г)-)г)DJ" Jли марки 60С2ГФ. Первая операция - обработка прутков на токарных линиях до нужного диаметра, со снятием верхнего обезуглероженного слоя. Вторая - нагрев и навивка спиралью. Затем - закалка и отпуск. Потом дробеструйная обработка: в специальной камере пружины обстреливают потоком мелкой стальной дроби - так очищают от окалины, упрочняют поверхностный слой и повышают усталостную прочность. Следующий этап - холодная осадка, или заневоливание пружин. Их трижды сжимают до соприкосновения витков, после чего длина уменьшается примерно на 18 мм от первоначальной. Теперь пружины готовы долго работать, не теряя упругости. На готовую пружину наносят защитное покрытие, иначе со временем на поверхности прутка образуются каверны и раковины от коррозии, что ослабит поверхностный слой и ускорит поломку пружины. Кроме традиционного покрытия черной хлоркаучуковой эмали, на ВАЗе применяют более стойкое эпоксидное. Например, для пружин задней подвески только последнее. Заключительная операция - контроль статической нагрузки. Его проходят 100% выпускаемых пружин. Сжав пружину с определенным усилием, измеряют ее длину. Например, у пружины модели "2101 передней" под нагрузкой 435 кг номинальная длина 232 мм, а при 603 кг - 182 мм. Пружины, длина которых под нагрузкой оказалась больше или меньше (за пределами допуска), выбраковываются. Попавшие в плюсовый допуск (то есть чуть длиннее номинальной) - относятся к классу А, а в минусовый (чуть короче) - к классу В. После этого пружины маркируют, нанося полосу краски на наружную поверхность витков. В зависимости от модели пружины (табл. 1) применяют желтый, зеленый, белый, голубой, коричневый, синий, черный и оранжевый цвета. И все же, несмотря на такую сложную технологию производства, все пружины в эксплуатации рано или поздно проседают. Впрочем, если применить более дорогой материал, то можно создать пружину, сохраняющую достаточную упругость даже при длительном заневоливании. Пример боевая пружина гранатного запала УЗРГМ. Находясь в полностью сжатом состоянии лет пятьдесят, она незначительно теряет в упругости и всегда готова надежно срабо-О многообразии моделей пружин подвесок автомобилей ВАЗ, их производстве, эксплуатации и взаимозаменяемости.Владимир СЕМАКОВ, инженер ВАЗа Без пружин в подвеске может обойтись разве что тихоходная крестьянская телега, да и то приходится стелить в нее солому, чтобы седоки не растрясли кости на ухабах. А уж современным автомобилям без подвески никак нельзя. Скорость машины существенно выше, и пневматических шин недостаточно для поглощения толчков от неровностей дороги - здесь нужны более энергоемкие упругие элементы. На большинстве легковых автомобилей - это витые цилиндрические пружины. Несмотря на простоту и надежность, они со временем выходят из строя. После длительной (5-7 лет) эксплуатации машины с большой нагрузкой они проседают из-за усталости металла, при этом ход и энергоемкость подвески уменьшаются. Она начинает срабатывать до упора, что ускоряет разрушение деталей кузова. Обнаруживают потерю упругости пружин чаще неожиданно. Например, все лето ездили на дачу вдвоем-втроем, а тут пришлось гостей захватить, да и багажник основательно загрузить. Весу-то не больше допустимых для "Жигулей" 400 кг, а машина уже "ползет на брюхе", цепляя глушителем асфальт. Но не все владельцы спешат покупать новые пружины. Кто-то, наслушавшись иных "знатоков", устанавливает под пружины (или между их витками) резиновые проставки (кстати, ни одно из подобных изделий не одобрено ВАЗом). Главная опасность такого решения - возможность