мшьтAtO'AWA-MOClOXOZ&AМягкому креслу у камина англичане предпочитают выставки спортивных и гоночных автомобилей.А лександр МЕЛЬНИК. Фото Вячеслава Субботина"Западный Мидленд - городская агломерация с центром в Бирмингеме. Характерны высокая плотность населения и изношенность жилого фонда. Остро стоят транспортная, жилищная и экологическая проблемы..." Отправляясь в Бирмингем, я твердо решил не обращать внимания на язвы развитого капитализма, открывшиеся мне когда-то на страницах учебника географии. У меня в Западном Мидленде совсем другая цель - традиционная выставка спортивных и гоночных автомобилей. Предстоящую экспозицию я себе, в общем. представлял. Несколько павильонов, где на стендах красуются "мак-ларены" и "вильямсы" формулы 1, "рейнарды" и лолы" заокеанской серии CART, спорт-прототипы, машины для ралли, кросса, картинга. А между ними прогуливаются не слишком многочисленные почитатели этойзаоблачной для обычного автолюбителя (простого бирмингемца, если хотите) техники. Как же я ошибался! Бирмингем встретил небывалой голубизны небом и ласковым весенним солнышком. От аэропорта до Национального выставочного центра - рукой подать, а весь путь пролегает среди зеленеющих полей и симпатичных лужаек, на которых пасутся огромные овцы и маленькие лошадки. Неужто трубы, дым и серые толпы остались где-то совсем рядом, за этой веселенькой сельской декорацией? Выставочный центр, правда, ничем не удивил - современный, с иголочки новый. Контролеры проверили аккредитации, и на следующие три часа я просто выпал из действительности, погрузившись в невероятную смесь мечты, сна, сказки. Да, конечно, здесь были "Мак-Ларен" и "Феррари". "Заубер" и "Эрроуз". У самого входа посетителей встречал большой стенд фирмы"Продраив", которая готовит "Субару" для чемпионата мира по ралли. На нескольких имитаторах можно было попробовать себя на месте пилота Ф1. Народ вокруг них, как яи предполагал, отнюдь не толпился. Зато к большинству других стендов было не протолкнуться! Один из павильонов отдали картингу. Чего здесь только не было! Тележки", как называют картингисты шасси своих микроавтомобилей, моторы, покрышки, колеса, море всевозможных аксессуаров - от ботинок до автоприцепов. А от стенда к стенду бродили мальчишки и девчонки с зачарованными глазами. Как часто я перехватывал полные мольбы взгляды, обращенные к родителям: "Эту!". Для тех, кто еще не знает, какое это неповторимое удовольствие - картинг, здесь же, в павильоне устроена настоящая трасса, по которой можно промчаться на настоящем карте. Мало того, можно посостязаться с настоящим гонщиком! Не верите? Спросите у моего товарища Славы Субботина, который делал фото для этой статьи: его карт вытолкнул с трассы. наподдав сзади, сам Фредди Лойкс, член команды 'Тойота" в чемпионате мира по ралли. Не знаете такого? Да познакомиться сКрытая трасса для картинга ' Один из бесчисленных киосков горI гующих моделями гоночных машин./5*fc. ч призов, полученных Iв разные годы пилотами команды Лотос»%>СНАРНАИW* бельгийцем - проще простого! Нужно только пробраться на стенд "Кастроль". где проходило представление команды. Едва с "Короллы" сдернули покрывало, как пилоты - а помимо Лойкса, это экс-чемпионы мира Карлос Сайнс и Дидье Ориоль - попали в плотное кольцо журналистов и посетителей выставки. Удивительно. но не было в этих ребятах ничего "звездного". Победитель более 20 этапов чемпионата мира Сайнс очень стеснялся и старался ответить на каждый вопрос. Ориоль постоянно шутил и смеялся, мгновенно, впрочем. становясь серьезным, коли речь заходила о деле. А Лойкс, с немного комичным видом прилежного ученика, говорил о том. как он счастлив, что попал в такую сильную команду. Кстати, о профессиональных качествах стеснительного Сайнса можно было судить здесь же, на выставке. Самый большой павильон превратился в крытую трассу для демонстрации гоночной техники. И Карлосу понадобилось всего несколько минут, чтобы убедить зрителей не только в достоинствах новой Тойоты", но ив своих чемпионских способностях. Впрочем, были среди посетителей выставки и такие, кто предпочитает слушать рев гоночных моторов, сидя в мягком кресле у камина. Но даже для них бирмингемская выставка - настоящий рай. Порядочный кусок - метров пятьдесят на тридцать - занял шикарный развал для любителей истории, уникальный в своем роде. Здесь можно найти программку Гран-при Италии-66 и рулевое колесо от "Купера формулы 3 1959 года, настоящую педаль от "Изотты-Фраскини" (помните Козлевича? Умер бы старик от счастья!) и новейшие издания, посвященные... ну, буквально, чему угодно - разумеется, автомобильному. А рядом с этим удивительным авторынком - настоящая комната чудес. В окружении гоночных машин прошлых лет (они и сами по себе интересны, но. конечно, меркнут перед тем, чему как бы преддверием служат) расположилась экспозиция, посвященная Колину Чапмену и его фирме "Лотос". Здесь книги и модели машин, знаменитая черная вельветовая кепка, в которой щеголял англичанин, различные награды. Но главное чудо - три создания гениального конструктора: "Лотос-79", "Лотос-80" и "Лотос-88". Три автомобиля, в истории которых отразились триумф и трагедия этого яркого человека. У нас было всего-навсего три часа. А чтобы осмотреть все стенды, похлопать по могучему капоту грузовик победителя Кубка Европы (подумать только, еще два года назад он назывался ЗИЛ!), подивиться новому раллийному "Форду-Пума" - сенсации выставки, потолкаться среди собирателей значков и коллекционеров гоночных моделей, пожать руку внука самого Малколма Кэмпбелла и даже поговорить с хозяином команды Ф1 Фрэнком Вильямсом - на все это и трех дней бы не хватило. Однако кое-что важное заметить все же удалось. Мы побывали не на выставке достижений гоночного хозяйства, не на автомобильном салоне запредельных технологий. Большинство посетителей, окинув почтительным взглядом фантастические обводы сверхсовременных "формул", устремлялись туда, где представляли свою продукцию фирмы попроще. Мне и раньше приходилось удивляться - как много в потоке машин на английских дорогах автоприцепов с гоночными автомобилями. Но только в выставочном центре Бирмингема мне стало ясно, что автогонки на Британских островах - поистине национальный вид спорта. Огромное количество фирм, фирмочек, заводиков, мастерских готовят технику для бесчисленных "формул", для тысяч состязаний. И "простые бирмингемцы" готовы прямо сейчас заплатить свои кровные фунты, чтобы через неделю поспорить за первенство Западного Мидленда в каком-нибудь невероятном классе гоночных этажерок с двумя моторами. Может быть, всего десятки из них станут профессиональными пилотами или конструкторами, а единицы - настоящими звездами. Но станут обязательно.