь, размеры шкивов и самого ремня придется сделать большими. Для клинового ремня (особенно по мере износа деталей передачи) характерно проскальзывание, возрастающее с увеличением передаваемого усилия, вплоть до полного буксования Иными словами, передаточное отношение для обычного клинового ремня - параметр непостоянный. Это допустимо, например, в приводе генератора, насоса охлаждающей жидкости или насоса гидроусилителя руля, но совершенно неприемле-rРис. 2. Наиболее часто ремень разрушается изза усталости материала зубцов.Рис. 1. Ременные передачи: а - с клиновым ремнем (рядом более гибкий вариант с "гофрами" на внутренней поверхности); б - с поликлиновым; в - с зубчатым."жигулевского" мотора. Если в ней "гикнется" успокоитель, цепь запросто может перескочить через зубья звездочек - недалеко и до погнутых клапанов. Зубчатый ремень (рис. 1, в), рассчитанный на передачу большого усилия, в обычных условиях практически не удлиняется - в отличие от моторной цепи Подтягивать его приходится редко: главная причина - не вытяжка, а износ (истирание) контактных поверхностейРис. 3. При износе шкива клиновой ремень работает неправильно.мо для газораспределительного механизма, где валы "математически" связаны: распредвал обязан вращаться вдвое медленней коленвала - и никак иначе. Объективный недостаток любого плоского или клинового ремня - необходимость такого его натяжения, при котором передача надежно работает. А это перегружает подшипники, особенно в254ЗР 5/98