срабатывания подвески до смыкания витков пружины и, как следствие, передача почти жестких ударов на кузов. В штатной конструкции подвеска совершает свой полный ход до упора в мягкий резиновый или полиуретановый отбойник, который гасит лишь остатки энергии. Проставка же, заменяя собой воздушные промежутки между витками пружины, лишь ограничивает ход подвески, превращая ее из "мягкой пружинной" в "дубовую резиновую". Впрочем, кому-то применение проставок покажется оправданным, например, при использовании легковой машины в роли грузовика для снабжения торговой палатки. Если вы перевозите на ВАЗ-2104 по тонне груза за рейс, то ставить новые пружины взамен просевших бесполезно - и с ними груженая "четверка" распластается по асфальту. А с проставками машина будет еще год выглядеть "бодрячком", пока трещины лонжеронов не обезобразят ее осанку. То, что покупку нового автомобиля придется учесть в смете предстоящих производственных затрат - еще полбеды. Главное, что езда на перегруженной машине противоречит пункту 23.1 ПДД и просто опасна. Но если вы используете машину не столь безжалостно и рассчитываете на ее долгую службу, выход один поставить новые, предназначенные для данной модели пружины. Для любознательных читателей расскажем, как делают пружины подвески на ВАЗе. Исходный материал - прокатанный пруток круглого сечения из пружинной ста244ЗР 5/98 тать, разбив ударником капсюль. Разумевых", и применять такие на седанах опВАЗ, кроме "Оки" и модификаций с новым ется, к автомобильным пружинам таких выравдано лишь для увеличения высоты ку16-клапанным двигателем. 2108 задние соких требований не предъявляют. Какой зова над дорогой, например, если прихона все переднеприводные, кроме семейстсмысл взвинчивать их стоимость, делая дится часто ездить по проселку и задева ВАЗ-2110 и "Оки". Владельцев седанов "вечными", если через несколько лет повать порогами кочки. Но это не значит, ВАЗ-21099 иногда обманывают на рынках, требуют замены более дорогостоящие узчто можно применять пружины 2102 для предлагая втридорога якобы дефицитные лы? Но обеспечить сохранение упругости увеличения грузоподъемности машины - "99-е" задние пружины. Помните: таковых пружин хотя бы в течение расчетного сропреждевременное разрушение кузова в не существует - в задней подвеске ВАЗ21099 стоят обычные "восьмые" пружины. ка службы машины завод обязан, и это ему этом случае неизбежно. удается. Чего не скажешь о "левых" произПередние пружины 2108 устанавлиПружины для автомобилей семейства водителях, чьи пружины появляются на вают на все переднеприводные модели ВАЗ-2110 пока спросом не пользуются; тем не менее сообщаем данные о их рынке. Но есть и добросовестные изприменяемости (табл. 2). готовители, получившие допуск ВАЗа Таблица 1 на поставку пружин в запчасти. НаНекоторые модели пружин выпуМаркировка пружин для подвесок автомобилей ВАЗ пример: завод строительных машин в скают еще ив европейском исполнеЦвет отличительной маркировки Модель пружины Славянске; Краностроительный зании - для автомобилей, предназнаКласс А Класс В вод в Никополе (оба - на Украине); ченных на экспорт. Они чуть короче 1111 передняя желтый зеленый ТОО "Союз-ТМО", Ижевск и Машинообычных, поэтому дорожный просвет 1111 задняя желтый зеленый строительный завод, Пермь. Пружины таких машин меньше примерно на 20 2101 передняя желтый зеленый этих четырех заводов маркируют мм, и одновременно уменьшена по2101 задняя желтый зеленый клеймом изготовителя или прикрепдатливость самих пружин, что позво21012 передняя белый голубой ляют бирку. ляет повысить устойчивость машины2102 задняя коричневый синийв поворотах и при движении с больТеперь о применяемости прубез отметки (белый) 2121 передняя черный шой скоростью. Если вы решитесь жин. Модель 2101 (передняя и зад2121 задняя без отметки (белый) черный поставить такие на свой автомобиль, няя) - для всех заднеприводных 2108 передняя желтый зеленый учтите, что менять нужно все четыре ВАЗов с кузовом седан. 21012 - сде2108 задняя желтый зеленый пружины комплектом. Разумеется, лана из прутка большего диаметра, 2108 передняя европейская белый голубой проходимость автомобиля ощутимо она жестче, чем 2101. Ее устанавли2108 задняя европейская коричневый синий снизится, и при поездках по грунтовают с правой стороны передней 2110 задняя без отметки (белый) черный вым дорогам более вероятны повреподвески "жигулей" с правым руле2111 задняя оранжевый голубой ждения снизу машины. вым управлением (экспортных) для 2112 передняя белый без отметки (черный) выравнивания автомоПружины моделей биля из-за несимметТаблица 2 2121 применяют на ричного распределения полноприводных автоПружины для подвесок автомобилей ВАЗ "десятого" семейства массы. На машинах с мобилях ВАЗ всех моМодель автомобиля левым рулем суммардификаций (2121, Тип пружины ВАЗ 2110 ВАЗ-21102. ВАЗ-21103 ВАЗ 2111 BA3-21113 ВАЗ 2112 BA3-21122, ный вес рулевого меха21213, 21218, 2131), а BA3-21104 BA3-21124 низма, педального узла, модели 1111 - только Пружина передней подвески 2108 2108 2112 2108 2112 2112 2110 агрегатов гидропривона "Оке". Пружина задней подвески 2110 2110 2111 2111 2110 2110 2110 дов тормозов и сцеплеВ заключение - о европейская европейская европейская европейская ния, комбинации прибовозможности установки ров, расположенных с леТаблица 3 на машину пружин разных вой стороны, примерно соклассов упругости. Общее Краткие технические характеристики пружин ответствует весу аккумуляправило, действующее на Диаметр Наружный Длина Покрытие Модель пружины Число витков тора, стартера и генератоВАЗе, таково: все четыре прутка, мм диаметр, мм пружины, мм ра с правой. При "правом пружины должны быть одПружины передней подвески руле" все это сосредоточеного класса - либо А, либо эпоксидное, черная эмаль 2101 116,3 8,75 360 13,1 но с одной стороны, что и В. В исключительных слуэпоксидное, черная эмаль 21012 117 13,5 8,75 360 потребовало усиленной чаях допустимо устанавлиэпоксидное 120,4 278 2121 15.2 7.3 пружины справа. Пружина вать назад пружины класса эпоксидное, черная эмаль 383,5 2108 12,9 149,6-151,6 7 21012 встречается и на В, если спереди стоят пруэпоксидное, черная эмаль 364,5 2108 европейская 7 12.9 149.6-151,6 обеих сторонах подвески жины класса А. Но если на эпоксидное, черная эмаль 383.5 2112 13,2 151*2 7 "жигулей" спецкомплектапередней подвеске стоят эпоксидное, черная эмаль 316,8 1111 10 94-95 9.3 ций с левым рулевым упрапружины класса В, то стаПружины задней подвески влением, которым требует2101 вить назад пружины класса 434 12,4 127,5 9,3 эпоксидное ся повышенная энергоем2102 А не разрешается, недопус12,4 455 9.3 127,5 эпоксидное кость передней подвески. 2121 тима и установка пружин12,7 11,2 11.2 11.6 11.6 127-129 107,2 107,2 108 108 99,7 9,3 434 эпоксидное эпоксидное эпоксидное эпоксидное эпоксидное эпоксидное, черная эмальПружины 2102 ставят в задние подвески универсалов ВАЗ-2102 и 2104. Их длина на 21 мм больше, чем у обычных "ноль пер-2108 2108 ерпйкявое са 2110 гиоевгмпейсия ни11.5 10.5 10.5 11,5418 381 381 403 353разных классов на подвеске одной оси. Характеристики пружин для подвесок автомобилей ВАЗ даны в табл. 3.97 ,95 ,ЗР 5/98245